Здесь корректнее рассматривать влияние выходного сопротивления усилителя, охваченного общей ООС, на нелинейные искажения самого усилителя, работающего на реальную АС.
И, если речь пошла о нелинейностях, об импедансе речи быть не может. То две параллельных грани реальности. Грамотные инженеры рассматривают их по отдельности. Divide et impera и будет вам счатье. Настоящее, аудиофильское.
Но, выходное сопротивление усилителя лишь один из компонентов, формирующий КД.
Что часто используется алчными маркетологами для оболванивания широких масс потребителей звука.
Как говорится - других усилителей у нас нет.
Или он тормозит ЭДС или пускает мягкий глубокий бас.
Или приятный "пук".
Просто потому, что нормального баса, близкого к тому, что записан, обычный слушатель никогда не слышал.
И, не услышит, потому что - АС резиноход ФИ, усилитель с низким КД.
Мягко, глубоко, проникновенно.
К этому приучен современный слушатель.
-
Не читайте, не расстраивайтесь...
(03-08-2021 07:00)Alex_Dnepr писал(а): Практика - критерий истины вроде, и давно уже определились, что в большинстве случаев КД 5-8 достаточен, а Кг становится ощутим если выше 3-5%. Только нужно учитывать, что психоакустическая заметность высших гармоник на фоне основного тона - пропорциональна 2...3 степени номера гармоники. Безоосники в кл. А (ламповые в т.ч.) этим требованиям удовлетворяют, и не имеют множества врождённых проблем, с которыми вы героически сражаетесь.
То не геройство, то практика (критерий истины) прогресcа схемотехники усилителей для звука, в частности. Посмотрите на ситуацию с другого ракурса. Если уровни всех возможных паразитных гармоник и интермод в выходном сигнале заведомо ниже уровня восприятия на ухо, то их как бы и нет вовсе. И нам безразлично их распределение по амплитудам и кто кому пропорционален. Этим требованиям удовлетворяют современные свехлинейники.
(03-08-2021 07:00)Alex_Dnepr писал(а): Если бы у vitamir-а были уши, vitamir, захотите начать - мы вам поможем! ))
Вот, выйду на пенсию, снесу к чертям микрокап и отращу себе уши, непременно. А за приглашение отдельное спасибо. Искренне.
(03-08-2021 01:29)AABBCC писал(а): От АС зависит порог КД, после которого его наращивание теряет смысл, и в игру вступают недокументированные свойства эл.тока, которые влияют на реальное демпфирование громкоговорителей на музыкальном сигнале эффективнее, чем бессмысленный, через мерно высокий, и уже не эффективный на таком высоком уровне, КД усилителя.
Так Вы оспариваете не только современные представления сапиенсов о физике, но и о математике? Сие доступно лишь академикам и демагогам. На академика Вы не тянете, судя по Вашим сообщениям.
Вернитесь в реальность, здесь интереснее. С Вами, в том числе.
Тут недавно, в ролике - Сухов рассказывал, как влияют контакты реле на выходе усилителя...
-
У меня в усилителе нет никаких контактов.
Моножила запаяна в плату - выходной разъем "про Neutrik".
КД усилителя несколько тысяч, по постоянному току.
На плате нет дорожек - а, сплошной полигон выхода.
Восемь пар транзисторов, ИБП - 2 кВт.
Вот это бас.
А, не пук...
Сделано все, для лучшего управления и контроля АС
(04-08-2021 00:24)radist08 писал(а): У меня в усилителе нет никаких контактов.
Моножила запаяна в плату - выходной разъем "про Neutrik".
КД усилителя несколько тысяч, по постоянному току.
А защита АС как реализована?
Напомню читателям, что в большинстве "неидеальных" транзисторных усилителей присутствует реле защиты АС, и его контакты имеют переходное сопротивление (плавающее). И активное сопротивление акустического кабеля учтём. Предположим что Rout нашего усилителя 0,004 Ом (ого). С нагрузкой в 4 ома КД равен 4/0,004, т.е. 1000 (ого). Измерим сопротивление контактов и кабеля. Например 2*0,05 + 0,1 ом. Переходным сопротивлением зажимов пренебрежём. И что от КД в 1000 осталось? 19,6
(04-08-2021 00:24)radist08 писал(а): У меня в усилителе нет никаких контактов.
…
Восемь пар транзисторов, ИБП - 2 кВт.
Вот это бас.
А, не пук...
Как что не так с усилителем, ас непременно скажет пук, в последний раз.
И я не понимаю, зачем настаивать на ‘резиновых’ динамиках, которые пукают. ну не у всех же такие.
И кстати да, тот же Макаров выжимает тот же Кд под 20 на ламповике, где не нужны никакие реле и прочая фигня. При этом короткий тракт из 2-х ламп позволяет получить в звуке нечто недостижимое на каменной схемотехнике, хотя бы потому что максимально простые решения малопригодны в силу разных причин, а навороты быстро гробят звук.
(04-08-2021 01:12)Alex_Dnepr писал(а): И что от КД в 1000 осталось? 19,6
Так, в этом же и есть весь цимес. Усилитель с высоким КД практически не влияет на полную добротность связки усилитель+АС. Такой усилитель более универсален и позволяет расслышать "голос" собственно АС, не искажая его (это снова линейные искажения, если что), выражаясь на сленге потребителей звука.
Чем и кроют алчные маркетологи. И, вдруг, становится слышно на ухо, что из АС есть что.
Для усилителя с общей ООС важнее собственное низкое выходное сопротивление, что входит в формулу для КД числителем. И только о нем (выходном сопротивлении усилителя) есть смысл рассуждать, рассматривая усилитель с подобного ракурса.
Два каскада.
Усилитель напряжения + усилитель тока.
Все.
Получаем:
1) мощность 150-200Вт
2) искажения при 100Вт до 0.2%
3) полоса 5-150кГц
4) выходное сопротивление 0.11Ом при двух парах современных куфет транзисторов с высокой крутизной. КД - 70.
5) идеальный меандр
6) нечувствительность к емкостно - индуктивным особенностям нагрузки.
И это все имеем с двух каскадов, без каких либо ООС.
Не ожидал таких результатов. Здесь заслуга свежих выходных транзисторов.
(03-08-2021 19:14)radist08 писал(а): Усилитель с низким КД - это автомобиль с резиновым карданом.
Я понимаю, что радисты электроакустику не изучали от слова вообще. Электродинамический громкоговоритель - преобразователь ток-перемещение. Ток от противо-ЭДС тромоз! Это автомобиль с забытым ручником!
(03-08-2021 22:57)vitamir писал(а): Предлагаю на время оставить электроакустику в покое. Мы здесь за усилители беседуем, потому взглянем на связку усилитель+АС с точки зрения теории электрических цепей. Есть такой рисунок, он отражает суть проблемы.
Допустим, что выходное сопротивление усилителя имеет постоянное значение в интересующем нас диапазоне частот, что недалеко от суровой реальности. Тогда, у такой связки две беды:
1) АЧХ выходного напряжения будет повторять кривую импеданса нагрузки. Величина максимально возможного отклонения от постоянного уровня будет определяться значением демпинг фактора. Как я уже писал выше, при КД=8 отклонение не превысит 1дБ. Об этом же пишут выше "практикущие" коллеги. Люди говорят, что это мера различимости на среднестатичтическое ухо потребителем звука. Золотое ухо аудиофила и тренированное ухо звукорежиссера, говорят, способно различать отклонения от линейной АЧХ на 0.3 дБ. Что достижимо лишь при КД=30 и не ниже. И это тоже подтверждают т.н. "практики"
2) Чем выше выходное сопротивление усилителя, тем сильнее эффект , похожий на компрессию сигнала. И наоборот. Это еще один ноль в пользу более высокого КД.
Оба эти эффекта линейны в первом приближении. И приводят к линейным искажениям сигнала в связке усилитель+АС, которые, в обычных условиях, таки заметны на ухо. Все, кто талдычит за связь КД с нелинейными искажениями, просто не курсе. Влияние его на собственные нелинейные искажения акустического излучателя косвенное и специфичное.
Заметьте, что я не упоминаю в суе Кг уже страниц пятьдесят, в отличие от "ушастых" оппонентовЪ.
Регулирование общей добротности связки усилитель+АС с помощью выходного сопротивления усилителя - профанация.
В результате имеем единственную и неповторимую связку усилитель+АС. Либо рукоблудим с подбором "играющей" пары усилитель+АС всю жизнь. А чо, тоже занятие.
Все с точностью до наоборот Ток от противо-ЭДС паразитный и существенно увеличивает нелинейность перемещения катушки во всем диапазоне частот Это прямое влияние - электромагнитная индукция называется. Какбы стыдно радистам показывать профанацию в понимании физическических процессов в реальной нагрузке..
Тормозящее воздействие от этого тока вынужденно необходимо только в области электромеханического резонанса для понижения общей добротности и существенно на НЧ - там всегда применяются динамики с высокой механической добротностью. Хотя часто и СЧ/ВЧ динамики тоже залазят в область резонанса - там обычно резисторы в фильтре. При переходе на биампинг/многополосное усиление их надо оставлять - иначе возрастут нелинейные искажения в самой чувствительной области!
Суть проблемы в том, что импеданс динамика измеряется в режиме источника тока а Кг - в режиме источника напряжения. АЧХ динамика вообще определяется активным частью сопротивления излучению и ни на одной эквивалентной схеме вообще не рисуется в виду его малости. Не забывайте, что все нарисованные сопротивления в импедансе нагрузки на эквивалентых схемах УМ - АС паразитные и могут только воздух греть да фазу между током и напряжением изменять.
Кстати, почему так радистов особенно волнует индуктивное сопротивление динамика - ну отстает по фазе ток от напряжения - важно только для фильтров в АС. Устойчивость УМ при этом только увеличивается и мощи не жрет.
(04-08-2021 09:03)vitamir писал(а): Так, в этом же и есть весь цимес. Усилитель с высоким КД практически не влияет на полную добротность связки усилитель+АС. Такой усилитель более универсален и позволяет расслышать "голос" собственно АС, не искажая его (это снова линейные искажения, если что), выражаясь на сленге потребителей звука.
Чем и кроют алчные маркетологи. И, вдруг, становится слышно на ухо, что из АС есть что.
Для усилителя с общей ООС важнее собственное низкое выходное сопротивление, что входит в формулу для КД числителем. И только о нем (выходном сопротивлении усилителя) есть смысл рассуждать, рассматривая усилитель с подобного ракурса.
Є тільки один сенс, це міркувати в контексті зв'язки "підсилювач - акустична система"
Високого КД не досягти без ООС, яка в свою чергу має ряд істотних недоліків. Думаю, стаття Пасса в кінці кінців відкриє очі на проблеми і розуміння використання зворотного зв'язку. Своїми роботами і дослідженнями він в найменшій мірі схильний до бізнес інтересам, став свого роду розвінчувачем міфів, тому я йому довіряю більше, ніж маркетологам від аудіо.
З іншого боку мені незрозуміло бажання меломанів використовувати компресійну акустику низького тиску, яка вимагає потужних підсилювачів з високим КД з усіма їх проблемами, коли можна використовувати АС з пристойним тиском і обходитися при цьому висококласним підсилювачем невисокої потужності класу А. У мене, наприклад, вихідний каскад в А класі взагалі без зворотних зв'язків має THD 2-3 тисячні частки відсотка на 1 кГц на 1 Вт на 4 Ома, а на 10кГц гармоніки йдуть за 4 нулі. На малому сигналі гармоніки поступово ще більше знижуються, що якісно передає всю мікродінаміку музичного матеріалу без спотворень на відміну від інших класів. І при всьому цьому підсилювач залишається досить універсальним для всіх жанрів музики.
Если вы посмотрите на АЧХ в НЧ области и искажения, окажется, что низкочувствительные АС более линейны и обладают меньшими КНИ и по этому сами по себе меньше окрашивают музыкальный материал.
У меня АС 86дБ на динамиках Ауккутон (керамика) например.
Да, вы получили тот свой идеальный ват, но пытаетесь его слушать через довольно нелинейную систему. Намного проще получить 50-100Вт и загонять их в максимально ровные АС.
Фізично компрессійна акустика не може видати бас природньо. Немає потрібного динамічного діапазону і атаки, поршневий режим генерує високочастотні спотворення, повільний спад, загасання, на слух роздутість + до цього негоразди з ФІ. В результаті слухач чує квазі бас, але думає, що так і треба
Зараз є гарні динаміки з високою чутливістю і з рівною частотною характеристикою.