(02-10-2013 13:58)Yuri S писал(а): Датчик на транзистор надо лепить, а не на радиатор. Как Сухов отвечал на вопрос:" ... тебе ж транзистор контролировать надо, а не радиатор."
Что есть совершенно неправильно, не глядя на авторитет Сухова.
1. Нужно не выпускать транзистор из заданной рабочей точки (начальный ток покоя). Температура - дело десятое.
1.А В случае применения германиевого транзистора контролировать чтоб температура не превысила предел, когда он идет "вразнос".
Например, последний из сделанных германиевых усилителей: с отключенной ОООС, на номинальной нагрузке, частоте 1000Гц, уровне -20дБ, добился устранения "ступеньки" при токе 15-18мА.
Рабочую точку выбрал 35-45мА. При включении усилителя (холодного)
стартует с тока покоя 120-150мА, потом постепенно (5-10 минут) устанавливается 35-40мА. При максимальной мощности ток достигает значения ок 750мА, при "сбросе нагрузки" ток постепенно падает но не ниже 30-40мА. Термодатчик стоит на радиаторе (общем).
Я сам пробовал датчик лепить на радиатор, так было даже удебнее. В результате отслеживание стало на столько инертным, что чуть выходники не спалил. Так что не зависимо от авторитета, Сухов прав.
А у меня в германиевом ток покоя 3А, как вкопанные без всяких датчиков.
Цитата:Я сам пробовал датчик лепить на радиатор, так было даже удебнее.
В моем случае датчик поставила "фирмА".
Цитата:В результате отслеживание стало на столько инертным, что чуть выходники не спалил. Так что не зависимо от авторитета, Сухов прав.
Потому что схема неправильная, термодатчик должен ограничивать ток начиная с определенной температуры, что до - задается схемой.
Инертность должна быть, так же расчетная, иначе ток покоя будет метаться от громкости и музыкального материала... Инерционность должна быть такой, что бы она "не замечала" паузы между фонограммами, иначе в паузе ток покоя может падать до нуля (транзисторы греет не только ток покоя).
Цитата:А у меня в германиевом ток покоя 3А, как вкопанные Happy0158 без всяких датчиков.
(02-10-2013 13:58)Yuri S писал(а): Датчик на транзистор надо лепить, а не на радиатор. Как Сухов отвечал на вопрос:" ... тебе ж транзистор контролировать надо, а не радиатор."
если брать реальную современную нагрузку, то транзистор должен быть с баальшим запасом, ибо все равно мгновенную температуру кристалла на пике синусоиды 20 Гц компенсировать бессмысленно.
но есть выход - порезать все ниже 100 Гц и слушать 4гд-35
(02-10-2013 13:58)Yuri S писал(а): Датчик на транзистор надо лепить, а не на радиатор. Как Сухов отвечал на вопрос:" ... тебе ж транзистор контролировать надо, а не радиатор."
Что есть совершенно неправильно, не глядя на авторитет Сухова.
1. Нужно не выпускать транзистор из заданной рабочей точки (начальный ток покоя). Температура - дело десятое.
Именно, что десятое.
Достаточно один раз измерить её в усилителе в сборе и не вспоминать.
Действительно, главное - удержание заданного тока покоя. Что традиционными следящими системами корректно только при чистом классе "А". Что эквивалентно или малой отбираемой мощности, или чрезмерной громоздкости и разрастанию схемы при работающих впараллель приборах.
Выход есть - это класс "АВ" со значительным током покоя и нелинейной следящей системой удержания тока покоя, работающей по постоянному току. Рекомендую и для готовых заводских германиевых схем.
Эта система устраняет вредное влияние возрастающего среднего тока через датчик тока покоя, и не происходит её ложного срабатывания.
При этом не надо ждать, пока ток покоя будет гулять от стартового до минимального, а затем увеличиваться на порядок с прогревом схемы при работе.
С термодатчиком так и получается.
Десятое если радиатор с футбольное поле. При любом колебании температуры изменяется ток, а в германии это чудовищно происходит, особенно в совковом. В АВ конечно проще, сделал потише и делов
Цитата:Выход есть - это класс "АВ" со значительным током покоя и нелинейной следящей системой удержания тока покоя, работающей по постоянному току.
Покажите вариант реализации, похоже этот вопрос у Вас однозначно решен.
Цитата:Десятое если радиатор с футбольное поле.
Даже если радиатор приличных размеров - температура кристалла все равно изменяется значительно - тепловое сопротивление никто не отменял.
Поэтому контроль тока важнее. В режиме "А" использовать германиевые транзисторы - не вижу особого смысла.
(05-10-2013 18:10)Yuri S писал(а): Чтобы видеть смысл германия в А, надо сначала услышать разницу.
Слушал конечно, и германий и кремний и полевики и вакуум,
кто то сомневается?
Класс "А", это конечно знАково, и пафосно.
Но еще ничего не гарантирует.
Мне как любителю музыки (и немного технарю), совершенно наплевать в каком режиме работает усилитель - главное что бы он доставлял удовольствие от прослушивания музыки.
Теперь по поводу сравнения в кл. "А": оба типа приборов работают на линейном участке ВАХ и без отсечки - разница в звучании усилителя есть, но она неуловимо мала, мало кто может уловить разницу (при сопоставимости других характеристик усилителя). Пожалуй германий и проиграет, но это все в нюансах.
Другое дело "АВ" - грубо говоря кремнию чтоб включиться нужно в Б-Э приложить 0.7вольта, германию 0.3. Кроме всего германиевый
начинает включаться в работу плавнее и аналогично с выключением.
Улавливаете разницу?
Чтобы кремниевый АВ работал с низким КНИ нужно глубокая ОС, высокая скорострельность всех транзисторов, частотная коррекция и т.д. как это влияет на звучание усилителя - всем известно.
Германий при сходном уровне КНИ не требует ни скоростей, ни глубокой ОС, поэтому усилители имеют разный спектр гармоник,
и часто на слух работа германиевого усилителя предпочтительнее,
иногда даже настолько, что можно простить этим приборам многие другие недостатки.
Теперь смотрим на внутренности фабричных усилителей (германиевых) - теплоотвод "кот наплакал", они АВшные 100%, но людям нравиться их слушать!
покупайте и слушайте пока железо горячё ...а там смотришь если не понравится то под такую суперрекламу и продашь! Вон Династию продают в теме усилы ....гармоний каэцца...и видон отпад!
(05-10-2013 18:10)Yuri S писал(а): Чтобы видеть смысл германия в А, надо сначала услышать разницу.
Слушал конечно, и германий и кремний и полевики и вакуум,
кто то сомневается?
Класс "А", это конечно знАково, и пафосно.
Но еще ничего не гарантирует.
Мне как любителю музыки (и немного технарю), совершенно наплевать в каком режиме работает усилитель - главное что бы он доставлял удовольствие от прослушивания музыки.
Теперь по поводу сравнения в кл. "А": оба типа приборов работают на линейном участке ВАХ и без отсечки - разница в звучании усилителя есть, но она неуловимо мала, мало кто может уловить разницу (при сопоставимости других характеристик усилителя). Пожалуй германий и проиграет, но это все в нюансах.
Другое дело "АВ" - грубо говоря кремнию чтоб включиться нужно в Б-Э приложить 0.7вольта, германию 0.3. Кроме всего германиевый
начинает включаться в работу плавнее и аналогично с выключением.
Улавливаете разницу?
Чтобы кремниевый АВ работал с низким КНИ нужно глубокая ОС, высокая скорострельность всех транзисторов, частотная коррекция и т.д. как это влияет на звучание усилителя - всем известно.
Германий при сходном уровне КНИ не требует ни скоростей, ни глубокой ОС, поэтому усилители имеют разный спектр гармоник,
и часто на слух работа германиевого усилителя предпочтительнее,
иногда даже настолько, что можно простить этим приборам многие другие недостатки.
Теперь смотрим на внутренности фабричных усилителей (германиевых) - теплоотвод "кот наплакал", они АВшные 100%, но людям нравиться их слушать!
Выходной каскад это ОЭ, и там 100% ООС, так что мимо про кремний-германий.
Ну а так, повторюсь: если разницы не слышно, то и нечего заморачиваться с германием. Неожиданно для меня, и как технаря в частности тоже, мне германий запал в душу, и связанные с ним проблемы меня не пугают. Тоже самое могу сказать и про класс А и однотакт, и чтоб транзисторы не параллелить.
Есть у меня и кремниевый однотакт, но так как германиевый он не впечалтяет, хотя и неплохо контролировал такие АС как легендарные Ямахи 1000-е.
Про спектр гармоник и прочее могу сказать то что выпрямление в БП усилка дает тот же почерк германия(на слух ), что и транзисторы в усилении чего-либо.
(05-10-2013 20:00)синоптик писал(а): покупайте и слушайте пока железо горячё ...а там смотришь если не понравится то под такую суперрекламу и продашь! Вон Династию продают в теме усилы ....гармоний каэцца...и видон отпад!
А заявленная мощность в этой Династии-80 Вт на канал...это действительно германий? ..вроде как они маломощные....
(05-10-2013 19:57)teluha писал(а): Владельцы германиевых усилков_ресиверов,скажите ,вы их слушаете с темброблоком аль в линейке?...А то вот так начитаешься да и купишь..а оно не то...
скажу как обладатель двух германиевых аппаратов, ожидающий прибавления семейства
ЛЮБОЙ нормальный усилитель (не только германиевый) играет без темброблока отлично, но при условии правильной акустики (мне, лично, в этом отношении проще ).
Но большинство тупой многополосной дряни (даже за безумные деньги) требует, конечно, какой-то коррекции, но "типа крутые" аудиофилы пытаются компенсировать отсутствие темброблока различными прибамбасами - шнурками, вилками, розетками, подстанциями, ядерными реакторами и пр., опираясь на собственные представления о правильности звукового массажа простаты на НЧ и о ВЧ, как способе приманивания дельфинов.
Таким, конечно, германиевый усилитель противопоказан в принципе.
А потом : любой германиевый усилитель, в силу отсутствия маркетологов от звука, как класса, и корпоративного сговора в те далёкие времена, обладает собственным голосом, что, в свою очередь, предполагает некую проблему выбора, но, в случае его правильности, гарантирует бесконечное количество минут истинного наслаждения МУЗЫКОЙ.
Цитата:Выходной каскад это ОЭ, и там 100% ООС, так что мимо про кремний-германий.
Наверное имелось ввиду ОК (общий коллектор, или эмиттерный повторитель)
Не всегда в ОК все ОК, в чем и фишка, много ли существует достойных германиевых NPN? или вообще комплементарных пар?
В винтажниках, как правило квазикомплементар или трансформаторный фазик,
или вобще на выходе транс и пушпул на одном типе транзисторов - вот последние как по мне самое лучшее.
Цитата:Ну а так, повторюсь: если разницы не слышно, то и нечего заморачиваться с германием.
Ну эт не Вам решать с чем мне заморачиваться
Цитата:Про спектр гармоник и прочее могу сказать то что выпрямление в БП усилка дает тот же почерк германия(на слух ), что и транзисторы в усилении чего-либо.
Ну хотя бы в двух словах как меняется спектр усилителя от диодов в выпрямителе?
У меня метрология и слуховые впечатления увязываются без противоречий.
Германиевые диоды применяю, но не только в германиевых усилителях.
Цитата:Есть у меня и кремниевый однотакт, но так как германиевый он не впечалтяет, хотя и неплохо контролировал такие АС как легендарные Ямахи 1000-е.
Промышленный или самоклеп?
Контроль акустики для безосого однотакта далеко не главный параметр, это не показательно. Интересная тема, пока к транзисторным однотактам поползновений не было, достаточно наличия лампового
Да с ОК, дальше - оставайтесь при своём мнении со своими метрологиями и спектрами. Если не понимаете о чем я толкую, так оно Вам и не надо. Спорить больше не буду, мне есть чем заняться.
(05-10-2013 19:57)teluha писал(а): Владельцы германиевых усилков_ресиверов,скажите ,вы их слушаете с темброблоком аль в линейке?...А то вот так начитаешься да и купишь..а оно не то...
У некоторых германиевых ресиверов 70-х годов - линейки,отключения тембров как опции не было, в схемах некоторых даже заложена этакая хитрая скрытая тонкомпенсация.
"Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь."(Ф. Раневская)