Graham Slee Projects LTD. Частная британская компания по производству фонокорректоров. Все компоненты создаются не для объема продаж, а скорее для отображения эволюции в электронике. Тысяча участников на собственном форуме. Десятки ежегодно получаемых наград на всевозможных выставках и тематической периодике. Малая ручная мануфактура, задающая тон в Западной Европе и за океаном, но абсолютно незнакомая для рынка Евразии. Представленное эксклюзивно нашему аудиопорталу «Hi-Fidelity-Forum» интервью c инженером-разработчиком и шефом компании Грэхемом Сли (GS) провела Людмила Галицкая (GL) специально для русскоязычного сегмента поклонников винила.

GL. Вы пришли в аудио индустрию через любовь к музыке?

GS. Примерно в 1974 году я воспользовался вакансией ди-джея в диско-баре, на которую я был единственным претендентом. И все закончилось тем, что я начал работать с музыкой круглые сутки. В 1989 году я стал старшим инженером в радиовещательной компании. Учитывая то, что с 70 годов я был заядлым поклонником винила, заинтересованным в отличном фонокорректоре, моей мечтой был запуск их производства в промышленных масштабах. Многие надо мною посмеивались, говоря, что у винила нет будущего. Я решил рискнуть, и во что бы то ни стало воплотить идею в жизнь.

 

GL. Можете ли вы вспомнить с чего все начиналось в проекте GSP?

GS. Я отправил первый простейший фонокорректор в журнал Gramophone (http://www.gramophone.co.uk/). Как оказалось, рецензенту понравился мой компонент, в печать вышел отличный обзор.

 

GL. Что изменилось с того времени в вашей компании и hi-end?

GS. Ну, поначалу, интереса к проекту Graham Slee не было ни у дилеров, ни у дистрибьюторов. Мы должны были завоевать доверие у конечного потребителя и только тогда, когда клиент начинал запрашивать у дилеров нашу продукцию, нас стали замечать и дилеры. Нам также помогло обилие восторженных отзывов. А вообще сейчас hi-end рынок стал рынком товаров средней стоимости, на котором обитают, в основном, энтузиасты. Тех, кто в состоянии позволить себе по-настоящему высококлассное оборудование, осталось очень мало. Многим удаётся обслуживать подобных клиентов, а многие терпят неудачу. На рынке hi-end имеется слишком много дорогой продукции, и очень мало потребителей.

 

GL. Влияет ли на ваш ассортимент мнение покупателей?

GS. Есть поговорка: «клиент - король». Мы всегда прислушиваемся к клиенту - я уверен больше, чем многие другие производители. Мы всегда заинтересованы в отзывах и открыты. С этой целью и был создан собственный форум, из которого мы черпаем вдохновение и дельные замечания от пользователей нашими изделиями. Без этого не может быть налажено качественное производство фонокорректов. Это не совсем бизнес, скорее ярое увлечение.

 

GL. Как принимаются решения, какое из «пилотных» изделий пойдет в серию?

GS. Как правило, клиенты сами говорят нам о своих пожеланиях, и я делаю все, что от меня зависит. Одним из таких примеров является портативный усилитель для наушников Voyager. Я всего лишь прислушался к пожеланиям участников нашего форума и разработал продукт, соответствующий их требованиям.

 

GL. Опишите процесс создания собственных изделий? Сколько времени занимает цикл разработки?

GS. При разработке любого компонента я, прежде всего, учитываю требования клиента, иногда приходится читать между строк, а иногда идти на небольшие компромиссы. Дело в том,  что электроника - не идеальная наука, как считает большинство. Далее идёт разработка схемы, которая должна удовлетворять критериям качества. Довольно часто бывает так, что «пилотный» образец выходит сырым и попросту работает не так как надо. Иногда ряд проектов сворачивается из-за неоправданных ожиданий. На 25-ваттный моноблочный миниусилитель мощности, над которым я работаю, уже ушло около года. Не за горами завершение работы, но по-любому будут ещё некоторые финальные "поправки" и доводки, которые, я уверен, его только улучшат. Еще один пример: на Voyager ушло 3 года! Весьма часто подобной доводке мешает элементарная загруженность другой работой. Ведь мы все изделия собираем вручную, в небольшой мастерской.

GL. Имеют ли ваши изделия уникальные, самостоятельно разработанные схемотехнические решения?

GS. Во многих схемотехнических конфигурациях есть нечто такое индивидуальное, что делает их уникальными. Часто это практические вещи, которые не видят другие разработчики. Я замечаю, что основная масса изделий - клоны друг друга, и создается впечатление, что все они делаются по образу и подобию другого, причем схожим способом. Я люблю применять свои собственные знания и разрабатывать схемы по-своему, которые зачастую имеют много общего с радиовещательными или студийными решениями, и которые Hi-Fi неоправданно игнорирует по причине элементарной заносчивости и высокомерия.

 

GL. Используете ли вы возможность модификации своих серийных изделий?

GS. Какой бы ни показалась странной фраза, но продукт развивается, слушая потребителя. Рынок сам по себе является достаточно достоверным указателем направления. И вполне естественно, что первые компоненты класса Mk I эволюционировали до категории Mk III, в которой приходится бороться за каждую достоверную ноту. Часть потребителей обладает достаточными знаниями из области электроники, а это является дополнительным стимулом к развитию. К примеру. После выпуска на рынок небалансного фонокорректора GSP Reflex, сразу же появились желающие приобрести балансную версию. Довольно часто попадаются варианты, когда заказчик хочет модернизировать под себя один из наших компонентов. Весь этот опыт накапливается и спустя какое-то время находит свою реализацию в виде нового изделия.

 

GL. Ваше отношение к функциональности Hi-Fi и минимализму, свойственному hi-end аудио.

GS. Существует много способов ошибиться – и очень мало угадать. Необходимо делать большие временные и финансовые вложения, для того чтобы добиться нужных результатов. Зачастую, разрекламированный  минимализм - лишь маркетинговый ход для привлечения больших денег за минимум усилий. С другой стороны, некоторые из наших продуктов могут выглядеть минималистично, но они имеют великолепное оснащение и доступную цену.

 

GL. Как вы относитесь к дизайну собственных продуктов?

GS. Я всегда ставил электронику на первое место, поскольку разработка схем – моё вдохновение. И для того, чтобы создать доступный для большинства клиентов продукт, необходимо учитывать один немаловажный факт -  затраты на создание корпуса и внешнюю отделку должны стоять на последнем месте относительно электронной начинки. Как бы там ни было, вся металлообработка и набор печатных плат проходит в Великобритании. Зачастую, это означает необходимость в использовании алюминиевых экструдированных материалов, что дает ограничения на свободе выбора внешнего вида. Однако такое положение вещей не отталкивает клиента.

 

GL. Насколько серьезно вы относитесь к измерениям электрических параметров Вашей техники?

GS. Я отношусь к этому очень серьезно. Да, можно получить хорошие параметры искажений на частоте в 1 кГц от большинства схем, но все они будут звучать по-разному. При тестировании на высоких частотах они ведут себя совсем по-другому. В большом количестве применяемых схем, искажение значительно повышается на частотах 10 кГц - 20 кГц, что приводит к плохому звуку. Некоторые конструкторы прибегают к классу А, но в таком случае они могут ограничить другие рабочие параметры. Искусство заключается в получении всех необходимых вам результатов измерений, которые могут принести пользу звуковой сцене и музыкальному тембру. Можно также проделать много другой аналитической работы, уделяя внимание высокочастотным искажениям… Извините, на этом остановлюсь, не хочу выдавать слишком много секретов J.

GL. Какую методику оценки звучания и фонограммы вы используете?

GS. Я придаю большое значение результатам измерений, прежде чем начать критическую оценку качества конструкции. Знаю, что для многих конструкторов звучание (как они его слышат) - это всё, но если контур не будет отвечать техническим требованиям, я не думаю, что он  правильно будет звучать для каждого клиента. Я видел фонокорректоры, производящие волны треугольные формы до 20 кГц, там где они должны создавать надлежащую синусоидальную волну вплоть до 100 кГц, и звучат они ужасно, особенно на Hi-Fi выставках. К сожалению, людей легко разводят на покупку плохого звука через убедительные методы продаж и радующий глаз внешний вид. Когда дело доходит до тестовых прослушиваний, я использую коммерческую музыку, потому что именно это направление популярно в широких массах. Аудиофильские записи «скучны». Несмотря на это, два крупных Британских hi-end производителя упорно продолжают их тиражировать. Может они улучшают звучание их оборудования? Некоторые из моих пластинок я купил много лет назад, а часть была куплена из вторых рук на дворовых распродажах. Это всё коммерческие тиражи и музыка, от которой я получаю удовольствие. Полагаю, что мои вкусовые пристрастия можно назвать эклектическими, так как в моей коллекции есть роковые записи, прогрессив, поп, классика и джаз. Материал, который я обычно использую для тестирования: церковный орган, синтезатор, ударные, фортепиано, акустическая и электрогитара, вокал. Для меня важно в итоге добиться невероятно широкой и открытой звуковой сцены.

 

GL. Какое из ваших изделий вы считаете наиболее удачным?

GS. Наиболее удачным считаю усилитель для наушников Solo Ultra-Linear (имеется также версия "Diamond Edition", выходящая в этом месяце), а также мой любимый и не менее удачный фонокорректор GSP Reflex M.

 

GL. Чем обусловлен выбор традиционного потенциометра в усилителе GSP Solo?

GS. Именно тот потенциометр, который стоит в Solo (настоящий Alps), оказался самым надежным и обеспечивающем наилучшее звучание. Это проверенный временем дискретный элемент, имеющий долгую историю применения в аудио. Прочие, так называемые «трендовые» регуляторы, которые можно использовать в разработках, по своей стоимости попросту неподъемны. Элементарный пример. Некоторые утверждают, что у того же Alps я мог выбрать модель «Blue Velvet». Но в этом нет никакого смысла, если брать во внимание, что аттенюатор «Blue Velvet» сделан так же, как и большинство ему подобных – графитовая полоска на бумажно-фенольной плате. За эти деньги вообще-то можно требовать и фибергласс! Резисторные сборки тоже весьма популярны, но никак нельзя избавиться от одной их конструктивной особенности – любое положение регулятора подразумевает под собой сопротивление пятна контакта и лишнее паечное соединение.

 

GL. Считаете ли вы, что конкуренция вынуждает производителей уделять меньше внимания качеству звучания?

GS. Это может повлиять на многих, но не на меня. Мы устанавливаем свои цены, исходя из затрат на создание небольшого количества высококачественных аудио изделий. По мере увеличения спроса, обьем продаж растёт, а наши закупочные цены на комплектующие материалы падают, так как мы делаем закупки в больших объёмах. Таким образом, нам удалось удерживать наши цены на одном уровне в течение последних 3 лет. Поэтому, мы в  состоянии продолжать концентрировать внимание на качестве.

 

GL. Возможно ли GSP конкурировать с азиатскими фирмами, предлагающими «то же самое, но втрое дешевле»?

GS. То же самое? Я в этом очень сомневаюсь. В Китае попытались скопировать усилитель для наушников Solo, но не смогли – с чем меня и похвалили. Да, другие компании могут попробовать выпускать клонов, но в наших конструкциях есть много нюансов, которые трудно постижимы. Наши клиенты проницательны и знают, что подлинник всегда будет звучать лучше. Мы не выходим на рынок товаров массового производства, а большинство компаний стремится к этому, делая свои товары дешевыми и плохо звучащими. В любом случае, цены в Азии растут, поскольку люди становятся более осведомленными о западном материализме и уже знают к чему стремиться.

 

GL. Ваш взгляд на современную тенденцию обилия мp3 гаджетов и сверхдорогого hi-end?

GS. В этом бизнесе масса игроков завязана всего лишь на получении прибыли. Поставив звук на первое место, клиенты всегда будут находить вас сами. Мне лучше, если Hi-Fi других производителей ухудшается - меньше конкуренции, но, тем не менее, я всегда буду ставить себе заоблачные цели. Дешевые гаджеты хороши лишь для кратковременного использования, меломан же всегда будет желать лучшего. Всё, что ему нужно сделать, это прекратить выбрасывать большие деньги на безделушки и понять, что есть люди вроде нас, делающие всё возможное для достижения максимума в качестве.

GL. Какой тип звукоснимателей вы считаете предпочтительным: MM или MC?

GS. Я думаю, что оба типа имеют свои достоинства и право на жизнь. Я просто рассматриваю их как головки звукоснимателей с различными выходными характеристиками, требующие разного усиления. ММ имеет свои недостатки, но его намного легче усилить и, следовательно, получить фантастические результаты. MC абсолютно не похож на другие аудио преобразователи. Микрофоны были, по крайней мере, сделаны по электронным принципам относительно согласования по минимуму шумов, но нынешние MC, как мне кажется, были разработаны вообще без учета этого нюанса. Фактически, тип MC был самым первым типом головки звукоснимателя, но он имел высокий выход, был тяжелым, и поэтому, плохим источником. Как только магниты стали легче, тип ММ вытеснил раннюю версию MC. Затем MC вернул себе прежнюю позицию как звукосниматель с низким выходом. Выходной сигнал MC головок звукоснимателей сложно усилить, т. к. при условии использования активного усиления полезный сигнал смешивается с собственными шумами активных элементов входных каскадов. При усилении сигнала от МС, низкий уровень собственных шумов и хорошая скорость нарастания выходного напряжения никак не сочетаются. И звучит так фальшиво... Лучше пожертвовать некоторыми шумовыми характеристиками (смириться с лёгким шипением) и сделать сцену подвижнее. После усовершенствования технологии разработки магнитов были созданы MC с высоким выходом (НОМС). Эти MC-звукосниматели имеют высокую добротность с целью выжать все по максимуму, хотя и нуждаются в более низком импедансе, чем 47kOm, используемый для ММ. Было бы здорово, обладать более продвинутой технологией изготовления керамики. Тогда мы имели бы аналог конденсаторного микрофона, звучащего лучше, чем динамический. Тут я уверен, что качественно построенный пьезокерамический звукосниматель наделал бы очень много шума. Впрочем, они все-таки нуждаются в соответствующей эквализации, но обычно никто об этом не беспокоится, так как пьезокерамические звукосниматели используются только при низком бюджете. Хотя у такого типа звукоснимателей не такие проблемы с шумами, как у магнитных звукоснимателей. Остается только ждать появления какого-нибудь великолепного решения этого вопроса.

 

GL. Как вы относитесь к мнению, что качество студийного оборудования звукозаписывающих студий и многих записей не совместимо с понятием hi-end?

GS. Нет, я не думаю, что в студийном оборудовании имеются такие потери. Скорее, это частое оправдание Hi-Fi изготовителя. Обычно я соглашался с этим мнением, но я больше в этом не убежден. Во-первых, я работал со студийным оборудованием, и должен сказать, что в него вкладывается намного больше любви и здравого смысла, чем во многие hi-end изделия, а во-вторых, зарплаты работников студии звукозаписи зависят (или же зависели раньше) от удовлетворения качеством их работы самим артистом. И моя работа, как конструктора в цепи воспроизведения состоит в обеспечении тракта высокого качества. Я не люблю винить других.

 

GL. Ваше мнение о культуре процесса прослушивания музыки сегодня?

GS. Большая часть музыки, которую я слушаю, хорошо соотностися с реалиями сегодняшнего дня и часто пророчески. Рассмотрим, к примеру, Dark Side of the Moon группы Pink Floyd - я думаю, что сегодня многие из нас могут ассоциировать себя с текстом этой песни больше, нежели когда она дебютировала. Но это только один пример, каких очень много. Все, что я могу сказать, это то, что большая часть моей коллекции схожа с приведенным примером.

 

GL. Музыку каких жанров и исполнителей вы предпочитаете?

GS. Новая музыка мне не по душе. Я предпочитаю музыку своей возрастной категории, но иногда я люблю слушать некоторые молодые группы, играющие в моём стиле, к примеру, Porcupine Tree. Моими любимыми исполнителями и группами, так же как и у многих наших клиентов, являются: Emerson Lake and Palmer, King Crimson, Yes, Genesis, Pink Floyd, Led Zeppelin, Eagles, Joe Walsh.

 

GL. Что вы цените в звучании в первую очередь?

GS. Всё просто! Звучание должно быть реалистичным.

 

GL. Какие новые изделия следует ожидать от GSP в ближайшее время? 

GS. Моноблочный усилитель мощности GSP Proprius 25 Watt (45 Вт на 4 Ома), ожидающий своего корпуса, после чего модель можно будет считать выпущенной в свет. Линейный предусилитель GSP Aria line preamp - тот, который находился в процессе доработки в течение 3 лет и уже почти доведён до конца. Его запуск ожидается в этом году. Далее, надеюсь создать преобразователь сигнала: из балансного в небалансный и наоборот, сопротивление по входу которого будет составлять 600 Ом. А еще, очень хотелось бы сделать конденсаторную головку звукоснимателя в комбинации с предусилителем - это моя мечта…

GL. Ваши рекомендации по улучшению звучания?

GS. Чтобы ответить на этот вопрос, потребуется целая книга.

 

GL. В домашней аудиосистеме компоненты каких производителей вы используете?

GS. Я слишком привык к тому, что я могу разрабатывать и создавать свои собственные компоненты. Не думаю, что кто-нибудь ещё сумеет оправдать мои ожидания. Я всегда строил свою собственную электронику. И покупаю только детали, которые не в состоянии сделать сам.

 

GL. И последний вопрос. Считаете ли вы себя аудиофилом? Если да, то что это значит для вас?

GS. Нет, я не считаю себя аудиофилом, скорее просто меломаном. Слово аудиофил у нас в Великобритании ассоциируется с высокомерным отношением. Может у вас это по-другому?