Я не призываю получать докторские степени в данной области, но с базовыми основами знакомиться надо. Полезно это, прежде всего, как уже говорилось ранее, для душевного здоровья, про кошелек тоже не забываем
Интересные из множества направлений современной акустики, на ваш выбор, знакомство с общей, обязательно. Не исключаю многие спасутся!
Общая (физическая) акустика — теория излучения и распространения звука в различных средах, теория дифракции, интерференции и рассеяния звуковых волн. Линейные и нелинейные процессы распространения звука.
Архитектурная акустика — законы распространения звука в закрытых (полуоткрытых, открытых) помещениях, методы управления структурой поля и т. д.
!!!!!Психоакустика — основные законы слухового восприятия, определения связи объективных и субъективных параметров звука, определения законов расшифровки «звукового образа». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%...0%BA%D0%B0
Музыкальная акустика — проблемы создания, распространения и восприятия звуков, используемых в музыке.
Электроакустика — раздел прикладной акустики, занимающийся теорией, методами расчёта и созданием электроакустических преобразователей
Обходя разложенные на земле грабли.....детские грабли ( для отдельных индивидуумов)...сложно " нырнуть в мир Hi- fi.
Много чего должно прийти через понимание,просто чтение Википедии или другого ресурса,может ответить на вопросы возникшие в процессе знакомства с очередной моделью ....грабель.
(07-05-2017 02:39)Виктор С. писал(а): Вы думаете "собирающиеся нырнуть в мир Hi-Fi" будут все это с упоением читать и изучать?
Глубоко сомневаюсь...
Согласен, ибо понимание о "правильном звуке", которое кстати у каждого своё,
строиться только на личном опыте. Другими словами, каждый строит себе
систему под свой ух и карман конечно.....читать википедию при этом не обязательно.
Меня всегда удивляют темы по типу "спасите, помогите подобрать, нет возможности
послушать и т.д." Прислушаться конечно к чужому мнению можно, но строить
систему только через свой ух.
Эта тема настолько обширна, что говорить об этом можно бесконечно.
Помимо разнообразия вариантов сетапов, сам вкус дело перманентное.
Скорее опыт определяет критерии понимания.
На свой ух, начинающий аудифил может такое наворотить, что просто жуть, со временем это понимает и сам "строитель".
Как ни крути, а путь этот не легок,
тернист и затратен.
Все понимают это одинаково, а вот поступают по-разному.
(07-05-2017 10:18)Kaminskiy писал(а): если кому и надо будет вдруг, то уверен поиском в гугле воспользуется.
Поиском в ГУГЛЕ настоятельно рекомендованно пользоваться ВСЕМ (даже тем кто диссертацию защитил). Новички, начните это делать прямо сейчас.
Вот примеры поискового запроса
Общая (физическая) акустика.
Архитектурная акустика.
Психоакустика.
Музыкальная акустика.
Электроакустика.
Это позволит вам прикоснуться к накопленным человечеством, НАУЧНЫМ знаниям, в такой области как звук, знаниям накопленным за всю недолгую историю исследований в данной области, не много ни мало, всего то
И не ограничивайтесь только названиями тем-направлений, углубляйтесь! Повторюсь, я не призываю новичка в последующем получать докторские степени в данной области, но с базовыми основами ознакомиться надо.
Приложил подборку статей, основы психоакустики в pdf
Содержание
Часть 1 .............................................................................................................................................................3
Часть 2. Нелинейные свойства слуха ..........................................................................................................11
Часть 3 Слуховой анализ консонансов и диссонансов ...............................................................................14
Часть 4. Бинауральный слух и пространственная локализация ................................................................18
Часть 5. Бинуаральный слух (продолжение)................................................................................................25
Часть 6 Слуховая маскировка ......................................................................................................................28
Часть 7 Слуховая маскировка 2. Бинауральное маскирование .................................................................33
Часть 8. Слуховые пороги, часть 1 ...............................................................................................................36
Часть 9. Слуховые пороги, часть 2................................................................................................................42
Часть 11. Аурализация - виртуальный звуковой мир...................................................................................47
Часть 11. Громкость, ч.1................................................................................................................................53
Часть 12 Громкость сложных звуков, часть 2...............................................................................................58
Часть 13. Субъективные критерии оценки акустики помещений.ч.1...........................................................62
Часть 13. Субъективные критерии оценки акустики помещений, часть 2...................................................67
Часть 14. Тембр, часть 1................................................................................................................................72
Часть 14 Тембр. Часть 2................................................................................................................................78
Часть 14. Тембр, часть 3................................................................................................................................85
Часть 15. Слуховое восприятие пространственных систем. Часть 1..........................................................92
Часть 15. Слуховое восприятие пространственных систем, часть 2..........................................................98
Часть 16. Взаимодействие акустических систем и помещения - стереофоническое прошлое и
многоканальное будущее............................................................................................................................104
Часть 17 Слух и речь. Часть 1.....................................................................................................................110
Часть 17. Слух и речь. Часть 2....................................................................................................................119
Часть 17. Слух и речь Часть 3. Акустические характеристики речи..........................................................123
Часть 17. Слух и речь. Часть 4. Субъективные и объективные методы оценки разборчивости речи
......................................................................................................................................................................128
Часть 17. Слух и речь Часть 4. Субъективные и объективные методы оценки разборчивости речи, часть
2....................................................................................................................................................................133
Часть 17. Слух и речь Часть 5 Акустические характеристики вокальной речи.........................................142
Часть 17. Слух и речь, часть 5 Акустические характеристики вокальной речи (продолжение)...............149
Статьи адресованы прежде всего к звукорежиссеру. НО основы психоакустики, они на то и основы ..."Основные задачи психоакустики - понять, как слуховая система расшифровывает звуковой образ, установить
основные соответствия между физическими стимулами и слуховыми ощущениями, и выявить, какие именно
параметры звукового сигнала являются наиболее значимыми для передачи семантической (смысловой) и
эстетической (эмоциональной) информации.
Это принципиально важно как для дальнейшего развития аудиотехники, так и для музыкального искусства в
целом (исполнительского творчества, совершенствования музыкальных инструментов, развития
компьютерного музыкального синтеза и т.д.)"...
Любящий музыку откроет для себя много интересного, и не забываем, это одна из множества книг по теме на русском языке. Ищите и обретете
(07-05-2017 23:15)Wehr-wolf писал(а): Скажите, а не отпугнет ли обилие этой информации тех, кто хочет нырнуть просто в хифи.
..........................................................................................................
Как показала практика, студийная работа , и вообще студийный звук не имеет ничего общего с аудиофильным.
1. Да какое там обилие информации может быть на 150 страницах
2. ну так аудиофилия это заболевание, к объективному восприятию звука отношения не имеющее
"Образования у меня никакого, то есть, высшее техническое" (М. Жванецкий)
От автора книги на 150 страницах (одной из множества других, по теме), сугубо для знакомства с замечательным человеком и ее трудами.
...Некоторое время назад мы предложили нашим читателям задать вопросы легенде отечественной звукотехники, знаменитому российскому ученому, председателю петербургской секции AES, почетному члену Совета директоров AES, доктору технических наук, профессору Ирине Аркадьевне Алдошиной.
В связи с невозможностью охватить все существующие в акустике тематические области, было решено ограничиться только одним разделом акустической науки – психоакустикой.
1. Уважаемая Ирина Аркадьевна! Почему Вы выбрали для разговора именно эту область знаний?
По нескольким причинам:
психоакустика является сейчас наиболее быстро развивающимся и самым важным направлением в акустике, от ее успехов зависит дальнейшее развитие аудиотехники, поскольку современные технологии позволяют получить любые заданные параметры, неясно только, какие из них наиболее важны для мозга при формировании слухового образа,
психоакустикой занимаются крупнейшие университеты и институты мира, работает много выдающихся ученых (см. мой учебник "Музыкальная акустика"), но в России этим направлением не занимается никто, хотелось бы его здесь развивать,
всегда интересно понять, как работает мозг, как он воспринимает музыку и зачем она ему.
2. Вопрос о слышимости фазовых искажений на примере такого параметра, как групповое время задержки. Есть часть абсолютно фазолинейных акустических систем, у которых скомпенсирована задержка между отдельными динамиками (за счет цифровых фильтров или расположения ВЧ-динамика вглубь относительно СЧ-динамика) и есть мнение, что у таких систем более четкая локализация источников в пространстве. Есть АС, у которых между динамиками задержка 0,5 мс или меньше. Вопрос – наличие задержки все-таки способствует ухудшению звучания, или, как и считается на частоте 2 кГц, задержки менее 0,5 с не воспринимаются?
Проблемой слышимости фазовых искажений в акустических системах очень много занимались в 1990-х годах, однако после того, как Блауэрт установил пороги слышимости ГВЗ (в области 2 кГц порядка 1 мс, на остальных частотах выше) при разработках АС стали ориентироваться на выполнение этого критерия. Подробнее об этом и вообще о проектировании АС можно прочитать в нашей книге Алдошина И.А., Войшвилло А.Г. "Высококачественные акустические системы и излучатели", она выложена в Интернете.
3. Какие новости о работе над стандартизацией параметров оценки качества звуковых устройств, в частности интересует оценка нелинейных искажений?
Проблемами нелинейных искажений продолжают очень активно заниматься, появилось много новых методов - многотоновые сигналы, ряды Вольтерра и пр. На эту тему у меня была статья в журнале Install Pro за 2002 год – "Электроакустические параметры излучателей (акустических систем, звуковых колонок, контрольных агрегатов и др.), ч. 3 Нелинейные искажения", ее можно найти в архиве журнала. Последние разработки в области измерений нелинейных искажений можно посмотреть на сайте Вольфганга Клиппеля (W. Klippel), его фирма является, пожалуй, самой передовой по этому направлению в мире. http://www.klippel.de/know-how/application-notes.html
4. Какие новости из области разработки и применения PEAQ?
Я не занимаюсь этим сейчас, но недавно вышла большая книга, целиком посвященная оценке качества звучания различных систем, там эти вопросы разобраны детально – "Perceptual Audio Evaluation – Theory, Method and Application" Søren Bech (Bang & Olufsen a/s), Denmark ,Nick Zacharov (Nokia Corporation), Finland. Книгу можно скачать в Интернете.
5. Почему нет толку от "высоких форматов?"
Не могу ответить на этот вопрос в том виде, в каком он сформулирован.
6. Почему большинство людей может вслепую определить в акустически неподготовленном помещении с плохими характеристиками, что является источником звука: настоящая скрипка или высококачественный звуковой тракт с записью скрипки? Какие параметры звукового сигнала в этом случае отличают звуки настоящего инструмента от звуков записи?
Это глобальная проблема, над которой работает современная акустика и аудиотехника уже более 30 лет, с момента появления систем Hi-Fi, которые и должны были создавать звук, неотличимый от живого. Количество параметров, по которым измеряется звуковая аппаратура, все время растет (их уже больше 40), но, по-видимому, какие-то важные для мозга критерии еще не учитываются, это требует решения глобальной проблемы расшифровки "слухового образа". В рамках общей проблемы "создания искусственного интеллекта" над ней работают многие крупнейшие университета и институты мира.
7. Есть ли куда развиваться дальше форматам "сжатия с потерями" музыкальных файлов? Ощущение, что где-то к 2006 году это направление себя исчерпало. Если исчерпало, то какая тема исследований сейчас самая актуальная?
Думаю, что это правильная мысль, по мере роста пропускной способности каналов и объемов памяти и носителей информации необходимость в таких форматах отпадет. В частности, новая система пространственного звуковоспроизведения Dolby Atmos их уже не использует.
8. В свете того, что наш слух имеет нелинейную природу и сам порождает гармоники, имеет ли смысл стремление к низким КНИ в аппаратуре?
Это интересный вопрос, который давно обсуждается в научных кругах, по-видимому, мозг имеет какой-то механизм, который позволяет отличать внутренние гармоники от внешних. Но многократные прослушивания подтверждают, что аппаратура с очень низкими уровнями нелинейных искажений звучит существенно лучше.
9. Почему звуковая аппаратура, например ЦАП, усилители, имеющие одинаковые и низкие значения КНИ, IMD, AЧХ, ФЧХ, и пр., звучит по-разному? Имеет ли смысл измерять все эти параметры, если они практически никак не связаны с субъективным качеством звука? Может, надо вводить какие другие параметры, проводить измерения на динамическом сигнале или измерять устройства в более широком спектре излучений, вплоть до гигагерц?
Это правильная постановка вопроса. Можно сказать так, что все известные параметры являются необходимыми для хорошего звучания, но недостаточными, поскольку пока неизвестно, какие еще параметры важны для обработки звуковых сигналов мозгом. Работы по этим направлениям интенсивно ведутся, каждый год приносит новую информацию и параметры. Но пока надо добиваться необходимого уровня по известным параметрам, это гарантирует определенный уровень звучания аппаратуры.
10. Возможно ли с помощью физического моделирования достаточно точно имитировать тембры живых инструментов? Есть ли какие-то новые исследования в этой области?
Работы по физическому моделирования продолжаются во многих научных центрах, в первую очередь в IRCAM (Париж) и Стэнфордский Университет (CCRA), посмотрите в Интернете их последние результаты. Джулиус Смит из Стэнфорда является самым компетентным специалистом в этой области. http://ccrma.stanford.edu/~jos/Mohonk05/ То, что мне удалось послушать в IRCAM – модели духовых инструментов (тромбон, валторна и др.) – звучат достаточно правдоподобно, но, конечно, отличаются от живых инструментов.
11. Происходят ли какие-то исследования в области разработки новых типов звуковых излучателей, микрофонов, свободных от недостатков электродинамических громкоговорителей, но не опасных для здоровья, как например электростатические, плазменные, и т.п.?
Из новых разработок можно отметить оптические микрофоны, ультразвуковые микрофоны, из громкоговорителей – ведутся работы по цифровым преобразователям, но новых принципов преобразования пока не появилось. Подробнее можно почитать в серии моих статей по научным результатам конгрессов AES.
12. Алгоритмы психоакустического взвешивания на основе модели слуха типа PEAQ дают неплохие результаты, схожие с субъективной экспертизой. Хотелось бы узнать поподробнее, продвигается ли это направление – математическая модель человеческого слуха?
Это направление сейчас интенсивно разрабатывается, созданы компьютерные модели оценки громкости, сейчас усиленно продвигаются работы по автоматической оценке тембра и др. Это одно из основных направлений в Институте коммуникационной акустики под руководством проф. Й. Блауэрта (Германия). Недавно вышла книга (сборник статей) под его руководством "Communication Acoustics" J. Blauert (изд-во Springer), в ней многие вопросы рассмотрены.
13. Уважаемая Ирина Аркадьевна, имеются ли перспективы в создании автоматической оценки качества акустических систем без участия человека и его субъективной оценки? Ведутся ли исследования в этом направлении, какие достижения, препятствия?
Это мечта всех разработчиков аудиотехники, конечно такие работы ведутся, созданы автоматические системы оценки громкости, бинауральной локализации и др., но до полной оценки качества звука еще далеко, поскольку не расшифрован до конца процесс формирования слухового образа в слуховой системе.
14. Какие технологии звукозаписи и звукогенерации могут стать доминирующими лет через 20, например? Что поменяется, основные тенденции развития?
Ответ на столь глобальный вопрос превышает мои возможности, но могу сказать, что в крупных фирмах Dolby, JBL, B&K и др. имеются специальные аналитические отделы, которые занимаются прогнозированием развития аппаратуры, это большая и очень серьезная работа.
15. Некоторые энтузиасты после перехода на АС с диффузорами из материалов с малыми внутренними потерями (бериллий, керамика, магний) утверждают, что никогда не вернутся к тканевым куполам и бумажным диффузорам. Существуют ли сейчас принятые научным сообществом методы, позволяющие однозначно показать, что "жесткие" диффузоры действительно лучше и "детальнее" при правильной фильтрации?
Применяются и жесткие и мягкие диафрагмы в зависимости от целей разработки аппаратуры, каждая имеет свои достоинства и недостатки, подробный анализ технологии изготовления диафрагм громкоговорителей и их сравнительная оценка даны в моей книге "Электродинамические громкоговорители" Алдошина И.А. (я видела, что ее можно заказать в OZON.RU, но вероятно, можно найти и в Интернете).
16. Каковы сейчас две-три самые передовые темы в теоретической (научной) части акустики/электроакустики? И две-три самые передовые темы в прикладной акустике/электроакустике?
Ответ на этот вопрос потребует специальной монографии. Но на протяжении ряда лет я писала в журнале "Звукорежиссер", а сейчас пишу для этого сайта ProSound.iXBT.com статьи по научным результатам конгрессов AES, которые проходят два раза в год и собирают лучших ученых мира. Думаю, если прочитать подборку этих статей за последние несколько лет, то можно получить достаточное представление по основным направлениям развития акустики. К числу наиболее интересных тем относятся аурализация, морфинг, автоматическое распознавание музыкальных инструментов, создание систем виртуальной реальности и др.
17. Можно ли создать чисто компьютерными программными средствами без реальных инструментов фонограмму, неотличимую на слух от живого исполнения?
На данном этапе развития это невозможно, поскольку проблема расшифровки слухового образа мозгом еще не решена и не понятно, по каким параметрам надо контролировать и оценивать запись...
Алдошина Ирина Аркадьевна - профессор кафедры звукорежиссуры Сакнт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, доктор технических наук, председатель петербургской секции AES, почетный член международного общества AES, член Координационного Совета по акустике РАН.
Автор более двухсот научных трудов (монографий, учебных пособий, статей и др.). Имеет большой опыт педагогической и научной работы, на протяжении многих лет была зам. директора по науке и руководителем разработок электроакустической аппаратуры в ИРПА им. А.С.Попова (Институт радиоприема и акустики).
Нужно понимать, что человек решивший окунуться в мир hi-fi, как минимум должен начать с любви к музыке.
Как любой интересующийся чем-либо человек, будет использовать все возможности, чтобы узнать об интересующем предмете больше!
Но это не значит, что обязательно нужно лезть в дебри, о которых даже не имеешь представления.
Когда покупаешь пару туфлей, совершенно не обязательно углубляться в тонкости производства.
Да нет, просто Вам нужно понять, что данная тема (как Вы ее назвали) явно не для "собирающихся нырнуть в мир Hi-Fi", а скорее всего именно для специалистов в области акустики, звукотехники и т.п., а также очень узкого круга любителей музыки, которых это возможно заинтересует и вызовет какие-то суждения, дебаты и споры конкретно по изложенному Вами материалу...
(08-05-2017 17:50)Виктор С. писал(а): Да нет, просто Вам нужно понять, что данная тема (как Вы ее назвали) явно не для "собирающихся нырнуть в мир Hi-Fi"
Признаю.
"утонувшим в мире Hi-Fi посовещаться".. лучшее название для данной темы.
..Слуховая система человека – сложный и вместе с тем очень интересно устроенный механизм. Чтобы более ясно представить себе, что для нас есть звук, нужно разобраться с тем, что и как мы слышим.
Существует целая наука, изучающая психологические и физиологические особенности восприятия звука человеком. Эта наука называется психоакустикой. В последние несколько десятков лет психоакустика стала одной из наиболее важных отраслей в области звуковых технологий, поскольку в основном именно благодаря знаниям в области психоакустики современные звуковые технологии получили свое развитие. Давайте рассмотрим самые основные факты, установленные психоакустикой.
Основную информацию о звуковых колебаниях мозг получает в области до 4 кГц. Этот факт оказывается вполне логичным, если учесть, что все основные жизненно необходимые человеку звуки находятся именно в этой спектральной полосе, до 4 кГц (голоса других людей и животных, шум воды, ветра и проч.). Частоты выше 4 кГц являются для человека лишь вспомогательными, что подтверждается многими опытами. В целом, принято считать, что низкие частоты «ответственны» за разборчивость, ясность аудио информации, а высокие частоты – за субъективное качество звука. Слуховой аппарат человека способен различать частотные составляющие звука в пределах от 20-30 Гц до приблизительно 20 КГц. Указанная верхняя граница может колебаться в зависимости от возраста слушателя и других факторов.
В спектре звука большинства музыкальных инструментов наблюдается наиболее выделяющаяся по амплитуде частотная составляющая. Ее называют основной частотой или основным тоном. Основная частота является очень важным параметром звучания, и вот почему. Для периодических сигналов, слуховая система человека способна различать высоту звука. В соответствии с определением международной организации стандартов, высота звука - это субъективная характеристика, распределяющая звуки по некоторой шкале от низких к высоким. На воспринимаемую высоту звука влияет, главным образом, частота основного тона (период колебаний), при этом общая форма звуковой волны и ее сложность (форма периода) также могут оказывать влияние на нее. Высота звука может определяться слуховой системой для сложных сигналов, но только в том случае, если основной тон сигнала является периодическим (например, в звуке хлопка или выстрела тон не является периодическим и по сему слух не способен оценить его высоту).
Вообще, в зависимости от амплитуд составляющих спектра, звук может приобретать различную окраску и восприниматься как тон или как шум. В случае если спектр дискретен (то есть, на графике спектра присутствуют явно выраженные пики), то звук воспринимается как тон, если имеет место один пик, или как созвучие, в случае присутствия нескольких явно выраженных пиков. Если же звук имеет сплошной спектр, то есть амплитуды частотных составляющих спектра примерно равны, то на слух такой звук воспринимается как шум. Для демонстрации наглядного примера можно попытаться экспериментально «изготовить» различные музыкальные тона и созвучия. Для этого необходимо к громкоговорителю через сумматор подключить несколько генераторов чистых тонов (осцилляторов). Причем, сделать это таким образом, чтобы была возможность регулировки амплитуды и частоты каждого генерируемого чистого тона. В результате проделанной работы будет получена возможность смешивать сигналы от всех осцилляторов в желаемой пропорции, и тем самым создавать совершенно различные звуки. Поученный прибор явит собой простейший синтезатор звука.
Очень важной характеристикой слуховой системы человека является способность различать два тона с разными частотами. Опытные проверки показали, что в полосе от 0 до 16 кГц человеческий слух способен различать до 620 градаций частот (в зависимости от интенсивности звука), при этом примерно 140 градаций находятся в промежутке от 0 до 500 Гц.
На восприятии высоты звука для чистых тонов сказываются также интенсивность и длительность звучания. В частности, низкий чистый тон покажется еще более низким, если увеличить интенсивность его звучания. Обратная ситуация наблюдается с высокочастотным чистым тоном – увеличение интенсивности звучания сделает субъективно воспринимаемую высоту тона еще более высокой.
Длительность звучания сказывается на воспринимаемой высоте тона критическим образом. Так, очень кратковременное звучание (менее 15 мс) любой частоты покажется на слух просто резким щелчком – слух будет неспособен различить высоту тона для такого сигнала. Высота тона начинает восприниматься лишь спустя 15 мс для частот в полосе 1000 – 2000 Гц и лишь спустя 60 мс – для частот ниже 500 Гц. Это явление называется инерционностью слуха. Инерционность слуха связана с устройством базилярной мембраны. Кратковременные звуковые всплески не способны заставить мембрану резонировать на нужной частоте, а значит мозг не получает информацию о высоте тона очень коротких звуков. Минимальное время, требуемое для распознавания высоты тона, зависит от частоты звукового сигнала, а, точнее, от длины волны. Чем выше частота звука, тем меньше длина звуковой волны, а значит тем быстрее «устанавливаются» колебания базилярной мембраны.
В природе мы почти не сталкиваемся с чистыми тонами. Звучание любого музыкального инструмента является сложным и состоит из множества частотных составляющих. Как мы сказали выше, даже для таких звуков слух способен установить высоту их звучания, в соответствии с частотой основного тона и/или его гармоник. Тем не менее, даже при одинаковой высоте звучания, звук, например, скрипки отличается на слух от звука рояля. Это связано с тем, что помимо высоты звучания слух способен оценить также общий характер, окрас звучания, его тембр. Тембром звука называется такое качество восприятия звука, которое, в не зависимости от частоты и амплитуды, позволяет отличить одно звучание от другого. Тембр звука зависит от общего спектрального состава звучания и интенсивности спектральных составляющих, то есть от общего вида звуковой волны, и фактически не зависит от высоты основного тона. Немалое влияние на тембр звучания оказывает явление инерционности слуховой системы. Это выражается, например, в том, что на распознавание тембра слуху требуется около 200 мс.
Громкость звука – это одно из тех понятий, которые мы употребляем ежедневно, не задумываясь при этом над тем, какой физический смысл оно несет. Громкость звука – это психологическая характеристика восприятия звука, определяющая ощущение силы звука. Громкость звука, хотя и жестко связана с интенсивностью, но нарастает непропорционально увеличению интенсивности звукового сигнала. На громкость влияет частота и длительность звукового сигнала. Чтобы правильно судить о связи ощущения звука (его громкости) с раздражением (уровнем силы звука), нужно учитывать, что изменение чувствительности слухового аппарата человека не точно подчиняется логарифмическому закону.
Существуют несколько единиц измерения громкости звука. Первая единица – «фон» (в англ. обозначении - « phon»). Говорят, «уровень громкости звука составляет n фон», если средний слушатель оценивает сигнал как равный по громкости тону с частотой 1000 Гц и уровнем давления в n дБ. Фон, как и децибел, по сути не является единицей измерения, а представляет собой относительную субъективную характеристику интенсивности звука. На рис. 1 представлен график с кривыми равных громкостей.
Каждая кривая на графике показывает уровень равной громкости с начальной точкой отсчета на частоте 1000 Гц. Иначе говоря, каждая линия соответствует некоторому значению громкости, измеренной в фонах. Например, линия «10 фон» показывает уровни сигнала в дБ на разных частотах, воспринимаемых слушателем как равные по громкости сигналу с частотой 1000 Гц и уровнем 10 дБ. Важно заметить, что приведенные кривые не являются эталонными, а приведены в качестве примера. Современные исследования ясно свидетельствуют, что вид кривых в достаточной степени зависит от условий проведения измерений, акустических характеристик помещения, а также от типа источников звука (громкоговорители, наушники). Таким образом, эталонного графика кривых равных громкостей не существует.
Важной деталью восприятия звука слуховым аппаратом человека является так называемый порог слышимости - минимальная интенсивность звука, с которой начинается восприятие сигнала. Как мы видели, уровни равной громкости звука для человека не остаются постоянным с изменением частоты. Иными словами, чувствительность слуховой системы сильно зависит как от громкости звука, так и от его частоты. В частности, и порог слышимости также не одинаков на разных частотах. Например, порог слышимости сигнала на частоте около 3 кГц составляет чуть менее 0 дБ, а на частоте 200 Гц – около 15 дБ. Напротив, болевой порог слышимости мало зависит от частоты и колеблется в пределах 100 – 130 дБ. График порога слышимости представлен на рис. 2. Обратим внимание, что поскольку, острота слуха с возрастом меняется, график порога слышимости в верхней полосе частот различен для разных возрастов.
Частотные составляющие с амплитудой ниже порога слышимости (то есть находящиеся под графиком порога слышимости) оказываются незаметными на слух.
Интересным и исключительно важным является тот факт, что порог слышимости слуховой системы, также как и кривые равных громкостей, является непостоянным в разных условиях. Представленные выше графики порога слышимости справедливы для тишины. В случае проведения опытов по измерению порога слышимости не в полной тишине, а, например, в зашумленной комнате или при наличии какого-то постоянного фонового звука, графики окажутся другими. Это, в общем, совсем не удивительно. Ведь идя по улице и разговаривая с собеседником, мы вынуждены прерывать свою беседу, когда мимо нас проезжает какой-нибудь грузовик, поскольку шум грузовика не дает нам слышать собеседника. Этот эффект называется частотной маскировкой. Причиной появления эффекта частотной маскировки является схема восприятия звука слуховой системой. Мощный по амплитуде сигнал некоторой частоты f m вызывает сильные возмущения базилярной мембраны на некотором ее отрезке. Близкий по частоте, но более слабый по амплитуде сигнал с частотой f уже не способен повлиять на колебания мембраны, и поэтому остается «незамеченным» нервными окончаниями и мозгом.
Эффект частотной маскировки справедлив для частотных составляющих, присутствующих в спектре сигнала в одно и то же время. Однако в виду инерционности слуха, эффект маскировки может распространяться и во времени. Так некоторая частотная составляющая может маскировать другую частотную составляющую даже тогда, когда они появляются в спектре не одновременно, а с некоторой задержкой во времени. Этот эффект называется временной маскировкой. В случае, когда маскирующий тон появляется по времени раньше маскируемого, эффект называют пост-маскировкой. В случае же, когда маскирующий тон появляется позже маскируемого (возможен и такой случай), эффект называет пре-маскировкой.
Пространственное звучание.
Человек слышит двумя ушами и за счет этого способен различать направление прихода звуковых сигналов. Эту способность слуховой системы человека называют бинауральным эффектом. Механизм распознавания направления прихода звуков сложен и, надо сказать, что в его изучении и способах применения еще не поставлена точка.
Уши человека расставлены на некотором расстоянии по ширине головы. Скорость распространения звуковой волны относительно невелика. Сигнал, приходящий от источника звука, находящегося напротив слушателя, приходит в оба уха одновременно, и мозг интерпретирует это как расположение источника сигнала либо позади, либо спереди, но не сбоку. Если же сигнал приходит от источника, смещенного относительно центра головы, то звук приходит в одно ухо быстрее, чем во второе, что позволяет мозгу соответствующим образом интерпретировать это как приход сигнала слева или справа и даже приблизительно определить угол прихода. Численно, разница во времени прихода сигнала в левое и правое ухо, составляющая от 0 до 1 мс, смещает мнимый источник звука в сторону того уха, которое воспринимает сигнал раньше. Такой способ определения направления прихода звука используется мозгом в полосе частот от 300 Гц до 1 кГц. Направление прихода звука для частот расположенных выше 1 кГц определяется мозгом человека путем анализа громкости звука. Дело в том, что звуковые волны с частотой выше 1 кГц быстро затухают в воздушном пространстве. Поэтому интенсивность звуковых волн, доходящих до левого и правого ушей слушателя, отличаются на столько, что позволяет мозгу определять направление прихода сигнала по разнице амплитуд. Если звук в одном ухе слышен лучше, чем в другом, следовательно источник звука находится со стороны того уха, в котором он слышен лучше. Немаловажным подспорьем в определении направления прихода звука является способность человека повернуть голову в сторону кажущегося источника звука, чтобы проверить верность определения. Способность мозга определять направление прихода звука по разнице во времени прихода сигнала в левое и правое ухо, а также путем анализа громкости сигнала используется в стереофонии.
Имея всего два источника звука можно создать у слушателя ощущение наличия мнимого источника звука между двумя физическими. Причем этот мнимый источник звука можно «расположить» в любой точке на линии, соединяющей два физических источника. Для этого нужно воспроизвести одну аудио запись (например, со звуком рояля) через оба физических источника, но сделать это с некоторой временной задержкой в одном из них и соответствующей разницей в громкости. Грамотно используя описанный эффект можно при помощи двухканальной аудио записи донести до слушателя почти такую картину звучания, какую он ощутил бы сам, если бы лично присутствовал, например, на каком-нибудь концерте. Такую двухканальную запись называют стереофонической. Одноканальная же запись называется монофонической.
На самом деле, для качественного донесения до слушателя реалистичного пространственного звучания обычной стереофонической записи оказывается не всегда достаточно. Основная причина этого кроется в том, что стерео сигнал, приходящий к слушателю от двух физических источников звука, определяет расположение мнимых источников лишь в той плоскости, в которой расположены реальные физические источники звука. Естественно, «окружить слушателя звуком» при этом не удается. По большому счету по той же причине заблуждением является и мысль о том, что объемное звучание обеспечивается квадрофонической (четырехканальной) системой (два источника перед слушателем и два позади него). В целом, путем выполнения многоканальной записи нам удается лишь донести до слушателя тот звук, каким он был «услышан» расставленной нами звукопринимающей аппаратурой (микрофонами), и не более того. Для воссоздания же более или менее реалистичного, действительно объемного звучания прибегают к применению принципиально других подходов, в основе которых лежат более сложные приемы, моделирующие особенности слуховой системы человека, а также физические особенности и эффекты передачи звуковых сигналов в пространстве...
Из статьи "Звук: немного теории".
Автор, Александр Радзишевский
Пожалуйста, не сочтите за проявление эгоизма с моей стороны, но я сказал, процитировал... больше чем мог себе представить С большой долей вероятности находясь в сети, вы используете поисковые системы, воспользуйтесь одной из них, хоть бы гуглом) для поиска ответа на интересующие вас вопросы. Уверяю вас, вы удовлетворите большую часть своего любопытства.
Я же... посмотрите историю моих сообщений... сейчас неудобно за некоторые))) Обратите внимание что я отсутствовал на форуме много лет...
.
.
.
просто
без
фанатизма
СЛУШАЛ
МУЗЫКУ
.
.
.
Старые Telefunken, в связке, с безымянного автора ламповым однотактом... ни чего выдающегося... а в качестве источника у меня, о боже ноутбук - юсб ЦАП) Это мой скромный опыт, мой путь, не смею ни кому его навязывать.
Поймите правильно, я ни чего не рекламирую, не продаю и не покупаю все эти годы (ни чего плохого в процессе вдумчивой покупки не вижу).
Зашел, смотрю я уже ветеран
Побродил по форуму... Почитал... Создал тему которая потеряется быстро.
Так. Тем более интересено.
У меня тоже есть и однотакт(ы), и старые любимые Телефункены - среди прочего. И тем не менее, совершенно не понимаю, к чему тут вся эта теория, и как она кому может помочь. Тем более новичкам - как уже не раз говорилось.
(09-05-2017 09:55)Wehr-wolf писал(а): Можете огласить ваши пристрастия, ну опишите к чему вы пришли в области звука ?
В начале темы написал Слушать и СЛЫШАТЬ не одно и тоже.
На страницах нашего клуба, "пристрастия" давно заслоняют разум, и в не красиво большом масштабе, так было три года назад когда я уходил, так было шесть лет назад, кода пришел сюда первый раз, так это есть и сейчас. Не вижу ни чего плохого в том что люди делятся между собою информацией, просто за "пристрастиями" информации не видно.
Если помогу кому-то из начинающих не подхватить "аудиофилии" в худшем понимании этого слова, это и будет достаточным для меня оправданием.
(09-05-2017 15:04)sda79 писал(а): Слушать и СЛЫШАТЬ не одно и тоже.
Поскольку мое сообщение адресованное вам было стерто по вашему требованию, задам вам те же вопросы еще раз:
1. Что вы слушаете дома? Есть ли у вас система? Это что то современное, или из старья (по типу которым вы торгуете)?
2. Зачем вы выкладываете целыми простынями чужие мысли? Вам есть что сказать самому? Из личного опыта. Ибо тем кто уже построил системы ваши опусы вообще не интересны, а новичкам не понятны.
3. Также расскажите что вы там можете СЛЫШАТЬ из своей так называемой системы, которая не способна передать и сотой части информации. Или вы просто слушаете, а недостающее домысливаете, и вам кажется что вы на самом деле слышите?
И последнее: что такое (в вашем понимании) нирвана? Вы сами себя туда определили на пмж? Или заходите туда периодически? Если да, то что употребляете?