Почему дьявол разводит динозавров...

 

Уникальность группы Alice In Chains состоит в том, что ее творчество одновременно является предметом обожания фанов гранжа, митала и харды. Редкое сочетание, не правда ли? Стилистически она примыкает к великой гранжевой тройке из Сиэттла (Nirvana, Soundgarden, Pearl Jam), но стоит несколько особняком. Уже изначально критики затруднялись точно обозначить музыкальные рамки творчества Alice In Chains.

Данный альбом является пятым студийным и вторым по счету с новым вокалистом Уильямом Дю Валлем, заменившим погибшего от передоза в 2002 году Лэйна Стэйли.

Первая песня Hollow сразу берет слушателя за горло своим мощным, эпическим хуком, такой тяжести у Зацепованной Алисы я еще не слышал, даже песня Grind (1995 год) отдыхает.

Вторая песня Pretty Done продолжает вырабатывать морфиноподобные вещества в мозгах слушателей, поднимая градус эмоций. Гитары, тяжкоперемалывающие ритмы, визжат словно пилорама, наехавшая на гвоздь, а соло-гитара простреливает прямо в мозжечок.

Третья песня Stone с чумовой басовой открывашкой Майка Айнэза, залитую сверху пикирующими гитарами и слаженным вокальным грувом Дю Валль-Кантрелл — одна из самых запоминающихся.

В четвертой песне, атмосферной Voices музыканты наконец-то вспоминают о существовании акустической гитары. Самая «попсовая» песня альбома. (Тут я ехидно улыбаюсь). Баллада а-ля Nirvana замечательно разгружает слушателя после первых трех мощных трэков.

Начало пятой песни The Devil Put Dinosaurs Hereреминисценция другого шедевра группы эпохи Лэйна - Love, Hate, Love. Если никогда не слышали, рекомендую ознакомиться. Ну, типо, чтобы не было безумно жаль за бесцельно прожитые годы.

Песня является философским центром альбома, в которой слух притягивается необычным вокалом Дю Валля, копирующим гитарную манеру, и разбавленными запилами Кантрелла.

Шестая песня Lab Monkeyмощное, тягучее начало, разбиваемое партиями вокалов и вызывающее чувство тошноты. Ритмический переход в середине плавно переключает мозговые реле, застывшие уже было в положении «классный качум». А дальше гитары с ''вау-вау'' и атмосферными запильчиками на задке переключают релюхи еще разок. Песня-шедевр, но с первого удара этот музыкальный орешек не раскроется, придется поработать ушами.

На мгновение представил, как слушатели раскалывают орех ушами. То ли орех некачественный, то ли уши — из легированной стали. Н-да, про Золотые Уши знаю, такие слухачи даже в помещение входят боком — боятся их обломать. А вот про стальные уши... Патентую идею. (с)

Седьмая Low Ceiling – олдскульный, грайндовый сладж чисто в стиле AIC, словно сел в машину времени и вернулся в 1990-ые (вообще-то, не отказался бы! Но у тогда у всех у нас была бы другая история - альтернативная).

Восьмая Breath On a Window также типично элисинчэйновская, ритмичная песняга, под которую можно хорошо оттянуться на загородном шоссе. Да и название подходящее!

На отметке 2:10 происходящий ритмический сбой ломает музыкальную линию, вокалы перестраиваются, гитары имитируют работу пост-апокалиптической сирены, а затем — еще одна смена ритма и мелодии. Прямо тебе Металлика в самые наикреативные годы, вдруг залабавшая пост-гранж!

Девятая песня Scalpel похожа на материал с ипишки Jar of Flies. Еще одна спокойная баллада, разбавляющая гипнотический смур Кантрелла сотоварищи. Вот пожалуй, именно эта песня на припеве больше всего похожа на прежнюю Alice In Chains.

Десятая песня Phantom Limbнастоящая тяжесть! И еще — самая длинная песня в альбоме. Слаженная работа басилы и барабанщика создает сладжевую тянучку, прилипающую к извилинам, словно свежевыплюнутая жвачка — к рифленой подошве кроссовки. Соседи гарантированно вызывают ментов, так что лучше не беспределить, а заказать толковый ухоусь и подрубить к нему предтоповые наушники. Формирование наушникового тракта на длительное время отвлечет вас от дурных мыслей об очередном апгрэйде Большой Системы, поскольку основательно опустоshit кошелек и доставит массу наиприятнейшего головняка. Короче, ''I'll just haunt you like a phantom limb''.

Одиннадцатая Hung On a Hookзамогильная балладка с отрешенными гитарами и бэк-хором, местами косящим под Скорпов, в которой наконец-то хорошо слышно вокал Дю Валля.

Заключительная двенадцатая песня Choke замечательная среднетемповая мелодия, завершающаяся чудными гранжевыми ритм-гитарами. Верный ход — вставить эту песню в конце, у нее — самая запоминающаяся мелодия в альбоме. И на закуску - чуток лирики: “Before you ask for something better, you should know I'm practiced at goodbyes”.

В интервью журналу Rolling Stone гитарист и главный двигатель группы Джерри Кантрелл заявил: «Мы создали уникальную запись, которая полностью отличается от всего, что мы когда-либо делали. Он показывает особый период нашей истории. Вы можете видеть рост группы, то, что она движется вперёд по новой территории, но не теряя своей уникальности.»

На обложке изображен череп трицераптора в темном цвете, имеюший симметричное отображение в красном цвете, между которыми, надо понимать, и прячется дьявол (см. фотографию ниже).

 

На фоне всех оформлений предыдущих работ AIC обложки двух последних альбомов (условно назову их «реинкарнационными») вообще-то оставляют желать лучшего, особенно ''Black Gives Way to Blue''.

Дата релиза: 28 мая 2013

Запись: 2011-2013 гг.

Звукозаписывающий лэйбл: Capitol Records (на русскоязычной Вики — ошибка).

Состав:

Jerry Cantrell – lad and backing vocals, lead and rhythm guitar

William Du Vall – lead and backing vocals, rhythm guitar, lead guitar on “Phantom Limb”

Sean Kinney – drums, percussion

Mike Inez – bass, additional backing vocals

Технический состав:

Produced by Nick Raskulinecz and Alice In Chains

Engineered by Paul Figueroa

Mixing by Randy Staub

Mastering by Ted Jensen

Artwork by Ryan Clark

Phonography by Kabacchi & Ballista

Выводы

Все 12 симфограйндовых трэков (а это около 67 минут!) прослушиваются на одном дыхании, а для такого длинного альбома это — существенный показатель качества работы. Альбом представляет из себя крепкий, неразъемный сплав максимально утяжеленного гранжа, помноженного на отточенное исполнительское мастерство опытных музыкантов и яркие мелодии-гармонии. Впечатляющая реинкарнация группы, которая в отличие от своих, почивших в бозе гранжевых коллег, успешно продолжает развитие.

Музыканты отдали дань уважения первому вокалисту Layne Staley в предыдущем альбоме ''Black Gives Way to Blue'' (кстати, меня он совсем не проштырил) и получили возможность целиком сосредоточиться на новой музыке. Его тень больше не мелькает над альбомом, и это — хорошо, не отвлекает.

Особо отмечу слаженную работу вокального дуэта Дю Валль-Кантрелл (Кантреллу надо бы прибрать обороты, а то непонятно, кто главный вокалист, и дать больше места Дю Валлю) и сочинительский талант Кантрелла. Вокалист Уильям Дю Валль настолько органично интегрировался в группу, что числится в сооавторах одной песни (Phantom Limb) уже второй раз (первый раз — песни «Last of My Kind” и «A Looking In View” с альбома 2009 года).

Я прослушал альбом раз 15, и с каждым разом все глубже погружался в мир закрученных гармоний Кантрелла. Работа не раскроется с первого прослушивания даже опытному любителю музыки, с ней нужно пожить немного. А это — один из признаков действительно заслуживающей внимания работы.

Одним словом: качум.

Оценка: пять из пяти с маленьким минусом.

P.S.

Как бы этот альбом не стал событием года. Всякие старперы в виде DP и BS расслабляются в углу при помощи вдыхания-выдыхания легкими дыма с высоким содержанием никотина.

P.S.S.

Да,кстати, чуть не забыл! Так почему же дьявол разводит динозавров? Обратимся к первоисточнику — тексту пятой песни, давшей название альбому (Вообще-то название альбому могла дать практически любая другая. Но алисовцы предпочли нечто троллеобразное. Что ж, это — их право!).

Ответ, видимо, кроется за фразой:

Jesus don't like a queer               

No problem with faith just fear    

Иисусу не нравится чудак,

Не проблема, если нет веры, главное — бояться.

Это понятно, что задача любой официальной религии — заставить человека бояться кого угодно: власть, чиновников, церковь, попов. Музыка же дает человеку духовную свободу, за которой неминуемо следует свобода физическая. А свободные челы легко валят любых динозавров.