Доброе время суток форуму. В последнее время у меня появилось, в немалой степени благодаря форуму, желание услышать ламповый усилитель. Не говорю звук- усилитель только звено и собирать всю цепь мне предстоит еще долго. Скажу сразу это мой дебют, и дабы проверить себя, за основу взяты промышленные вых. трансформаторы от ТУ-100БУ4.2, которые и определили всю схемотехнику - две ГИ30 в канал РР, ничего нового я не придумывал и с входным каскадом, единственное, что делал сам, так это просчет всех режимов и номиналов под «свои» лампы 6Н8С, выбор режимов также за мной. Питание и каналов и каскадов от отдельных трансформаторов, для выходного каскада выпрямитель кенотронный на 5Ц3С, для входного-диодный мост. Дросселя не использовал, везде применял «электронную индуктивность». С высоковольтными электролитами не заморачивался- брал китайские на рынке. Корпус деревянный, ясень. Колпаки заказывал на форуме у Юрия Федоровича, за это ему отдельное спасибо. Результат-играет, хорошо или плохо я не могу определить, мне не с чем сравнивать, у меня один ламповый усилитель, тем более ему нужна своя акустика. Единственное что я могу сказать-выходная мощность на 8 Омах в пределах 12 Вт до начала ограничения и напряжения фона вместе с шумом науровне 1мВ. Результат- появилась надежда, что смогу осилить однотакт уже с аудио уклоном, а не с инженерным. Спасибо.
Добротно сделано в целом, хорошо. В большом черном экране силовик, понятно,
еще пара коробочек по бокам - выходники, а что еще за пара самых маленьких коробочек?
Схему бы посмотреть, и я скажу как он звучит.
Навскидку, Raa выходного трансформатора от Ту100Бу 1.6кОм при нагрузке 9Ом.
Ri ГИ30 в псевдотриоде и в параллель примерно 800 Ом, т.е. альфа 1. Для триода хорошо бы три и более. Индуктивность трансформатора мала (я работал с ними, занаю) вполне возможно есть ощущение подрезки низких частот.
По три сдвоенных триода на канал(вход), возможно есть пара лишних переходных конденсаторов, нехорошо, выбрав другие лампы и их количество можно максимально укоротить тракт. Но это предположение, схемы то конечно я не видел.
По поводу трансов выходных от ТУ100БУ, ИМХО более целесообразно их применить в СЕ, нужно перебрать сердечник встык и добавить прокладку, произвести перекоммутацию обмоток: обе первички+обмотки контрольного ГГ+ОС+индикатор+довесок от выхода "120В". Выходную обмотку "линия 30В" отделить - это выходная. Получается трансформатор с Ra ~ 3.2кОм, к нему можно прицепить 6П45С, 6С41С, 33С -
индуктивность трансформатора все равно невелика, поэтому нужны лампы с низким Ri.
Реально делал СЕ на этих трансах, неплохо, но для хорошего результата лучше перемотать полностью.
Успехов!
AVM, спасибо, глядя на деревянный ящик, без схемы, практически 100% попадание, мое уважение опыту и знаниям. По теме - цель этого проекта вспомнить все, что знал по лампам, попробовать самостоятельно просчитать и сделать, т.е. звук был на втором плане, он должен появиться в следующем SE усилителе с минимальной длиной тракта. Две маленьких коробочки - питание входного каскада и накал 3х 6Н8С. Для сравнения есть рес Pioneer 714 и усь Hitachi hma8500, конечно звук совсем другой. Схему прикладываю, это первоначальный вариант, после вспоминания теории пришлось увеличить нагрузку VL3 3 до 24 кОм с уменьшением катодного сопротивления и тока лампы.
И схема в догонку.
Олег, отличная схема.
А какое напряжение питания выходного каскада?
Не маловато Ra для ФИ ламп?
Или я чтото не понял, но напряжение на катодах ламп ФИ выше чем на анодах?
В целом респект.
Псевдотриодная схема- не самая лучшая идея. Этот вопрос много раз обсуждался в сети, и многими людьми было подтвержено на практике, что самое правильное включение этих ламп - родное тетродное.
Я тоже в этом убедился. Легко получается ок. 20 Ватт на канал при ~ 430Вольтах анодного.
Еще совет - по-возможности достать фирменные 3Е29
или CV2666, например, типа: https://hi-fi-forum.net/thread-53610.html
- разница огромная по сравнению с нашими.
Концепция фазоинвертора и входа отличная у Линкса (как это ни странно ) http://www.lynxaudio.narod.ru/articles/Lynx_VTA39.pdf
Питание выходного каскада - 340В, ток, после прогона уменьшил до 100мА(планировал 120) на балон, Ra для ФИ действительно мал, это скан первоначального варианта, это первый опыт и его недостаток позволил мне сделать эти ошибки, но так как шасси делал сразу и навсегда - пришлось оставить 6Н8, нужно было менять на 6Н6П или подымать анодное, уменьшил ток анода до 2.5мА, R16,R19=22кОм с подбором катодного сопротивления, получил альфу в районе 3, знаю, что не совсем хорошо. Концепция фазоинвертора и входа у Линкса, наверное, более правильная для звука но схемотехника уж слишком проста, тем более хотелось, сознательно, вспомнить лампу с инженерной стороны и прописные истины ламповой схемотехники, а для звука попробую однотакт на 6С33 с минимальной длиной тракта. Хотя трансформаторы - это проблема для меня, не умею я их мотать. Идея с фирменными лампами мне нравиться, но я хотел бы закончить строительство акустики для лампы (хочу BEAG hx-301 на НЧ, 4А28 с 2 до 6 кГц и верх - еще незнаю), тогда можно будет, наверное, услышать разницу. Спасибо.
Линкса, выходные в пентоде, совсем другая нагрузка по миллеровской емкости на предкаскад. Хотя, при фиксе и с данными лампами резистор утечки тоже относительно небольшого сопротивления. Поэтому он там и подстроечник в аноде второго триода поставил. Raa "5-6кОм" странно, это же пентод!
Вообще, ИМХО, в подобной схемотехнике, лучше перед выходными ставить драйверный каска, а перед ним ФИ. Тогда что пентод что триод, что сопротивление утечки сетки (хоть 6.8кОм как ТУ100БУ) всеравно, и фазик работает с небольшой амплитудой - линейнее.
Цитата:недостаток позволил мне сделать эти ошибки, но так как шасси делал сразу и навсегда - пришлось оставить 6Н8, нужно было менять на 6Н6П
В данный ФИ предпочтительно ставить лампы с большим Мю. Это Мю, грубо говоря, "растрачивается" на симметрию и линейность схемы фазоинвертора (например 6Н9С, 6Н2П 12АХ7 и пр). Но такой ФИ совсем дохлый по току, поэтому после него следует ставить драйвер на 6Н8С или 6Н6П и подобное, либо применять лампы легкие на раскачку 6П14П, ЕЛ34, в пентоде естественно.
Расплата за драйвер - еще пара разделительных кондеров и все что с этим связано. Либо искать другие схемы ФИ.
Лучевой тетрод и пентод это конструктив или тип лампы.
Включение может быть псевдотриодное или пентодное, если хотите называйте тетродным, суть не меняеться.
Доброе время форуму. После постройки лампового усилителя во весь рост стал вопрос акустики (сказавши А пришлось вспомнить и другие буквы). Признаюсь честно- в этом вопросе я не силен, поэтому основным источником "звука" стал интернет и желание попробовать что то новое для себя. За основу был взят курс на открытую конструкцию акустики, нашлись чертежи у французов и доска ясеня у плотников. Четыре месяца неспешного труда и получилось то, что на фото. Выбор динамиков остался прежним BEAG 301, 4а28, на вч, пока, поставил 10гдв4, полосу поделил последовательным фильтром первого порядка, частоты раздела 2.8 и 9 кгц. Вполне допускаю, что где то я сделал не правильно, за советы буду благодарен. Первые впечатления - они очень большие и тяжелые, а еще нужны ноги-шипы.Спасибо.
(15-11-2012 19:16)oleg li писал(а): Четыре месяца неспешного труда и получилось то, что на фото. Выбор динамиков остался прежним BEAG 301, 4а28, на вч, пока, поставил 10гдв4, полосу поделил последовательным фильтром первого порядка, частоты раздела 2.8 и 9 кгц. Вполне допускаю, что где то я сделал не правильно, за советы буду благодарен...
А можно только хвалить?
Лично для меня в Вашей акустике непонятны несколько моментов.
Самое главное:вы сделали свою первую акустику,насколько я понял(по кр.мере-такого типа)-и сразу очень фундаментально и затратно.Вы уверены ,что это-оптимальный корпус?
Частоты раздела.Фактически у Вас среднечастотник работает пищалкой-если брать аналогичную современную двухполоску,то там делится на частоте 2,5 КГц в средем-между пищем и мидбасом.А у вас -между басом и серединой Или я неправильно понял?
Второе.Заставлять 8" бас работать до 2,8 КГц?Как у вас включены два больших динамика?Обрезан ли 4А28 снизу ?Если да-то зачем?
Знаете ли вы железное правило,что расстояние между динамиками не должно быть больше длины волны на частоте раздела?И какова она на 9КГц?
Зачем заставили пищалку дуть через отверстие в толстой доске-это вроде рупора или просто так?
(16-11-2012 10:33)ivan ivanov писал(а): А можно только хвалить?
Лично для меня в Вашей акустике непонятны несколько моментов.
Я Вам завидую, в хорошем смысле слова, для меня непонятно значительно больше, думаю, что с подсказками "коллективного разума", явные косяки я уберу. Теперь по существу - 12" басовый динамик был выбран за основу ( о нем много лесного в сети), учитывая его высокую добротность выбрано открытое оформление, по информации той же сети он неплохо играет до 7кгц. Средина - классика для лампы - 4а28, но у него полка с высокой чувствительностью с 2-2.5 кгц, этим руководствовался при выборе частоты раздела нч-сч. А вот с вч у меня совсем плохо, я не могу подобрать к этой паре подходящий динамик, надо высокую чувствительность, высокое сопротивление, лучше 16 Ом. По этой причине отверствие для вч динамика - полуфабрикат, так не будет, если не найду динамик - буду вытягивать к лицевой панели 10гдв. Понизить частоту раздела сч- вч не проблема, фильтра еще на монтажной плате. Первое прослушивание, в принципе, говорит о слабом вч звене, есть желание добавить высоких регулятором тембра.
Я бы рекомедовал следующее:
Порезать низ герцах на 500,мидбас -на 2500.
Наверх-можно использовать про-шный компрессионный драйвер,они имеют подходящую чувствительность.Можно и без рупора.И они позволяют резать очень низко.Так что поэкспериментируйте-и поймете,в какую сторону двигаться.
С формой акустики-я категорически не согласен.
Получить бас можно только от широкого-порядка 1 м -щита.Высота вообще ничего не дает.
(16-11-2012 21:23)ivan ivanov писал(а): С формой акустики-я категорически не согласен.
Получить бас можно только от широкого-порядка 1 м -щита.Высота вообще ничего не дает.
Наверное, с шириной щита в 1 метр низких частот будет больше, но где буду жить я? У меня комната 5х6 (в которой все это) и это третья пара акустики, но первая изготовленная самостоятельно, меня не поймут. За все остальное - спасибо, но чувствую без измерительных инструментов будет нелегко.