(20-10-2022 17:38)Avadon писал(а): 2-й каскад этого УВ на К548УН1 (или на любом другом ОУ) более линеен, но имеет весьма мудрёную коррекцию АЧХ, можно даже сказать кривую.
Если проанализировать, то там нет ничего мудрёного.
В цепи ООТ стоит T-мост для подъёма ВЧ, R9-R6-C5. Одно из плеч одновременно используется как цепь коррекции НЧ (добавлена емкость C6).
Но вот с C3 они что-то намудрили. Не исключено даже то, что изначально разрабы допустили ошибку, которая была воплощена в печатной плате и в таком виде попала на производство. Если переключить коллекторы преда на инв. вход ОУ, то резонанс ВЧ будет гораздо острей, а его регулировка - адекватней.
Я специально посмотрел по печатной плате - всё именно так на моей схеме страницей ранее.
Ну а в инете гуляет вот такая порнография:
И фиг тут разберешь где соединения, а где их нет. Даже выводы 11-14 интегрального коммутатора ухитрились перепутать (в реале ключ между 3 и14).
(20-10-2022 17:38)Avadon писал(а): 1-й каскад более нелинеен - в нём нет ни местной ООС в эмиттерах, ни общей. Есть параллельная ООС, что очень хорошо, но если коллекторы действительно нагружены на 10нФ С3, то толку от неё - ноль.
Что посоветуете делать с предом УВ? Ввести резисторы местной ООС в эмиттеры или пока оставить как есть? Я хочу прежде всего нормировать канал УВ по "измерительной" ленте, чтобы потом перейти к записи и ГСП. Но подгонять АЧХ имеет смысл со всеми установленными фильтрами и окончательным решением по усилению.
h t tps://rcl-electro.ru/threads/%D0%A3%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.221/page-181
развлекайтесь
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): скачал несколько схем зарубежных дек (в основном Техниксов) и бегло посмотрел, что у них творится в этом вопросе. А там у разных моделей t варьируется от 1200 до 4000 мкс, и подъем 6 дб/окт. Но возможно, я где-то не заметил второй цепи, которая прорабатывает 20 Гц
Это одна и та же цепь, но в расчёт входят разные элементы.
Какие модели Техникс? В их старых моделях цепь НЧ-тау записи была пассивной, что очень хорошо, и гораздо лучше для качества звука, чем в ООС.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): Есть музыка, где НЧ очень сильные, что приводит к перегрузке ленты, в то время когда уровень по индикатору (сигнал на который берется до УЗ) ещё в норме. Индикатор начинает врать, занижая реальный уровень на ленте.
Добавив в УЗ Орели цепь, поднимающую 30 Гц на 2 дб, и изменив t2 в УВ я добился ровной АЧХ записи, но врущий индикатор. Но с новой головкой-сендвичем Canon 36001 это больше не требуется, сейчас у меня наблюдается огромный (+6 дб) подъем 40 Гц на сквозной АЧХ - придётся заново настраивать и возвращать как было.
Судя по всему, ток подмагничивание с ГУ был меньше требуемого. Нехватка басов при записи бывает и по такой причине.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): Я посмотрел по монтажу, т.к. скаченные из инета сканы очень мутные. Да, С=10нФ сидит прямо на выходе входного каскада УВ. Что, кстати, не мешает быть частоте тока подмагничивания уже в этой точке, с уровнем соизмеримым с сигналом.
Если бы коллекторы были подключены к инвертирующему входу, или же только к движку R5 и R6, с этим ещё можно было бы жить. А так УВ усиливает ВЧ-помехи, или же наводки подмагничивания в сквозном канале, до неприличного уровня.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): входной каскад Орели не имеет ООС, в отличии от малошумящего УНЧ Галахова. Может включить в эмиттеры резюки по 150 Ом? Без подачи туда сигнала с выхода? Или это мёртвому припарки?
150 Ом много. По 47-82 Ом максимум для этих транзисторов, можно меньше для фирменных.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): А при охвате общей ООС упадет общее усиление (примерно на 10 дб), и придётся его компенсировать за счет ООС ОУ. Не приведет ли это к увеличению шумов, за счет меньшей доли усиления входным каскадом?
Если всё сделать правильно, то будет малошумящий УВ, выход которого можно подключить через реле напрямую на линейный выход, минуя СШП. Качество звучания воспроизведения будет значительно выше.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): Как я уже говорил, особого криминала в звуке и измерениях КНИ и КИИ штатного УВ Орели замечено не было.
Особого - да. Но ничто не мешает ездить на "Лексусе".
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): А между каскадами имеет смысл ставить пробку, для борьбы с интермодами внутри ОУ? В некоторых импортных мафонах они есть. И в Вильме тоже. Прикладываю схему Вильмы-102 и свои мучения с внедрением пробки в Орель (в железе испытал - работает, критика приветствуется).
Если каскады, между которыми есть фильтр-пробка, не охвачены общей ООС, то да. Либо на выходе двух- и более каскадного УВ с ООС. В сквозном канале это даже необходимость.
Для этой симуляции схемы следует изменить:
1) 1нФ отключить от коллекторов. R1 отключить. R2 заменить на 180к. Но транзисторы должны быть строго комплиментарные малошумящие, и подобраны по h21e. Это позволит снизить шум УВ с лучшим одновременным согласованием между ГВ и УВ.
2) Разделить между собой цепи: движок R5+R6, и нижний вывод R5+С3.
3) 2к7 от коллекторов заменить на 300-470 Ом, а 2к7-3к3 подключить с выхода контура к движку R5 и R6.
4) К точке соединения контура и 2к7-3к3, подключить примерно 1,3-1,8нФ, второй вывод на землю. Таким образом, мы одновременно имеем RCL-фильтр ВЧ-помех второго порядка, и контур, настроенный на ~22-26 кГц для коррекции щелевых потерь. Не очень оптимальными получатся его параметры, но без изменения схемы включения ОУ или обвязки лучше не получится.
5) Зато после этого можно избавиться от цепей C5R8 и C7R10, что снизит уровень ВЧ-помех, а также наводки подмагничивания в сквозном канале. Воспроизведение качественных записей станет лучше.
Пробуйте.
P.s. Остальное после выходных.
индикатор не может врать .
это железяка .
ей без разницы - она не знает, сигнал записи или воспроизведения .
если есть отличия в показаниях - канал записи-воспроизведения настроен криво .
(19-10-2022 19:29)Amstrad писал(а): В детстве был набор Старт на ней,
Старт был на 548 как раз, 7572, УВ для катушечного магнитофона.
(19-10-2022 19:29)Amstrad писал(а): Значит ли это, что какая-то часть износится раньше другой?
Значит.
Но хардпермаллой там с защитной вставкой, поэтому проживет долго.
(20-10-2022 02:02)Amstrad писал(а): Пришлось поставить параллельно головке емкость 200 пФ - и шум чуть вырос.
Это нормально, зато будет АЧХ по тест-ленте правильной, без завала.
Для Кэнонов (почти всех с высокоиндуктивной ГВ) оптимальная суммарная емкость с учетом кабеля лежит в диапазоне 360-430пФ. Для низкоиндууктивной ГВ емкость должна быть больше.
(20-10-2022 07:38)Avadon писал(а): Поэтому в приличной аппаратуре колебательный контур либо настраивают на 25-30кГц,
Палка о двух концах... При записи в сквозняке зачастую возникают интермоды из-за довольно близких частот настройки контура в УВ и ВЧ-коррекции волновых потерь в УЗ.
Поэтому, если УВ достаточно устойчив и левый скат контура не дает биений при импульсном воздействии, лучше настраивать все-таки на 18-20кГц. Да и воспроизводить будет лучше, без завалов, а шум за полосой резко подрежется правым скатом, вместе с остатками пролезшего подмагничивания.
Но можно и сделать коррекцию по-наковски - на выходе УВ объединив с фильтр-прробкой.
(20-10-2022 11:03)vitamir писал(а): наиболее рациональный способ расширения рабочего диапазона частот вниз дополнительная коррекция при записи,
В проф. магнитофонах как раз при записи НЧ-коррекции нет, чтобы ленту не грузить. Обуславливается это тем что искажения (с учетом муз спектра) раньше начинаются именно на НЧ.
(20-10-2022 14:00)Amstrad писал(а): Есть музыка, где НЧ очень сильные, что приводит к перегрузке ленты,
Абсолютно верно. Из-за ранней перегрузки ленты. Именно поэтому коррекцию НЧ лучше делать в УВ. Чтобы его перегрузить, надо еще очень постараться.
Но все компромиссно, т.к увеличение усиления на НЧ - увеличения фона и помех.
(21-10-2022 09:40)speedster писал(а): индикатор не может врать .
это железяка .
ей без разницы - она не знает, сигнал записи или воспроизведения .
если есть отличия в показаниях - канал записи-воспроизведения настроен криво .
Индикатор не может врать? Да ладно. Измерьте его АЧХ.
В частности индикатор Орели.
Индикатор не знает, что пишется на ленту. Он показывает сигнал на линейном выходе.
А в это время на ленту пишется 40 Гц с подъёмом 5 дб относительно 1 кГц. Оператор выставил 0 дб по индикатору, а записалось +5. Вот все дела.
Калибруют же канал З-В на статической частоте 333 Гц по условному 0 дб, и на ней будут правильные показания.
У старых дек-досок в 70-е годы было 1200 мкс (имелся некий приукрас записи за счет горба на 100 Гц), а у некоторых советских - аж 700 (вероятно, особенности головки).
Благодарю за пояснения, буду пробовать модернизацию УВ по упрощённой методике - пару резюков в эмиттеры и далее прогон "тестовой ленты" решит вопрос о выстригании цепей ВЧ или их оставлении. Видно, что УВ Орели проектировался в расчёте на настройку с любой советской головкой, ибо запасы регулировок по ВЧ там огромные.
(21-10-2022 17:44)Amstrad писал(а): Индикатор не знает, что пишется на ленту. Он показывает сигнал на линейном выходе.
А в это время на ленту пишется 40 Гц с подъёмом 5 дб относительно 1 кГц. Оператор выставил 0 дб по индикатору, а записалось +5. Вот все дела.
Калибруют же канал З-В на статической частоте 333 Гц по условному 0 дб, и на ней будут правильные показания.
Ну, при мониторинге в сквозняке линейный выход в режиме Лента вместе с индикатором подключается к выходу УВ. Поэтому индикатор показывает уже то, что записалось. И если он точный, то почувствует +5дБ на НЧ.
Проблема с АЧХ индикаторов действительно есть, зачастую они показывают правильно килогерц до 10-12, а дальше валят, поэтому проверить не мешает. Кроме того, они еще и нелинейны, т.е в районе нуля - более/менее, а дальше - швах)))) Поэтому я контролирую не индикатором деки, а милливольтметром на лин.выходе.
(21-10-2022 18:32)VeschiiOleg писал(а): Кроме того, они еще и нелинейны, т.е в районе нуля - более/менее, а дальше - швах)))) Поэтому я контролирую не индикатором деки, а милливольтметром на лин.выходе.
Когда буду делать усилитель индикации, то он будет охвачен ООС через такой же диод - и это его линеаризует. В измерительных приборах данный метод дает до 30-40 дб линейную шкалу, что индикатору хватит с запасом.
К157ДА1 - двухполупериодный (для звука это важно!) детектор с линейной шкалой 40дБ (и возможностью ее регулировки) и широким диапазоном питания. Мы использовали его даже в проф.измерителях уровня. Рекомендую.
(21-10-2022 17:44)Amstrad писал(а): Индикатор не знает, что пишется на ленту. Он показывает сигнал на линейном выходе.
А в это время на ленту пишется 40 Гц с подъёмом 5 дб относительно 1 кГц. Оператор выставил 0 дб по индикатору, а записалось +5. Вот все дела.
Калибруют же канал З-В на статической частоте 333 Гц по условному 0 дб, и на ней будут правильные показания.
вижу, очень не хочется признавать мою правоту . аж до дрожи .
однако , ты повторил мои слова .
криво,косо, но смог .
в отличие от тролля .
абсолютно по барабану, что с индикатором .
Но , если показания на входу и на выходе - отличаются, это не линейный тракт . и индикатор это покажет .
с кривой,косой и хрен пойми какой ачх .
потому что этот самый индикатор измеряет один и тот же сигнал - исходник и прошедший через тракт и ленту .
о чем политическое хамло и представления не имеет .
(21-10-2022 18:32)VeschiiOleg писал(а): Ну, при мониторинге в сквозняке линейный выход в режиме Лента вместе с индикатором подключается к выходу УВ. Поэтому индикатор показывает уже то, что записалось. И если он точный, то почувствует +5дБ на НЧ.
Проблема с АЧХ индикаторов действительно есть, зачастую они показывают правильно килогерц до 10-12, а дальше валят, поэтому проверить не мешает. Кроме того, они еще и нелинейны, т.е в районе нуля - более/менее, а дальше - швах)))) Поэтому я контролирую не индикатором деки, а милливольтметром на лин.выходе.
да глубоко до звезды кривость индикатора .
потерпевший скулил , что индикатор показывает разное до записи и после .
очевидно, что это его кривой тракт . и пусть от индикатора отстанет .
не дорос еще до таких высот .
Разное до записи и после может быть в двух случаях:
1. Сигнал искажается в процессе записи (неисправность или расстройка тракта магнитофона)
2. Сигнал в режиме Лента и Источник снимается с разных точек (романо-германская идеология 70х гг, к Орели не относится))))))
(21-10-2022 22:52)VeschiiOleg писал(а): Разное до записи и после может быть в двух случаях:
1. Сигнал искажается в процессе записи (неисправность или расстройка тракта магнитофона)
2. Сигнал в режиме Лента и Источник снимается с разных точек (романо-германская идеология 70х гг, к Орели не относится))))))
В данном случае показания были неправильные только на частотах ниже 100 Гц. Ибо в УЗ были чрезмерно подняты НЧ, которые по какой-то причине плохо писались старой головкой. Уже неважно в чем была причина (эта головка отправилась в коробку), но не в токе подмагничивания. Он был выставлен по максимуму отдачи на 333 Гц, и еще чуть-чуть больше.
С сэндвичем всё нормально, и больше нет причины дополнительно поднимать 30 Гц на +4 дб в УЗ (а общий подьем НЧ достигал +7дБ). Достаточно той схемы, что была реализована в стоковом варианте - однозвенная цепочка с t=2000мкс. В таком виде АЧХ ровная и лента не перегружается на реальном музыкальном сигнале, если писать по 0 дб.
УВ я сегодня доделал, завтра покажу окончательную схему.
Установить пробку между каскадами не получилось - усилитель был склонен к мягкому возбуду, устранение которого схемотехнически нецелесообразно (много деталей).
Пробка перенесена на выход.
Цепи коррекции обеспечивают воспроизведение 20 Гц - 20 кГц +/- 2дБ на ленте тип 1 (окончательно решится после настройки всего остального).