(07-12-2010 14:02)groove link писал(а):[quote author=Андрей Смирнов link=topic=31034.msg561614#msg561614 date=1291705624]
Цитата:да... лучшая фраза из текста \"Если вам не повезло и у вас квадратная комната....\" :`(
Groove, на диаграмме из калькулятора аксиальных мод можно увидеть диапазон длины комнаты, в который я бы поместил "стартовую" позицию АС (между нулями мод) в данном случае.
Длина комнаты соответствует приведенному размеру, а высоту я взял произвольно, т.к. она не была указана.
Аналогично можно расчитать ориентировочное начальное положение АС по ширине комнаты.
А затем вперед!... двигать АС и кресло...
Спасибо. Вечером попробую
[/quote]
Должен предупредить, что расположение АС между минимумами и максимумами звукового давления аксиальных комнатных мод позволит уменьшить неравномерность АЧХ на НЧ, но это не означает, что при этом будет достигнуто наилучшее качество звуковой картинки.
Надо выбрать некую зону расположения АС, в которой НЧ проблемы минимальны и в пределах этой зоны следует найти положение, в котором звуковая сцена наиболее реалистична.
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
(07-12-2010 09:54)UncleStas123 link писал(а):...А вопрос был, используются ли другие гармонические пропорции при определении размеров КДП и положения АС в ней?
Использование гармонических пропорций при определении размеров КДП имеет только одну цель: выбору некратных линейных размеров, чтобы комнатные резонансы не накладывались друг на друга по частотам.
Способов достижения цели существует много и эмпирических и расчитанных с помощью компьютора.
Но не все некратные пропорции приводят к ожидаемому результату. Взаимодействие комнатных резонансов приводит к суперпозиции стоячих волн в помещении, при этом распределение максимумов и минимумов звукового давления может быть очень и очень сложным.
Лучше всего (и проще) при строительстве КДП выбирать зарекомендовавшие себя пропорции известных акустиков.
Я в практической работе использую этот подход, а также пользуюсь профессиональным софтом и рекомендациями соответствующих медународных нормативов.
К сожалению, в подавляющем большинстве случаев приходится иметь дело с существующим помещением и бороться с траблом описанными выше способами...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
(06-12-2010 19:52)Андрей Смирнов link писал(а):[quote author=Александр Ю. link=topic=31034.msg561269#msg561269 date=1291652404]
Замечание по статье. Преподаватели учили меня что золотым сечением прямоугольной комнаты, является такое соотношение сторон, при котором возникновение резонанса по одной из сторон, на любой частоте звукового диапазона, не возникнет по другой стороне на той же частоте. По здравому рассуждению, это есть соотношение простых чисел. Например 2, 3 и 5, а не 1, 1.62 и 2.62, как в статье.
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью:
. = (.5+1)/2 = 1,6180339887...
[/quote]Вероятно мои преподаватели не ведали про то и называли золотым сечением (пусть будет позолоченным) соотношение сторон помещений с минимально возможными резонансами. Здесь просто красивые дроби, которые притянуты за уши, не очень подходят. Если вы хорошо вдумаетесь в то что я написал в предыдущем посте, то, надеюсь, вы со мной согласитесь.
(07-12-2010 10:41)Александр Ю. link писал(а):[quote author=Андрей Смирнов link=topic=31034.msg561303#msg561303 date=1291654373]
[quote author=Александр Ю. link=topic=31034.msg561269#msg561269 date=1291652404]
Замечание по статье. Преподаватели учили меня что золотым сечением прямоугольной комнаты, является такое соотношение сторон, при котором возникновение резонанса по одной из сторон, на любой частоте звукового диапазона, не возникнет по другой стороне на той же частоте. По здравому рассуждению, это есть соотношение простых чисел. Например 2, 3 и 5, а не 1, 1.62 и 2.62, как в статье.
Золотое сечение (золотая пропорция, деление в крайнем и среднем отношении) — деление непрерывной величины на две части в таком отношении, при котором меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине.
Отношение частей в этой пропорции выражается квадратичной иррациональностью:
. = (.5+1)/2 = 1,6180339887...
[/quote]Вероятно мои преподаватели не ведали про то и называли золотым сечением (пусть будет позолоченным) соотношение сторон помещений с минимально возможными резонансами. Здесь просто красивые дроби, которые притянуты за уши, не очень подходят. Если вы хорошо вдумаетесь в то что я написал в предыдущем посте, то, надеюсь, вы со мной согласитесь.
[/quote] Преподаватели были апсолютно правы.
(06-12-2010 13:45)Андрей Смирнов link писал(а):[quote author=Михайло link=topic=31034.msg559591#msg559591 date=1291417760]
[quote author=VictorV link=topic=31034.msg559589#msg559589 date=1291417558]
есть недостаток - эта сцена только для одного слушателя.
вот и я говорю, в ближнем поле - Голоса Театра даже в 10м2 плюют на помещение
[/quote]
Очень интересная тема: как должен быть расположен слушатель относительно АС и АС относительно стен.
Когда употребляется термин "ближнее поле", необходимо понимать что это значит.
Упрощенно "ближнее поле" это зона вокруг точки прослушивания, внутри которой прямой звук мониторов имеет более высокий уровень, по сравнению с уровнем звука диффузно-отраженного от стен, пола и потолка (не менее, чем на 10 дБ). Т.е. в ближнем поле мы условно слышим только звук громкоговорителей.
В студийной практике это является одной из главных задач, т.к. звукорежиссер должен услышать в фонограмме все ньюансы и откорректировать дефекты записи. Для достижения этой цели помещение контрольной комнаты делают заглушенным до определенного уровня, соответствующего объему студийного помещения. А так же размещают мониторы и точку сведения в вершинах равностороннего треугольника.
В музыкальной комнате решается несколько другая задача - добиться такого звучания, которое было бы наиболее адекватно реальной звуковой сцене на концертной площадке или соответствовало бы замыслу звукорежиссера.
Необходимо отметить, что в большинстве жилых комнат добиться эффекта "ближнего поля" не получается, т.к. фонд поглощения не очень высок и в точке прослушивания уровни прямого и отраженных звуков сопоставимы.
Прослушивание музыки в ближнем поле делает звуковую картинку более точной, локализованной, но при этом она имеет очень небольшой размер. Как будто мы смотрим очень качественное изображение, но, тем не менее, на сравнительно небольшом экране телевизора.
Если немного сместиться из вершины равностороннего треугольника дальше от плоскости АС, звуковая сцена сразу увеличивается по фронту, высоте и глубине. Но при этом немного ухудшается локализация источников. В каждом конкретном случае взаимное расположение слушателя и АС выбирается индивидуально исходя из личных предпочтений.
Это один из очень важных аспектов индивидуального звуковосприятия и понимания термина "качественный звук".
Если человек любит слушать голографическую звуковую картинку, то ему никогда не понравится широкое пространственное звучание и наоборот. Недопонимание этого факта очень часто приводит к бесполезным и длительным спорам на форумах. А на самом деле каждый из спорщиков прав, просто в практике прослушивания музыки более чем одна правда и очень многое зависит от личных предпочтений...
[/quote]
выше мы рассматривали частный случай - это ясно и из поста Виктора, и из моего.
то, что это решение верно, вы отметили и сами. равно как и то, что оно не универсально
с чем никто и не спорит
(07-12-2010 10:41)Александр Ю. link писал(а):Вероятно мои преподаватели не ведали про то и называли золотым сечением (пусть будет позолоченным) соотношение сторон помещений с минимально возможными резонансами. Здесь просто красивые дроби, которые притянуты за уши, не очень подходят. Если вы хорошо вдумаетесь в то что я написал в предыдущем посте, то, надеюсь, вы со мной согласитесь.
Я хорошо вдумался в то, что Вы написали.
Что ж, наверное я соглашусь, что Ваши преподаватели не ведали про то, что они называли золотым сечением.
А может быть преподаватели излагали предмет верно, но были неверно поняты?..
В общепринятой мировой акустической практике комнатные пропорции считаются отнесенными к высоте помещения. Поэтому соотношение H:W:L трансформируется в дроби 1W/H)L:H).
Таким образом, то соотношение, которое Вы привели (2:3:5) будет выглядеть следующим образом 1:1,5:2,5.
Если посмотреть на таблицу с наиболее известными комнатными пропорциями, то станет ясно, что это соотношение предложил великий ученый-акустик Ричард Болт ещё в 1946 году, после чего оно вошло во многие справочники по акустике...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
Цитата:да... лучшая фраза из текста \"Если вам не повезло и у вас квадратная комната....\" :`(
Groove, на диаграмме из калькулятора аксиальных мод можно увидеть диапазон длины комнаты, в который я бы поместил "стартовую" позицию АС (между нулями мод) в данном случае.
Длина комнаты соответствует приведенному размеру, а высоту я взял произвольно, т.к. она не была указана.
Аналогично можно расчитать ориентировочное начальное положение АС по ширине комнаты.
(07-12-2010 13:51)Андрей Смирнов link писал(а):....
В общепринятой мировой акустической практике комнатные пропорции считаются отнесенными к высоте помещения. Поэтому соотношение H:W:L трансформируется в дроби 1W/H)L:H).
Таким образом, то соотношение, которое Вы привели (2:3:5) будет выглядеть следующим образом 1:1,5:2,5.
Если посмотреть на таблицу с наиболее известными комнатными пропорциями, то станет ясно, что это соотношение предложил великий ученый-акустик Ричард Болт ещё в 1946 году, после чего оно вошло во многие справочники по акустике...
Не могу его не поддержать . На мой взгляд единственно правильное соотношение. Проглядел, каюсь. Просто соотношение в виде 2:3:5 более понятно и сразу видна причина выбора.
(07-12-2010 15:09)VictorV link писал(а):и что хорошего в длинном узком коробе? как получить широкую сцену?
узкий короб?
Возьмем, к примеру, высоту помещения 2,7 м, более-менее стандартная величина.
При этом, для пропорций 1:1,5:2,5 получим комнату 4,05 х 6,75 м, т.е. площадью 27 кв.м.
Я думаю, что это вполне пропорциональный объем.
Кстати, рекомендации МЭК (IEC 60268-13, 199 регламентируют для референсных комнат прослушивания музыки пропорции 1:1,96:2,59.
Для высоты 2,7 м размер комнаты получается 5,29 х 6,99 м (36,9 кв.м), что по моему мнению более приемлемо по сравнению с пропорцией 2:3:5...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
[sup]а также пользуюсь профессиональным софтом[/sup]
Андрей, расскажите пожалуйста каким софтом Вы пользуетесь и чем меряете, какие методы измерений используете ? Вопрос не обязательно для общего обсуждения. Можно в личку.
С уважением, Леонид
(07-12-2010 15:29)Андрей Смирнов link писал(а):...
Кстати, рекомендации МЭК (IEC 60268-13, 199 регламентируют для референсных комнат прослушивания музыки пропорции 1:1,96:2,59.
Для высоты 2,7 м размер комнаты получается 5,29 х 6,99 м (36,9 кв.м), что по моему мнению более приемлемо по сравнению с пропорцией 2:3:5...
О причине выбора соотношения я уже говорил. И в такой комнате можно подальше от фронтально стены отодвинуть акустику.
(07-12-2010 15:36)blucher link писал(а):[sup]а также пользуюсь профессиональным софтом[/sup]
Андрей, расскажите пожалуйста каким софтом Вы пользуетесь и чем меряете, какие методы измерений используете ? Вопрос не обязательно для общего обсуждения. Можно в личку.
С уважением, Леонид
Никаких секретов.
Мы проводим измерения в соответствии с требованиями ISO 3382-1;2 Acoustics—Measurement of room acoustic parameters, 2009
Измерительная аппаратура:
-многоканальная система измерения и регистрации виброакустических процессов "Экофизика" 1-го класса точности;
-поверенный прецизионный шумомер и анализатор спектра 1-го класса точности "ОКТАВА-101А";
-предварительный усилитель КММ 400 № 01023;
-микрофон Br.el & KjГ¦r тип 4149 № 954578;
-межблочные кабели Klotz;
-ударная машина Look Line EM50 (Италия) Electromagnetic tapping machine
Используемое программное обеспечение :
- Room Sizer 1.0, RPG DIFFUSOR SYSTEMS, INC.;
- Room Optimizer 1.3, RPG DIFFUSOR SYSTEMS, INC.;
- Dirac 3.0, Acoustics Engineering inc.
- Room EQ Wizard 1.1
-аппаратно-программные комплексы на базе компьютеров SONY VAIO SZ340P и ASUS M2400
(07-12-2010 18:23)Saburov link писал(а):у нас здесь очень много продавцов, потому время от времени пытаться прищемить будут многие, не обращайте внимания)
Я к продаже аппаратуры вообще не имею никакого отношения и, поэтому, ни одному продавцу техники не могу быть даже потенциальным конкурентом ...
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов
(07-12-2010 17:54)Александр Ю. link писал(а):Просто заказное интервью
Ну хорошо. Я человек новый на этом форуме, не знаю многих ньюансов и некоторых принятых здесь, судя по всему, правил поведения. И хотя у меня большой опыт общения на различных форумах, я уже просто не понимаю, на какие вопросы здесь можно отвечать свободно, а на какие нельзя. И какие мои ответы, при этом, не будут восприняты, как заказное интервью. Почему нельзя просто общаться, хотя бы в режиме "вопрос-ответ"?
...ничто не слишком...(с) Кармадон, Альтист Данилов