вчера поздно вечером по каналу Культура посмотрел я небольшой фрагмент о конкурсе современных композиторов, проходившем онлайн аж в 2010 г. с председателем жюри Теодором Курентзисом и им же в качестве дирижера, исполняющим с оркестром произведения претендентов... разумеется, фрагменты показывали.
я в свое время это мероприятие пропустил (очень жаль) - и, похоже, оно вряд ли освещалось здесь на форуме... искать в старых темах, честно говоря, лень.
влез я потом в сеть, понаходил финалистов, но всех подряд не прослушал - их просто много... в итоге послушал целиком произведение, занявшее второе место (первого не присуждали, вроде бы, вообще).
Наталья Прокопенко - "АРХЭ". весьма и весьма... впечатлило.
считаю нужным выложить... но если такая тема все же была, прошу простить и надоедать не буду.
вот музыка -
а вот что сказал по поводу мероприятия и музыки сам Курентзис -
интересное интервью со швейцарским композитором на тему современной музыки:
.................................................. ....................
В городе Чайковском Пермского края в пятый раз открылась Ежегодная международная академия молодых композиторов: творческая лаборатория, где в процессе двухнедельных занятий композиторы пишут новые сочинения, которые затем исполняются в серии финальных концертов. Среди композиторов-профессоров, участвовавших в работе академии прежних лет, — Марк Андре, Клаус Ланг, Филипп Леру и другие. В нынешнем году самая яркая звезда академии — ведущий европейский композитор Беат Фуррер (Швейцария — Австрия): основатель знаменитого ансамбля Klangforum Wien, лауреат ряда престижных премий, член Берлинской академии художеств.
С маэстро поговорил Илья Овчинников.
— Чем вас привлекает участие в Пятой международной академии молодых композиторов? Какова результативность таких академий, чего здесь можно достичь за две недели?
— Меня приглашали быть композитором-профессором академии еще в 2012 году, но тогда я приехать, к сожалению, не смог. Тем радостнее, что теперь все получилось! Как показывает опыт, такого рода академии дают возможность не только обмениваться опытом и вести дискуссии (не только об искусстве, но и на самые широкие темы, что не менее полезно): это очень важный момент для развития музыки в целом. Именно такие встречи, где композиторы разных поколений делятся опытом, дают нашему делу возможность двигаться вперед.
— Как строится ваша работа в академии, каков режим занятий?
— Вначале студенты демонстрируют свои сочинения, затем я пытаюсь проанализировать их и начать дискуссию. Моя задача — за короткое время понять личность студента, помочь ему найти свой почерк, который был бы не похож больше ни на чей. В этом и состоит основная цель академии.
— Основа отборочной комиссии академии — солисты Московского ансамбля современной музыки, который потом и исполняет сочинения, написанные за эти две недели. Как вы оцениваете уровень МАСМа?
— Солисты МАСМа — выдающиеся профессионалы, которые открыты всему новому и готовы к встрече с любой музыкой. Я убедился в этом еще во время подготовки своего авторского концерта в Москве в 2012 году, когда мне довелось дирижировать МАСМом. Для развития современной музыки очень важно поддерживать подобные ансамбли, и не только в России; они должны занимать существенное место в музыкальной жизни страны.
— Для многих новых произведений остро стоит проблема второго исполнения, которое следует — или не следует — за первым. Вы ее ощущаете?
— И да, и нет. К счастью, в Европе много самых разных ансамблей, которые заказывают сочинение в расчете на свой инструментальный состав, тем самым удобряя почву для новой музыки. Если произведение удачно, оно входит в репертуар коллектива, и первое исполнение со временем может оказаться отнюдь не лучшим! К счастью, в большинстве ансамблей новой музыки играют высокие профессионалы, хорошо знающие свое дело, что побуждает композиторов к новым поискам. Спасибо исполнителям за это.
— Пишете ли вы только по заказу?
— При удачном раскладе я стараюсь сделать так, чтобы заказ соответствовал идеям, волнующим меня в данный момент. Но это не значит, будто я пишу только на заказ, нет. Я очень открыт просьбам музыкантов и порой выполняю их просто так. Но существенно не быть фабрикой по выполнению заказов — значимо, что нового ты скажешь в следующем сочинении, развиваешься ли ты при этом как личность.
— Означает ли для вас что-либо Пермский край? Полгода назад гости Дягилевского фестиваля в Перми говорили о том, что эти места важны для них как родина Дягилева, а для вас?
— Мне очень приятно находиться именно здесь, в этом городе, названном в честь великого русского композитора. Радостно видеть, как в России ценят композиторов и гордятся ими. Я только что слушал лекцию композитора Рафаэля Сендо, также профессора академии, и был удивлен, увидев столько интереса со стороны обычных людей, которые пришли просто послушать музыку и узнать что-то новое. Класс был буквально переполнен!
— Помимо вашего авторского концерта, о котором вы вспоминали, большим событием московской музыкальной жизни стало исполнение вашей оперы «Фама» в 2007 году...
— И для меня, и для ансамбля Klangforum Wien это стало фантастическим опытом. Мы до сих пор вспоминаем те дни, это было потрясающе. Я сам дирижировал оперой, все видел своими глазами и многое помню буквально по минутам.
— В нынешнем году у вас состоялось несколько мировых премьер: в Гамбурге впервые была исполнена опера «Белая ночь», на фестивале в Виттене прозвучали еще два сочинения, одно для камерного оркестра, другое для хора без сопровождения. Как долго вы работаете над новым произведением? Сколько их появляется в год?
— Иногда на сочинение уходят года, как случилось, например, с оперой «Белая ночь». В другой раз это может быть и месяц, всегда по-разному. Главное — возможность сконцентрироваться на данном конкретном произведении. Сейчас я начал писать оперу на либретто Владимира Сорокина — этот план существовал уже несколько лет, но к работе я приступил лишь недавно. Премьера назначена на 2018 год в Берлинской государственной опере.
— Верно ли, что в Швейцарии не было традиции современной музыки, как вы сказали в одном из интервью?
— В Швейцарии всегда были трудные времена для искусства, потому что оно почти не поддерживалось правительством. Начиная с эпохи Возрождения композиторы, как правило, стремились оттуда уехать. Сейчас ситуация радикально изменилась, и сегодня там много хороших ансамблей новой музыки. Если же говорить не только о Швейцарии, то я уверен: в истории еще никогда не было столько хороших композиторов, сколько существует в мире сегодня.
— Многие ваши коллеги говорят о том, что в Европе настают трудные времена для новой музыки — прекращают существование ансамбли, труднее организовать исполнение нового сочинения… Вы согласны или для новой музыки всегда трудные времена?
— Времена тяжелые не столько для современной музыки, сколько для мира в целом. Я не пессимист, но я очень взволнован изменением роли искусства в обществе. И очень хотел бы надеяться на то, что обществу нужны не только деньги, но и то, чего за деньги не купишь. Тем не менее искусству без денег не выжить, не только современному. Хотя ансамбли и оркестры, которые играют новую музыку, есть и будут всегда.
.................................................. ............................................ ..............
Дело даже не в этом.
"Отметиться" перечнем сочинений, прикрепить видео, представить какое-то интервью очередного "творца" и т.п. - вот это программа максимум. Вместо того, чтобы написать несколько своих связных слов, так сказать, для общего развития. Но это уже сверхтрудная задача.
(09-09-2015 09:47)penderecki писал(а): Дело даже не в этом.
"Отметиться" перечнем сочинений, прикрепить видео, представить какое-то интервью очередного "творца" и т.п. - вот это программа максимум. Вместо того, чтобы написать несколько своих связных слов, так сказать, для общего развития. Но это уже сверхтрудная задача.
"своих связных слов" написано уже более, чем достаточно.
имеющий понятие, прочтет и поймет.
кто не понимает - не моя проблема.
а интервью очень интересное.
меня даже немного удивили и порадовали слова Фуррера о том, что, оказывается, в Европе многие постоянные коллективы сами заказывают у композиторов для своего репертуара новые сочинения. я-то полагал, что основные заказы поступают от организаторов фестивалей, различных мероприятий, от Академий художеств... etc. оказывается, далеко не только от них.
Фортепианная музыка Чайковского по праву занимает выдающееся место в мировой фортепианной литературе. Известна она и любителям и профессионалам. Пожалуй не ошибусь, если скажу, что Первый концерт для фортепиано - первое, что приходит на ум любителю музыки при упоминании о фортепианном творчестве композитора. Да, Концерт известен всем благодаря замечательной музыке и просто бесчисленному количеству интерпретаций. По странному стечению обстоятельств, другие произведения для такого же состава (Второй и Третий концерты, Концертная фантазия), несмотря на явные художественные достоинства и интересную драматургию, ожидала нелегкая дорога к исполнителям и слушателям.
Второй концерт Чайковский писал для Н. Рубинштейна - прекрасного исполнителя своего времени, который, впрочем, так и не смог его сыграть в связи со смертью. Огромное даже по нынешним меркам сочинение (в авторской редакции длительность около пятидесяти минут!) убедительно просят сократить товарищи композитора - Танеев (намеревавшийся дать премьеру концерта) и Зилоти, о котором Чайковский написал одну издателю: "Зилоти буквально хочет изуродовать мой концерт" Несмотря на явное нежелание композитора вносить изменения в выстраданное детище, уже после его смерти, Концерт подвергся тотальной правке и сокращениям. Больше всего "досталось" второй части - можно сказать "концерта в концерте", где представлены солирующие по очереди скрипка, виолончель и фортепиано. Особенно досталось солирующей партии фортепиано, что, естественно, отразилось на общей конструкции сочинения. И вот, в таком "кастрированном" виде, Второй концерт дошел практически до наших дней, естественно, уступая Первому по силе художественного воздействия и популярности. Правда, стоит отметить, что и авторская редакция существует, но, в связи с тем, что Зилоти на отредактируемом варианте указал, что все изменения внесены им по согласованию с автором, более популярным остается именно сокращенный вариант.
Создание Третьего Концерта тесно переплетено с последней, Шестой симфонией. Оба произведения писались практически одновременно. Концерт задумывался и писался как сочинение из трех частей, о чем есть подтверждение автографами из музея композитора и слова из письма: "Закончил два больших сочинения". При жизни композитор успел оформить чистовой только первую часть Концерта и, снова "доброжелатель" Танеев. Друг Чайковского отдает в редакцию для печати только эту первую часть, никому не сказав о существовании остальных двух, пусть и пока только в черновом варианте, частей партитуры! Теперь уже Зилоти, которому известно о существовании авторских автографов, не понимает, почему Концерт не издан в полном виде (к тому времени, вторая и третья часть Концерта им приведены в соответствие). В конце концов, после различных споров, две части изданы отдельным опусом и известны сейчас, как "Анданте и финал, соч.79". Третий концерт практически повторил судьбу Второго - сокращенный вариант сочинения не нашел положительных откликов у слушателей и исполнителей на премьерах. Концерты еще долго оставались "странными", непонятными и, в какой-то степени, нелогичными произведениями Чайковского.
я привел целиком довольно длинное интервью с композитором Беатом Фуррером, но ничего не пояснил и ничего не поставил в качестве музыкальной иллюстрации. вообще-то это неправильно... исправляю недочет.
во-первых, Беат Фуррер - один из самых известных в Европе композиторов, он преподает в консерватории города Грац в Австрии... и во-вторых, как оказывается, ведет музыкальные семинары и в России.
он много сочиняет и для голоса, в том числе оперы. хочу представить маленький фрагмент из одной из его последних опер, поставленной в Базеле в 2010 г.
Прослушал этого Фуррера. Как и следовало ожидать - китч. Подобно всякому контрмодернисту Фуррер занят продвижением главной для контрмодерна идеи : разрушения человечности, и уничижения высокого искусства путем паразитирования.
Подобно сатанистам, сделавшим своим символом перевернутый крест - контрмодернисты "переворачивают" высокое искусство , изымая из него главное- стремление к прекрасному.
Цель сего шабаша лишь одна: Полное расчеловечивание людей. Истребление и осмеяние великих достижений классического искусства , во имя хаоса и средневековья...
Но подобно ростку, пробивающему асфальт , есть целая плеяда молодых композиторов развивающих традиционную академическую музыку. Приглашаю всех желающих в группу, посвященную творчеству именно традиционных современных композиторов : https://vk.com/arsaeterna
МУЗЫКА - ЭТО ЗВУКОВАЯ КОНСТРУКЦИЯ, СОСТОЯЩАЯ ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ МЕЛОДИКИ, РИТМА, ГАРМОНИИ И ФОРМЫ, ПОДЧИНЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ЗАМЫСЛУ.
ну вот... сатанисты пошли в ход... мифическое "осмеяние классического искусства"...
блин.
значит, о музыке разговаривать будет бесполезно.
могу только сказать, что все обстоит ровно наоборот - настоящая эпоха не расчеловечивает и искусство и людей, а предельно ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТ! порой даже чересчур.
Любителей традиционного современного искусства приглашаю к прослушиванию чудесной музыки молодого московского композитора Ирины Минаковой : https://vk.com/arsaeterna?w=wall-233027_7616
«Забытая осень» – финальная часть из цикла «На этой земле» для оркестра русских народных инструментов молодого московского композитора Ирины Минаковой. Произведение было написано в 2015 году специально для фестиваля «Музыка России» и посвящено оркестру им. Н. П. Осипова, который и стал первым исполнителем этого сочинения.
«Забытая осень» представлена в исполнении оркестра им. Н. П. Осипова, дирижёр – Владимир Андропов.
(09-09-2015 21:48)Андрей Стельмах писал(а): Прослушал этого Фуррера. Как и следовало ожидать - китч. Подобно всякому контрмодернисту Фуррер занят продвижением главной для контрмодерна идеи : разрушения человечности, и уничижения высокого искусства путем паразитирования.
Подобно сатанистам, сделавшим своим символом перевернутый крест - контрмодернисты "переворачивают" высокое искусство , изымая из него главное- стремление к прекрасному.
Цель сего шабаша лишь одна: Полное расчеловечивание людей. Истребление и осмеяние великих достижений классического искусства , во имя хаоса и средневековья...
Но подобно ростку, пробивающему асфальт , есть целая плеяда молодых композиторов развивающих традиционную академическую музыку. Приглашаю всех желающих в группу, посвященную творчеству именно традиционных современных композиторов : https://vk.com/arsaeterna
Возможно кому то и будет интересно посмотреть-послушать в этой группе музыку, вы же там зампредседатель в группе, плохого не пропустите, но потратив 5 минут своего времени лично у меня отпало желание тратить дальше, обращаю только внимание что председатель сего клуба-группы-вконтакте Иван Давыдов - тайный агент тёмной стороны силы, акисатанический засланный мордором агент влиятия с ватными наклонностями, палится Murkur'ами разными на своей странице вконтакте, проводит тёмную силу в светлонебесный паблик, неправославненько это, сжечь его надобно сразу за Фуррером
(10-09-2015 12:55)penderecki писал(а): Такс, наконец-то появился очередной "любитель прекрасного"!
С нетерпением ждем многозначительных перлов, а то здесь слегка скучно стало.
это Вы про ник "Андрей Стельмах"??
ну да, ну да... а, впрочем, "перлы" уже пошли... особенно про "сатанизм" и "контрмодернизм".
уважаемые,подкиньте пару торрент-ссылочек на музычку,такую чтобы за душу брала,нужно для фона в приличный ресторан, ну вы в курсе че надо)
п.с. ссылки в личку
Ссылками, к сожалению, не помогу.
А вот что касается музычки, чтоб за душу брала (для фона), так уважаемые форумчане уже составили подобный список. Только выбирайте
Над исполнителями не заморачивайтесь - значения не имеет.
(08-03-2013 10:44)petr.solo1223 писал(а): 1.Бах_ «Брандербургские концерты» 2.Моцарт_ «Турецкий марш»,40 и41 симфонии,"Реквием" . 3.Бетховен "Лунная соната" и 9 симфония.4._Вагнер_ «Свадебный хор» и «Полет валькирий». 5._ Шуберт_ «Вечерняя серенада». 6._ Шуман_«Карнавал» .7._ Шопен_ «Баллада №1, соль минор», Ноктюрн №20 до диез минор,Прелюдия 15 (Капли дождя).8._ Лист_«Годы странствий», «Грезы любви».9._Брамс_ «Немецкий реквием».10.Верди_"Аида".11._Чайковский. "Щелкунчик","Спящая красавица",фортепианные концерты_все,,увертюра 1812 год,4, 5 и 6 симфонии.12._Прокофьев_5 фортепианный концерт.13. Вивальди "Времена года".14._Мусоргский"Картинки к выставке".15._Стравинский._"весна священная".16._Рахманинов._"Симфонические танцы","Остров мёртвых",1,2,3,4 фортепианные концерты.17. Гершвин_"Рапсодия в голубом цвете""Порги и Бесс""Американец в Париже",2я рапсодия, "concerto en fa". Думаю прослушать и осмыслить Вам этого на долго хватит. Забыл: Дебюсси "Лунный свет".
(15-08-2015 16:28)nserg41 писал(а):
Добавил бы 3,4 симфонии Брамса, Пиковая дама( даже для неподготовленного слушателя ), Борис Годунов Мусоргского, симфонии 1,2 В..Калинникова и хоры из опер Верди ( например хор рабов иудеев из Набукко, хотя не поклонник Верди, но хоры у него, на мой взгляд, замечательные)
уникальная личность, уникальная музыка, непохожая ни на какую другую музыку второй половины ХХ века. не принадлежит фактически ни к каким направлениям - не авангард, не неоклассика - просто некая "вещь в себе".
одно из моих самых любимых сочинений у Пярта, это "Tabula Rasa" - концерт для двух скрипок, подготовленного фортепиано и камерного оркестра. написан концерт в 1977 г.
есть потрясающая запись этого оркестра, где солистами стали - на скрипках Гидон Кремер и Татьяна Гринденко, а за фортепиано сел... сам Альфред Шнитке!
вот одна эта запись - одна часть концерта - можно послушать.
у меня от этой музыки сжимается сердце и сознание растворяется в окружающем...