Для Ортофон,шеллы делает OEM производитель-Jelco.Посмотрите их изделия HS-25,или HS-30. При желании и умении,шелл можно сделать из любого материала.Важно иметь только "байонетный разъём-патрон". И продумать соединение этого разъёма с торцевой частью шелла.
Вот такой шелл из аллюминия делает Pro-Ject для своего тонарма 9"S-Shape.
Все сегодня получил свои покупки, Ortofon 2M Blue и Jelco HS-25 . Всем спасибо за помощь в выборе. С удовольствием продолжаю читать ветку и подчерпываю с нее информацию )
(14-03-2019 12:54)element писал(а): Для Ортофон,шеллы делает OEM производитель-Jelco.
вы остановились на преемуществах дерева для звука ?
такое сделать - нужен фрезер станок геометрию держать, острые фрезки , поскольку дерево легко раскалывается
Возможно что ещё лекала под конкретную модель
Преимущества дерева для звука-очевидны для того,кто имел с деревом в таких местах (Хедшелл,или коромысло тонарма,или весь тонарм) дело. Естественно-нужем фрезерный станок и мастер,который сможет такую тонкую работу по дереву сделать.Да и дерево нужно....не сосна,бук,дуб,берёза...,а такое,что б -обрабатывалось,но кололось и имело определённые качества,подходящие для звуковых применений. Посмотрите,сколько фирменных шеллов из дерева (какого дерева?) и тонармов имеется в применении,и сколько самодельных. И все-только радуют владельцев.
При желании и умении (и наличия времени) можно сделать шелл с помощью только: ножовки,дрели и шлифовальной бумаги (шкурки).Но лучше,отдать мастеру.
element, Юрий, подскажите, какой вес деревянного шелла? Изготавливали по чертежу?
Я обратил внимание, что у большинства моих современных шеллов, нижняя плоскость, к которой прижимается сама головка, находится на одной линии с верхней частью трубки хвостовика. Подобное наблюдается и на чертеже тонарма Jelco.
У "винтажных" и советских шеллов эта плоскость находится на несколько миллиметров выше этой же верхней части трубки хвостовика.
Как на самом деле правильно?
Надеюсь по изображениям можно понять что я подразумевал
Цитата:Я которой прижимается сама головка, находится на одной линии с верхней частью трубки хвостовика. Подобное наблюдается и на чертеже тонарма Jelco. обратил внимание, что у большинства моих современных шеллов, нижняя плоскость, к
У "винтажных" и советских шеллов эта плоскость находится на несколько миллиметров выше этой же верхней части трубки хвостовика.
А это всё равно.Если тонарм допускает регулировку по высоте,то геометрический размер плоскости,на которой установлена головка,по отношению к осевой линии коромысла,-безразличен. С другой стороны ,чем ниже эта плоскость по отношению к осевой линии коромысла,тем стабильнее прохождение коробленых пластинок (то же относится и к противовесу,установленного на противоположном конце коромысла.Но,так-как геометрические размеры стандартных шеллов типа "аудиотехника" -стандартизированы (для их возможной замены между собой..., правда не всех .Есть короткие и более длинные шеллы),то и эта плоскость,о которой Вы спрашиваете находится примерно на одинаковом геометрическом размере ,таком,как у большинства похожих шеллов. Это сделано и рассчитано таким образом,чтобы головка,установленная на шелл имела по всем своим плоскостям симметрию,относительно геометрического центра трубки-коромысла.
У современных тонармов с интегрированными шеллами (не съёмными), часто плоскость крепления головки лежит ниже осевой линии коромысла (по сути,даже ниже нижней части трубки).Но с учётом того,что тонарм таки имеет возможность установки высоты (угла VTA).
element, ага, а если он (противовес) обычный, не эксцентриковый, то лучше концентрация массы вблизи оси?
Тогда в принципе, понятен конструктив современных шеллов.
Андрей, я понимаю,что это только выдержка из статьи,но как может звукосниматель(читаем-тонарм с интегрированым шеллом и установленным на шелле звукоснимателем) с устойчивым равновесием портить пластинки(дорожку( и плохо себя вести на коробленых пластинках ?.Кто автор этого опуса?
Что-то спорить не очень хочется. Зачем Вам автор, если достаточно просто вспомнить термех (теоретическую механику)- там точно найдете "как может с устойчивым равновесием ...".
А автор - смотрите следующую литературу:
А вообще - я именно такое объяснение встречал еще с описания конструкции 1ЭПУ-73, потом у Бродкина, Черкунова, Милзарайс (кстати он очень подробно это расписывал в периодике неоднократно), Мижуев (не помню есть ли это у Хаазе, но у Шумовой с Апполоновой тоже упоминалось). Кроме того - я так же не брезговал и иностранными публикациями, там тоже есть что почитать.
Но самое главное - это конечно "теоретическая механика". Именно на нее ссылаются все автора-инженера, описывающие конструкции тонармов.
Мне тоже спорить лень,а так же даже говорить об этом,но где Вы встречали тонармы с катриджем,которые работают при условии устойчивого равновесия.Устойчивое равновесие возможно только в статическом случае.Если тонарм оборудован противовесом (балансиром),то при помощи противовеса (балансира,)для установки оптимальной прижимной силы требуемой для адекватной работы катриджа, тонарм выводится из такого положения устойчивого равновесия. Ну и как он (тонарм с катриджем).будет уродовать пластинку? Это не вопрос к Вам, а рассуждение вслух. Как уродует пластинки такой тонарм,как ,например- Morch DP-8 ? Или как этот тонарм плохо ведёт себя с покоробленными пластинками?
(Согласен,что покоробленная пластинка-это плохо. И лучше слушать ровную,а покоробленную-выбросить. Но вот случай-"задавила жаба",или коробление не критичное,или пластинка уникальная,..вот и слушаешь такое )
P.S. У меня в вузе теор.меха не преподавалось (кафедра Конструирование радиоаппаратуры).Не знаю,к счастью,или нет.
Юрий, там все предельно просто - все изображено на картинке (как смещается мнимая ось под воздействием масс и гравитации). А теперь на минутку представим себе самолет (хоть и далеко от тонарма, но может прояснить). Итак - есть три типа аэродинамической устойчивости - нейтральный, неустойчивый и устойчивый. Нейтральный - когда отклоняешь рулевые поверхности и ровно на столько управляешь полетом (очень удобно - приложил раз усилие, и готово - это на яблоках). Устойчивый - когда для управления полетом необходимо приложить должное усилие и самолет после снятия усилия стремится вернуться в горизонт (как по тангажу, так и по крену). Управлять таким самолетом сложней (требуется больше усилие на ручке), но летать - одно удовольствие (его не надо контролировать - сам вернется в горизонт). Так рассчитывают пассажирские и транспортные ВС, дальники. Неустойчивый - все время норовит при малейшем возмущении куда-то слинять (как необъезженный скакун). Зато выполнять на нем фигуры высшего пилотажа - сплошное удовольствие (чуть тронул ручку влево-вправо - уже бочка). Так считают истребители и пилотажные самолеты.
Но это - для объяснения устойчивый-неустойчивый.
Теперь о тонарме:
1. Неустойчивый - (это конечно нонсенс в винилостроении), но при желании и незнании можно спроектировать "що попало". Итак - под действием массы и ускорения мнимая ось будет смещаться в сторону, противоположную от приложения прижимной силы. А значит и ее величина всегда будет уменьшаться пропорционально подъему звукоснимателя. При короблении: при нарастающей волне - прижимная сила уменьшается (вызывая искажения), при затухающей волне - (а мы не забываем, что с подъемом она уменьшилась и в силу "неустойчивости" до возврата в "горизонт" она осталась менее потребной) искажения и потеря дорожки. Самый паршивый вариант - прижимная сила получает отрицательное направление и тонарм "опрокидывается на противовес" (но это уже совсем плохо с расчетами). Поэтому такой тонарм и не применяется (но, теоретически с демпфированием может кому-то и сгодится). То есть - мы имеем тонарм с постоянно "плавающей" прижимной силой в сравнительно больших пределах. А это ИСКАЖЕНИЯ!
2. Устойчивый тонарм - не буду повторяться (все тоже - только смещение мнимой оси имеет другое направление). В результате имеем: на фронте - чрезмерное увеличение прижимной силы (искажения), на спаде - компенсацию "убегания" дорожки от иглы (на самом деле несколько сложней - но для простоты сойдет). Правда появляется еще и третья "точка" - участок сразу за "спадом" (там прямо жесть, представьте рытвину на дороге, засыпанную более мягким материалом - через несколько попаданий колеса будем иметь приличную яму). А это порча имущества (пластинки и , возможно, иглы). Однако - бытует устойчивое мнение, что для бродкаста это "самое оно" (во времена оных пластинки не берегли как зеницу ока, так же как и иглу).
3. Нейтральный тонарм - думаю, можно уже особо не описывать. Мнимая ось при любом раскладе совпадает с физической. Никаких изменений прижимной при любой высоте тонарма (за исключением сил инерции). Но эти силы инерции - настолько малы, что можно на них не заморачиваться (нет, они конечно же оказывают влияние - но из 0,7% допустимых искажений явно не выходят). То есть (опустив некие проблемки - инерцию, трение подшипников) это самый идеальный вариант (и для коробления тоже - правда коробления в мерах разумного).
P.S. Это мое свободное описание факторов термеха в виниловой теме. Может я стар и кое-чего запамятовал - поправьте. Но именно так и стремились всегда проектировать нормальные тонармы (исключение - бродкастовые столы, заточенные немного для иных целей).
Кстати! Можно же провести простой эксперимент. Те, кто имеет СМЕ-тонарм "Г" типа (с контр-грузом на вынесенной штанге) - могут самостоятельно проверить вышеописанное. Для этого надо коробленная пластинка и расположением контр-груза (изменяя центр масс тонарма) поэкспериментировать с устойчивостью-неустойчивостью. Думаю - нет необходимости, как это делать?
(05-04-2019 20:30)element писал(а): Устойчивое равновесие возможно только в статическом случае. Если тонарм оборудован противовесом (балансиром), то при помощи противовеса (балансира) для установки оптимальной прижимной силы требуемой для адекватной работы картриджа, тонарм выводится из такого положения устойчивого равновесия.
Вы слишком буквально воспринимаете написанное. Но где-то правы. Я бы три состояния называл несколько по иному:
1. С нейтральной балансировкой (мнимая и физическая ось в одном месте). В идеальных условиях изменения прижимной силы возможны только на этапах ускорений свободного падения (вверх-вниз с коэффициентом 9,8 м на квадратную секунду). В итоге можно допустить неизменную балансировку тонарма.
2. С неустойчивой либо устойчивой балансировкой. Где кроме ускорения свободного падения в игру вступает удвоенное изменение плеча противовеса (попробуйте сдвинуть противовес на мм и проверить на весах прижимную силу). По сему балансировка будет изменяться, в зависимости от величины подъема-опускания головки.
Так картинка выше поясняет. А если подробней - нейтральный, это когда центры масс головки и противовеса находятся на одной прямой с горизонтальной осью тонарма. Так считается большинство классических тонарма. Если прямая центров масс проходит выше (ниже) горизонтальной оси - это уже неустойчивый (усточивый) тонарма соответственно.
Позже достану (для наглядности) супрафоновский (прожектовский) тонарма и выложу поясняющее фото.
Синяя стрелка (центр тяжести) находится выше красной (физическая ось тонарма). А теперь мысленно проведите прямую через центр тяжести головки и противовеса. Пересекая вертикальную ось тонарма она пройдет выше физической и построит "мнимую горизонтальную ось".
2.
устойчивый
Синяя стрелка ниже красной. Строим "мнимую ось" (аналогично пункта 1) и видим, что она ниже физической.
3.
нейтральный
Синяя стрелка совпадает с красной. "Мнимая ось" совпадает с физической. Тонарм нейтрален.
Надеюсь (несмотря на качество фото) так немножко понятней (а Юрий не будет особо придирчив к терминологии научно-популярных источников). Думаю теперь каждый самостоятельно может определить тип своего тонарма. А на этом примере - показана универсальность некоторых тонармов (легким движением руки - получаем любой).
Тут даже спорить незачем.А вот поговорить нужно.
Андрей,Вы показали часть тонарма (я его вижу впервые и не знаю какого вида у него коромысло: j- типа,или прямая трубка).Так вот Этот тонарм,с одной стороны-сконструирован вроде правильно,но с другой-совершенно не правильно.Это моё правильно и не правильно от носится только к узлу балансира. У такого тонарма возможно только одно правильное положение в той части балансира с установленной Г-образной штангой,где штанга с малым противовесом установки прижимной силы находится ниже горизонтально-продольной (осевой ) линии коромысла тонарма. То есть-вариант тонарма с устойчивым равновесием. Другое положение для этой части балансира для этого тонарма не предусмотрено. То-есть,судя по вашим словам,в этом положении установки балансира с Г-образной штангой,тонарм является устойчивым.(Так задумано конструкцией). И устойчивым тонарм будет только в статическом положении, когда центры масс по обе стороны центра вращения тонарма,уравнивают друг друга. Но это мы говорим о горизонтальной составляющей симметрии.Но в таком тонарме есть ещё и другая составляющая вертикальная,или поперечная . Для которой и предусмотрена эта передвигающаяся Г-образная штанга с малым противовесом на балансире. Этот малый балансировочный противовес устанавливается путём передвижения штанги в большом противовесе таким образом,чтобы в статическом положении получилась равномерная нагрузка на вертикальные подшипники (или ножи),и тонарм в поперечной плоскости так же был сбалансирован.(кстати,так-как на большом противовесе в этом,показанном Вами тонарме нет никаких делений с указанием длин,грамм и т.д., то невозможно на этом тонарме сделать правильную балансировку в вертикальной плоскости при изменении установленного вновь катриджа с различным весом.
И теперь к самому противоречивому.Коль мы начали разговор о тонарме,узел противовеса которого скопирован с узла противовеса с Г-образным балансиром,тонарма SME 3009 (А возможно и наоборот ),то посмотрев различные варианты тонармов SME 3009 / 3012 можно увидеть и вариант противовеса,где эта Г-образная штанга находится выше горизонтальной линии трубки (коромысла) тонарма SME ). То есть-получается,что это такой вариант-тонарм с неустойчивым равновесием. И это работает раз оно так сконструировано?
Так-что,говорить об этом нужно,а спорить не нужно. Посмотрите лучше ещё раз на картинку тонармов MOERCH DP-8 -и всё станет на свои места.Спорить больше не захочется. Самый наглядный пример (хотя таких примеров много) тонарма с устойчивым равновесием.
С уважением,Юрий.