О точках "живого звука"
|
Автор |
Сообщение |
KD
Учу Правила
Откуда: Музыка
Сообщений: 1 850
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 09:26
(19-08-2020 09:19)KD писал(а): Я так понимаю что имеется ввиду и расположение АС , в мамом помещении. Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС. Вернее, смещая АС влево-вправо, вперёд-назад, мы тоже будем заметно влиять на стерео-картину, но это слишком неудобный способ. Гораздо проще регулировать углом доворота. Я считаю, что для любого начального положения АС можно подобрать оптимальный угол поворота.
(19-08-2020 09:24)Don Cornelius писал(а): А как же с такой точностью зафиксировать голову? Есть ли новые идеи? Вы невнимательно читали. В случае удачной настройки не нужно будет вообще привязываться к определённой ТП,
(Отредактировал 19-08-2020 в 09:28 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 09:50
(19-08-2020 09:34)VladimirNB писал(а): Советую попробовать выставлять акустику как можно точнее (расстояние до задней стены, угол разворота и расстояние до точки прослушивания расположенной на центральной оси), и тогда вы оцените совет и поймете что долгое время "гуляли" около. Владимир, я уже говорил выше, что физические изменения в системе(замена чего нибудь), ломают сцену(или могут улучшить, если сцена изначально была плохой). И потом нужно будет опять корректировать положение. То есть не существует никакой идеальной точки на все случаи жизни и нет смысла в лазерных уровнях.
ЗЫ Владельцам полочников рекомендую провести простой эксперимент:
Включить какую-нить музыку, запомнить примерно размеры сцены и отдельных КИЗ, затем одну из колонок довернуть или отвернуть на 1-2мм(больше не стОит) и снова прослушать. Можно это сделать "на лету" не выключая композиции. Там времени 10 секунд уйдёт. И тогда станет понятно, нужно этим заниматься или нет.
(Отредактировал 19-08-2020 в 09:58 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Victor-Blues
Ветеран
Откуда: Луганск
Сообщений: 1 839
Репутация: 368
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 10:52
(19-08-2020 09:26)VNV73 писал(а): Подозреваю, что данный эффект основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой.
Что интересно, когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом.
Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС.
Хотя тогда уже колонки стояли по калькулятору комнаты.
смещая АС влево-вправо, вперёд-назад, мы тоже будем заметно влиять на стерео-картину, но это слишком неудобный способ. Гораздо проще регулировать углом доворота. Я считаю, что для любого начального положения АС можно подобрать оптимальный угол поворота.
В случае удачной настройки не нужно будет вообще привязываться к определённой ТП, Просто для информации.
Ну, во-первых, фразы "Подозреваю, что данный эффект основан на взаимодействии АС с комнатой и между собой" и "Размер помещения, скорее всего, никак на это не влияет, как и точное местоположение АС", очевидно, противоречат друг другу. А во-вторых, полностью игнорируется роль позиции точки прослушивания.
В открытом пространстве стереокартина формируется исключительно за счёт взаимного расположения пары АС и позиции слушателя. В помещениях же к вышеперечисленному добавляется влияние отражений, причём, в малых комнатах, преимущественным образом, интенсивных/ранних отражений.
То есть, позиция ТП (точки прослушивания) в аспекте СТЕРЕО важна не менее, чем позиция АС.
Отсюда становится понятным, что ситуация "... когда настроиться на максимально точные и компактные образы, то изменение положения слушателя практически никак не влияет на воспринимаемый звук. То есть, можно сидеть в ТП, в любом положении или ходить по комнате и звук при этом не будет меняться заметным образом" - невозможна, в принципе. Особенно, если учесть тот факт, что получить диффузное звуковое поле в малых комнатах практически невозможно хотя бы по причине высокой неравномерности АЧХ в НЧ диапазоне.
Несколько фактов из технологии формирования СТЕРЕО. Максимальное качество звуковой сцены достигается только в условиях соблюдения акустической симметрии в зоне размещения АС и вплоть до плоскости точки прослушивания. Это обусловлено тем, что упрощённо, в процессе звукозаписи для формирования СТЕРЕО используются только два основных инструмента - баланс амплитуд/уровней и состояние фаз/временная задержка между каналами, суть, соотношение громкости одного и того же музыкального сигнала из левой и правой АС, а также удалённость (виртуальная или фактическая) слушателя от каждой из АС.
Результат расчёта оптимальной позиции АС на соответствующем калькуляторе или при использовании наиболее популярных методик размещения АС в КДП, имеет своей главной целью ослабление влияния на характер звучания комнатных НЧ мод. А вот качество параметров звуковой сцены, при этом, учитывается только косвенно - соблюдение акустической симметрии и нормализация общего тонального баланса. Именно поэтому, теоретически расчётная позиция АС в подавляющем большинстве случаев является всего-лишь стартовой/исходной и нуждается в тщательном уточнении в привязке к конкретным условиям, а главное - к характеристикам soundstage. Очевидно, именно сей процесс определённая категория аудиофилов и называет ТЖЗ.
Таким образом, размещение АС в пространстве комнаты и их разворот вокруг вертикальной оси не могут быть альтернативой друг другу, поскольку решают некоторые специфические задачи. А вот, то, что для каждой позиции АС и ТП нужно корректировать и угол разворота АС - это вполне логично.
Но снова таки, это ведь зависит не только от акустики конкретной комнаты, но и от качества записи, особенностей звукопередачи аудиокомпонентов и от типа используемых АС (в частности, их диаграммы направленности и фазолинейности).
По поводу разворота АС вокруг вертикальной оси - недавно уже была такая тема: https://hi-fi-forum.net/forum/thread-193233.html
Размер КИЗ при развороте АС от ТП может увеличиваться в случае отсутствия акустической обработки площадок первых отражений на боковых стенах или в случае, если устройства, размещённые в площадках первых отражений не обеспечивают достаточного СЧ поглощения или рассеивания в СЧ диапазоне (скажем, простые ВЧ-рассеиватели).
И да, на практике для каждой конкретной пары АС в конкретной комнате возможно найти несколько удачных позиций. И для каждой из этих позиций, как минимум, две позиции ТП с отличающимся, но приемлемым характером звучания. Но это уже дело личного вкуса и предпочтений... И с разворотом АС аналогично.
С уважением.
"Ребята, не бойтесь "ЗАМАХИВАТЬСЯ НА БОЛЬШОЕ", но перед этим - не забывайте "СХОДИТЬ ПО МАЛЕНЬКОМУ"! (Rodney Dangerfield).
|
|
|
|
Supermurzic
Ветеран
Откуда: Ізмаїл
Сообщений: 2 927
Репутация: 434
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 11:11
(19-08-2020 01:56)VNV73 писал(а): По 0,1мм я и не предлагаю, сам такого не пробовал, но по паре мм можно. А какой смысл определять 0.1 или 0.15 или 0.25? На практике будут влиять любые перемещения, даже которые вы не увидите по отношению к оставленным меткам - так что да, даже 0.1 мм. Всё остальное, что вы пишете в первом сообщении полностью соответствует.
Единственное, что добавил бы, как уже вам говорил, все движения лучше делать через "Паузу" - так проще/легче отслеживать изменения. И ещё - достаточно двигать одну колонку, не обязательно обе.
Добавлю. Есть много положений близких/очень близких к тжз. Определяющим признаком того, что акустика стала в эти точки есть скачкообразность в улучшении звучания - вот как услышали этот ярко выраженный скачок, значит попали - не ошибётесь
Дураков учить – только портить
|
|
|
|
KD
Учу Правила
Откуда: Музыка
Сообщений: 1 850
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 11:20
(19-08-2020 11:11)Supermurzic писал(а): Есть много положений близких/очень близких к тжз. Определяющим признаком, что акустика стала в эти точки есть скачкообразность в улучшении звучания - вот как услышали этот ярко выраженный скачок, значит попали - не ошибётесь Все правильно.
Все положения акустики будут близкими к ТЖЗ.
Потому что найти эту точку не возможно. И поэтому, не известнот, существует,тянет ли она.
.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 11:29
(19-08-2020 10:52)Victor-Blues писал(а): В открытом пространстве стереокартина формируется исключительно за счёт взаимного расположения пары АС и позиции слушателя. Насчёт взаимного расположения(ориентации) АС полностью согласен, а вот по ТП прослушивания не совсем. В случае максимально точной установки, зона стереоэффекта существенно расширяется и нету жесткой привязки к конкретной точке. Это как-бы один из главных плюсов данных телодвижений.
Времени на настройку уходит не так уж и много. Сразу осуществляется настройка на поиск необходимой зоны, в рамках которой будет осуществляться более тонкая подстройка. Она ограничена примерно шириной не более 2 мм и "ловится" как правило за пару итераций.
А вот на более точную настройку, в рамках этой крохотной зоны, нужно потратить чуть больше времени.
Ещё не стоит забывать и о диаграмме направленности пищиков. При изначальной установке АС нужно выбрать такой угол поворота, когда кол-во ВЧ в балансе с остальным диапазоном. Если колонки сильно свести во внутрь, а потом осуществить настройку по лучшему углу, то образы будут точными, но чрезмерно сморщенными и пересушенными с тональным перекосом вверх. Если наоборот сильно развести в стороны, тогда получим недостаток ВЧ.
(19-08-2020 11:11)Supermurzic писал(а): А какой смысл определять 0.1 или 0.15 или 0.25? На практике будут влиять любые перемещения, даже которые вы не увидите по отношению к оставленным меткам - так что да, даже 0.1 мм. Меня, как и многих читающих данную тему, изначально смущали столь малые величины перемещений и не было веры в то, что оно может повлиять существенным образом.
Хотя если прикинуть, то поворот переднего края АС глубиной 20 см относительно задней части, на 1мм, на расстоянии в 2м приведёт к смещению "луча"(если бы была прикреплена лазерная указка) уже на 1см. А с учётом того, что длина волны на ВЧ - 2-3см, это заметным образом может повлиять на картину взаимодействия волн двух АС на ВЧ.
Но это только догадки.
В любом случае, считаю, что здесь работает чистая физика и никакой эзотерики тут нету.
(Отредактировал 19-08-2020 в 11:50 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
VNV73
Ветеран
Откуда: откуда и все
Сообщений: 14 088
Репутация: 630
|
RE: О точках "живого звука" / 19-08-2020 12:28
(19-08-2020 11:11)Supermurzic писал(а): Единственное, что добавил бы, как уже вам говорил, все движения лучше делать через "Паузу" - так проще/легче отслеживать изменения. И ещё - достаточно двигать одну колонку, не обязательно обе. Про одну колонку я и сам писал выше, а что касается "через паузу", то тут есть один момент. Я, и не только я, сталкивались с одним глюком цифровых источников, а именно последовательное воспроизведение одного и того же трека звучит по разному, но с определённым чередованием(лучше-хуже-лучше-хуже.....). Причём оно наблюдается не только на цифротранспортах, но и на сидюках и даже на мобильном телефоне. И нету разницы, через стоп или через паузу. Поэтому если воспроизводить через остановку, то при последующем воспроизведении нужно делать два затеста, что может сбить с толку.
На начальных этапах лучше всё же на лету, а при более точной доводке можно и через стоп, но помятую о странном поведении источника.
Ну и передед началом экспериметов нужно немного погреть систему, чтобы звук устаканился.
(19-08-2020 12:05)Supermurzic писал(а): Компоненты на стойке двигать ещё не пробовали? Пробовал Смещал их относительно друг-друга и относительно пола. Влияет тоже. Но там, наверное, несколько иная физика, хоть на слух суть изменений схожая.
(Отредактировал 19-08-2020 в 12:31 VNV73.)
Жизнь подобна езде на велосипеде. Ты не упадешь, пока крутишь педали (с) Клод Пеппер
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|