Не знаю, не знаю.... Есть несколько лучших по моему мнению идей которые можно было бы воплотить на хорошей базе, но так как я выше упоминал что кассет у меня нет, а ещё где-то упоминал кажется, что идеально пишущий и воспроизводящий кассетник очень бы был кстати при копировании высококачественного аналогового материала. Но у меня нет ни того ни другого, тем более что это требует бешеных денег, а аппараты верхних линеек весьма недёшевы, и я уже этим не болею, пусть этим занимаются те, кому это ещё нужно.
Здравствуйте. Подскажите, с чем может быть связано редкое, несистемное моментальное изменение скорости (секундный рост детонации в 5-10 раз) с последующим возвращением к норме? Плата управления скоростью или мотор? Дека - Орель 101-1, с японским двигателем. Все электролиты заменены, механика смазана. Благодарю за содействие.
Впрочем если сигнал до 3В, то 547УП1 вполне себе хороша (лучше чем 4066)
(01-04-2022 16:09)obushkin писал(а): несистемное моментальное изменение скорости (секундный рост детонации в 5-10 раз) с последующим возвращением к норме? .
Была и у меня такая плавающая проблема с Орелью , ведущий мотор попался с брачком , а подмоточный хороший , и опытным путем определил что проблема была в нем , а не в плате скорости или в лентопротяжке , пришлось поменять местами основной мотор и подмоточный , соответственно с переустановкой и посадкой на клей шкивов, может это и не правильное решение проблемы , но на тот момент, а это было 20 лет назад , помогло .
Добрый день!
Решил тоже повозиться с Орелью, пройти экстерном путь по курсу практики магнитной записи.
Сначала отстроил весь тракт на универсальной головке (установил голову ALPS).
Для экономии времени усилитель воспроизведения и оконечник записи просчитал на ЭВМ в симуляторе. Пришлось понизить участок 6 кГц в УЗ и приподнять 30 Гц на 2 дб.
Дека прилично писала 30-18000 Гц, но захотелось большего.
Решил сделать сквозной канал. Установил какой-то нонейм сэндвич.
Воспроизводящую секцию пока соединил с отдельным внешним УВ.
Никаких прониканий звука в обход ленты нет. Совсем. Зазоры вроде как параллельны. Пишет хорошо, но надо больший ток записи (намного больший) и намного меньшее подмагничивание.
Недостаток же в том что стало вдвое больше проводов к головке. Очень жирно получится. И возник важный вопрос:
Использовать экран как общий для сигнала - это излучать/принимать помехи? Или можно обойтись одной линией на канал, вместо двух в экране? Как сделано в промышленных трехголовых деках?
Разумеется каждый канал отдельно в своем экране. По 2 экранированных провода на секцию. Заземление экрана на аналоговую землю, реже на общую-корпус (но и такое допускается, если уровень наводок в этом случае меньше, зависит от конструкции).
В идеале на каждый канал двухпроводная линия в экране - витая пара, заземление экрана на аналоговую землю только на стороне УВ.
Проникание в обход ленты проверяетcя так: магнитофон включается с кассетой в режим "Пауза при записи", на вход подается сигнал 20кГц с уровнем 0дБ. Осциллограф подключается к выходу УВ (надо убедиться, что УВ работает в этом режиме, иногда он выключен, тогда надо включить его перемычками) и измеряется уровень пролезания частоты 20кГц.
Интересно, на каком уровне среди зарубежных дек находится УВ Орели по качеству звучания?
Почитал ветку, многие хвалят УВ Вильмы-102/104. Посмотрел схему, а там простейшее решение на одном транзисторе + ОУ.
У Орели стоит двухтакт. По звуку - субъективно, если взять хорошую запись на кассете, то с выхода для наушников Орели она звучит почти также, как с выхода CD-плеера. Передается тембральный баланс, стереобаза, нет грязи на ВЧ и очень тихо в паузах. Чуть меньше инфранизких по сравнению с оригиналом.
Но гораздо лучше чем Вега-122.
Объективно: контур коррекции настроен выше 20 кГц, коэффициент гармоник около 0.08%, на двухчастотном методе (пробовал 18 и 19 кГц, 17 и 18 кГц, 11 и 12 кГц итд) никаких лишних палок в области СЧ на спектре не вырастает. Кроме случая с 18 и 19 кГц - там начинает колоситься небольшой лес в районе 16-22 кГц, но его высота не превышает -50 дб).
Прикладываю схему УВ из симулятора (транс на входе - попытка создать эквивалент ГВ). Что пришлось поменять, так это R7. С 316 кОм повысил до 510к, изменив таким образом "тау 2" - в результате был перемещен загиб хар-ки с 40 Гц на 30 Гц и звук стал более естественным. Так можно делать, и чем это чревато?
(01-04-2022 16:09)obushkin писал(а): Подскажите, с чем может быть связано редкое, несистемное моментальное изменение скорости (секундный рост детонации в 5-10 раз) с последующим возвращением к норме? Плата управления скоростью или мотор? Дека - Орель 101-1, с японским двигателем. Все электролиты заменены, механика смазана.
Обычно так глючит обратная связь в стабилизаторе скорости, если электролит в её цепи подсох и у него выросло ESR. Вторая возможная причина - подгорание щёток. В магнитофонах с тяжелым маховиком и эластичным пассиком как раз благоприятные условия для возникновения подобных колебательных процессов. Как-то чинил аппарат, и никак не мог побороть странную детонацию - она была несмотря на прецизионный пассик и прижимной ролик высшего класса. Оказалось, что простая замена японского мотора на другой японский мотор снизила детонацию вдвое.
(18-10-2022 14:12)Amstrad писал(а): Прикладываю схему УВ из симулятора (транс на входе - попытка создать эквивалент ГВ). Что пришлось поменять, так это R7. С 316 кОм повысил до 510к, изменив таким образом "тау 2" - в результате был перемещен загиб хар-ки с 40 Гц на 30 Гц и звук стал более естественным. Так можно делать, и чем это чревато?
Делать так можно, но АЧХ становится слегка нестандартной.
Нужно понимать, что смещение полюса вниз по частоте автоматически требует большего усиления. Таким образом, уменьшается глубина общей обратной связи, что сопровождается пропорциональным ростом нелинейности и нестабильности режимов. Если запас по петлевому усилению есть, хотя бы децибелл 40...50, на ухо разницы в искажениях заметно не будет.
Эквивалент ГЗ не совсем так... Индуктивность должна быть 160-180мГн, сопротивление потерь примерно 300Ом, корректирующая емкость 270пФ (6200пФ это очень много)
Вид входной части УВ для LTSPICe приведена ниже (полностью схему не привожу, т.к это мой коммерческий проект)
Но проблема заключается в другом и она вылезает уже при макетировании... Дело в том что симулятор ничего не знает о нелинейности магнитопровода сердечника (нелинейность на СЧ у аморфа, сендаста и пермаллоя разная) и размерах зазоров (щелевые потери)... Поэтому собственная АЧХ головки не прямая линия из левого нижнего края в правый верхний с наклоном 6дБ...
Кроме того RC-цепь описывает кривую слойных потерь неточно.
В результате чего при проверке АЧХ УВ по тест ленте оказывается, что середина и верх завалены гораздо больше, чем по расчету и приходится корректировать СЧ-тау (как правило увеличивая на 10-20мкс) и увеличивать входную емкость, смещая горб компенсации щелевых потерь вниз (как правило, типовое значение конечной суммарной емкости с учетом кабеля 390-430пФ).
(18-10-2022 16:25)vitamir писал(а): Делать так можно, но АЧХ становится слегка нестандартной.
Но ведь существуют кассетники с полосой 20-20000.
Как у них достигнуто такое расширение по НЧ, если при t2=3180 мкс уже нет линейного прироста усиления ниже 50 Гц? Они дополнительно поднимают участок ниже 40 Гц при записи, или применяют дополнительный корректор после УВ?
(18-10-2022 16:36)VeschiiOleg писал(а): Эквивалент ГЗ не совсем так... Индуктивность должна быть 160-180мГн, сопротивление потерь примерно 300Ом, корректирующая емкость 270пФ (6200пФ это очень много)
Интересно. Но я просто взял транс с индуктивностями 150 мГн и обвес такой, чтобы при текущей схеме совместно с УВ получалась горизонтальная АЧХ. Так очень удобно смотреть, что меняется суммарно при внесении небольших изменений в цепи коррекции УВ.
Что касается коммутаторов на ИМС (К190 и К547), то я вообще не нашел в них никаких "порч звука".
Если они что-то и портят, то это ниже -110 дб, и можно пренебречь.
А первый кандидат на гипотетический источник искажений в Орели-101 - микруха К548УН1Б.
Но зато какой спектр у неё! Почти сплошная вторая гармоника и нет леса. Прям как ламповая.
(18-10-2022 17:02)Amstrad писал(а): Как у них достигнуто такое расширение по НЧ, если при t2=3180 мкс уже нет линейного прироста усиления ниже 50 Гц? Они дополнительно поднимают участок ниже 40 Гц при записи,
Нестандартная пост времени 4050мкс (Накамичи и некоторые), подъем НЧ при записи. Впрочем НЧ-тау довольно условно стандартизирована. В проф. магнитофонах она равна 8000мкс или равна бесконечности... Т.е нет ограничения, идет просто рост на НЧ.
(18-10-2022 17:02)Amstrad писал(а): Но я просто взял транс с индуктивностями 150 мГн и обвес такой, чтобы при текущей схеме совместно с УВ получалась горизонтальная АЧХ. Так очень удобно смотреть, что меняется суммарно при внесении небольших изменений в цепи коррекции УВ.
Это понятно, но при таком обвесе горизонтальная АЧХ получается при фактически другой ГВ...
И еще один момент - какой получился спектр шума? Или хотя бы невзвешенное напряжение шума при отсутствии сигнала.
Транзисторы примененные в схеме имеют довольно высокий токовый шум... а при индуктивном характере источника это важнее, чем низкий шум напряжения.
На 548 я делал свою первую деку-доску в 80х гг... Отлично играла и писала, но шум был довольно ощутимый...
(18-10-2022 17:48)VeschiiOleg писал(а): И еще один момент - какой получился спектр шума? Или хотя бы невзвешенное напряжение шума при отсутствии сигнала.
Транзисторы примененные в схеме имеют довольно высокий токовый шум... а при индуктивном характере источника это важнее, чем низкий шум напряжения.
В симуляторе пока применены первые попавшиеся аналоги транзисторов 3102 и 3107 - лишь бы работало. Тоже самое касается операционника. К574 и его прототипа AD513 там просто нет.
Шум пока не моделировался - разобраться бы сначала с минимально-необходимыми параметрами АЧХ и нелинейностью.
Кроме того, у УВ Орели-101 наименьший шум среди всех магнитофонов, что мне вообще попадались. И наиболее приятный звук. Тут и улучшать особо нечего, кроме подгона под сендвич и борьбы с фоном.
(18-10-2022 17:48)VeschiiOleg писал(а): На 548 я делал свою первую деку-доску в 80х гг... Отлично играла и писала, но шум был довольно ощутимый...
А у меня есть серийная дека-доска 1976 г, она простейшая на нескольких транзисторах. И работает очень хорошо. Пишет 30-15000 Гц с приукрашиванием краёв, на ВЧ чуть мажет. Орель же имеет "стерильный" звук и прозрачней, разборчивей на ВЧ. Но разница - в нюансах. Тягаться серийной Орели / Маяку / Яузе с ней будет сложно даже при вылизывании тракта. Поэтому и решил переделывать Орель на сквозной канал - чтобы хоть так перейти на новую ступень качества.
(18-10-2022 19:02)speedster писал(а): У орели нужно удалять ШП.
Да. Разрабы зря сделали каждый канал на отдельной плате, а не отдельно блоки энкодеров / декодеров. Для сквозняка 4 платы надо - они хоть и есть, но туда не влезут.
Немного лирики: я всегда с уважением отношусь к СШП. Их создание - отдельный труд учёных/инженеров и самопожертвование, причём за хрен собачий. Сейчас все былые идеалы наоборот, гнобятся и шумодав идёт под нож первым. И по сложности шумодав обычно соизмерим со всем магнитофоном.
А тут не просто скопировали Долби, а попытались сделать свой. Он и НЧ-шумы давит. И, кстати, работает неплохо. На уровне мп3.
Да, и ещё обнаружил, что усилитель индикации тоже находится в шумодаве. Раскачивает 500 мВ до 2.5В, чтобы диодный детектор вывести на линейный участок. Придется делать отдельную мини-плату усилителя индикации и подвешивать возле индикатора.
А что можно сказать о головке с надписью 36001?
Посмотрел в инете, вроде Canon, и на защитном колпачке тоже написано Canon.
В записывающей секции 5 пластин, в воспроизводящей гораздо больше.