Одним из основных вопросов каждого любителя грампластинок всегда стоял выбор головки звукоснимателя. Современный рынок имеет невообразимое множество моделей всех типов в разных ценовых категориях. И здесь важно выбрать именно ту, которая отвечает всем вашим критериям. Несмотря на то, что большинство звукоснимателей однотипны и качественны, все еще существует значимая разница в звучании и философии их создателей. Например, японские звукосниматели ZYX имеют срок службы в 2 раза дольше. Тогда как обычная игла служит 1000 часов, игла ZYX – 2000 часов. Глава фирмы ZYX и ее идеолог — Хисайоши Накатсу (Hisayoshi Nakatsu), выпускник Токийского научного университета 1964 года, проработал 10 лет в департаменте исследований и разработок компании Trio (Kenwood) и затем два года в компании Ortofon, создав легендарный звукосниматель МС20. За эту разработку он получил впоследствии награду Japan Grand Prix. Возвратившись в Японию, он проработал 10 лет в ювелирной компании Namiki, непосредственно перед созданием своей компании ZYX. В его активе более 50 патентов в области конструирования MC-головок и обработки алмазов, а также проектирование звукоснимателей для столь известных брендов как: Kuzma, Sumiko, Philips и Accuphase. Основав собственный бизнес, г-н Накатсу начал не только использовать накопленный опыт, но и внедрять принципиально новые идеи.

Хисайоши Накатсу (Hisayoshi Nakatsu), основавший компанию ZYX в 1986 году, разработал оригинальную теорию представления звука как трехмерного физического явления, для описания которого двух осей, а именно частотной и амплитудной, недостаточно. Необходима третья, временная ось. Слабую корреляцию между объективными инструментальными измерениями звуковых сигналов и субъективно воспринимаемыми звуковыми образами он объясняет именно двухмерностью классических представлений о природе звука. Яркий пример – неодинаковость воспроизведения моно-сигнала стерео-головкой, когда левый канал практически всегда звучит несколько глуше правого даже на очень дорогих вертушках с элитными тонармами и головками. Уникальность звука как физического явления следует, по мнению Накатсу, уже из того, что различные звуки, будучи преобразованы в один электрический сигнал, не смешиваются, подобно цветам в двухмерной системе координат, когда путем смешения трех основных цветов можно получить множество новых оттенков. В отличие от цветов, звуки продолжают существовать раздельно: например, рояль и скрипка остаются таковыми при воспроизведении аудио сигнала, а не смешиваются, создавая некий третий инструмент. Накатсу не только пытается объяснить многие парадоксы с помощью своей теории, но и находит конкретные инженерные воплощения своих идей. На основе своей концепции трехмерности представления звука он разработал теорию генератора истинного стерео (Real Stereo Generator) и сформулировал 15 принципов конструирования головок звукоснимателей, свободных от временных искажений. Эти принципы относятся к способам намотки катушек, точности взаимной ориентации катушек в пространстве, демпфирования механических колебаний, искажающих сигнал и т.д. Большое значение в обеспечении стопроцентной синфазности сигналов правого и левого каналов имеют также материал и способ заточки иглы, материал иглодержателя и прочие детали, к оптимизации которых Накатсу всегда проявлял пристальное внимание. Именно поэтому MC-головки ZYX столь высоко ценятся во всем мире как изделия, доведенные до совершенства. И так…


Звук – это действительно чудо. Я часто слушал пластинки, получая совершенно разную атмосферу, в зависимости от сочетания различных усилителей и звукоснимателей, спроектированных по одним и тем же требованиям. Иногда маломощный ламповый усилитель издавал более мощные, но нежные и живые звуки, чем твердотельный усилитель, который, как предполагалось, должен был бы иметь лучшие характеристики звучания. Таким образом, в звуке есть тайна, которую нельзя описать только данными характеристик.

 

Вы проверяли когда нибудь разбаланс звука между левым и правым каналом своего звукоснимателя в общем балансе звучания в НЧ-, СЧ-, ВЧ- диапазоне частот? Можете ли вы уловить звуковые различия в звучании левого и правого каналов, вращая ручку регулировки стереобаланса на усилителе? В большинстве случаев вы, возможно, замечали, что звук из правого канала стремится быть ярким на ВЧ- диапазоне, тогда как левый канал тонально ниже - с глубоким, низким басом. Этот правый и левый канал можно сравнить с певцами, разница в возрасте которых составляет  10 лет, при этом справа певец на 10 лет моложе, а слева – на 10 лет старше. К тому же, я бы отметил, что ни звук правого, ни звук левого канала не сохраняют оригинального звучания. Возможно, вы сталкивались с подобным. Это на самом деле случается, хотя все физические характеристики в обоих каналах проверяемого картриджа одинаковые.

 

Без изменений спецификации звукоснимателей, эта проблема не будет решена. Я признаю, что качество материалов и сборки, используемых в звукоснимателях, были усовершенствованы в соответствии с необходимостью на основе реальных измерений. Например, переход от сферической иглы к эллиптической, затем к line-contact и, наконец, к игле «microridge», а также эволюция иглодержателей из алюминиевых сплавов к иглодержателям из бора или алмаза. Все это должно было уменьшить массу и увеличить жесткость для получения широкого диапазона частот и меньшей степени искажений. Но мне интересно, какие меры были приняты для улучшения звучания? Согласны ли вы с тем фактом, что звуки из правого и левого каналов отличаются?

 

Основываясь на своем опыте, компания ZYX заявляет, что для оценки звучания звукоснимателя используется только примерно 10% важных данных. ZYX изучаются остальные 90%, которые должны быть первоначальными факторами в определении качества звучания. ZYX изучил причины, вызывающие различия в качестве звучания правого и левого каналов, а также, чтобы установить критерии определяющие звук, изучил способы улучшения звучания. Компания ZYX усовершенствовала более 15 элементов генератора, и продвинулись в разработке MC звукоснимателя, который воспроизводит стерео звук пластинки с отличным балансом звука между левым и правым каналом; т.е., эквивалентно оригиналу. Все звукосниматели ZYX производятся с этой особенной системой генератора и другими механическими частями, изготовленными из лучших имеющихся сегодня материалов, обеспечивающих высочайшее разрешение и качество звука.

О звуковом элементе

 

Перед тем, как мы рассмотрим звук, давайте рассмотрим феномен в другой науке. Например, в кинескопе (ЭЛТ) телевизора есть три основных цвета: красный, синий и зеленый. При показе изображений, сформированных из этих 3 цветов, вы наблюдаете большое разнообразие цветов. Эта же теория применяется и к цветной печати, где тремя основными цветами являются красный, синий и желтый. Мы знаем, что природа цвета изменяется при смешивании основных цветов.

 

Давайте вернемся к звуку. Предположим, что выступление оркестра записывается одним микрофоном. Звуковые сигналы, принятые микрофоном, передаются одним электрическим сигналом, в котором звуки каждой группы инструментов объединяются подобно смешанным цветам. Однако, при преобразовании электрических сигналов в звук, легко распознаваться звуки, присущие каждому инструменту, например: голос, фортепьяно, труба, скрипка и т.д. Это не воспринимается странно, но с точки зрения цвета, это именно так. Мы понимаем, что у звука есть определенная природа, которая должна быть обьемной, судя из того, что звуки не могут быть смешанными.

 

Предполагая, что частота – это ось Х, а амплитуда (уровень) – это ось Y, есть другая размерность, как ось Z в звуке, которая четко рассматривается как коэффициент времени. Цвет – плоская, двумерная, состоящая из оттенка как ось Х и значения как ось Y. В случае звука, однако, он не может быть смешанным из-за коэффициента оси времени или стереофонической информации. И именно сейчас информация об оси является тем фактором, который определяет звук. За несколько лет исследований был сделан вывод, что на качество воспроизводимого звука огромное влияние оказывают недостатки, особенно те, которые влияют на ось времени в процессе генерирования мощности, где механически записываемые звуковые сигналы на канавке записи преобразовываются в электрические сигналы. К недостаткам относятся: генерирование обратной мощности, ток Фуко, а иногда динамичное индуктивное магнитное поле. Все эти недостатки приводят к нарушению в оси времени выдаваемых сигналов. Это также может называться искажением времени. Разница в качестве звука в левом и правом каналах, как описано ранее, является одним из возникающих признаков, когда очень плохой сигнал влияет на обмотку генератора обоих каналов, расположенных под углом 90゚друг к другу, образуя суммарно другой вектор.

 

Вы сразу же поймете значимость характеристик оси времени или другими словами, значимость воспроизведения музыки без временных искажений, когда будете использовать звукосниматели ZYX. Конечно, также важны и области где может быть получена информация о Х и Y в форме характеристик; но фактор оси Z именно такой, который должен быть основным и существенным фактором в оценке работы звуковой аппаратуры.

 

Я бы предложил, что не нужно относить запись на диск к «звукозаписи». Ее нужно относить к «записи времени», где записывается время выступления, а в соответствии со временем, прошедшим на постоянной скорости, стереофонически записываются факторы X и Y. Поэтому невозможно получить надлежащее воспроизведение, а именно воспроизведение оригинальных звуков живого выступления, без репродуцирования надлежащего оригинального времени. Время проходит на постоянной скорости без остановки. И музыка, непосредственно, является точной информацией времени. Более того, факторы оси времени тесно связаны с качеством звука соответствующей аудиосистемы. От влияния фактора времени зависит глубина проникновения в музыку. Точное восстановление времени приведет к четкому воспроизведению звука.

 

Правильно ли разделить ось времени звуковых электрических сигналов примерно на  40000 битов в такой священной области звука, чтобы отправить на преобразование аналоговый сигнал в цифровые кодеки? Эта идея не учитывает природу (трехмерные характеристики с компонентами X-, Y- и Z-) звука, если различные характеристики (в области данных, выраженных только компонентами X и Y) считаются эквивалентными, когда искусственные дискретные сигналы преобразуются вновь в аналоговые сигналы. Ось времени (ось Z) цифрового аудио воспроизводит решетка разделенных единиц времени, тогда как время нельзя считать как 1, 2, 3.... по своей природе.

 

К тому же, следует отметить, что каждый цифровой код, разделенный на основе фиксированного времени, содержит только две размерные характеристики (X, Y) (компонент усреднен в пределах разделенного времени), поскольку проводится ось времени Z. Это ужасно! Как указывалось выше, имеются только подобные компоненты с характеристиками, такими как цвет, и звук, присущий каждому музыкальному инструменту; они смешиваются друг с другом для получения разного звучания. Диверсифицированный звук, который никогда не существовал в мире природы, является необычным и одним из видов мести человеку, который вредил природе.

Преобразование музыки из цифрового формата обратно в аналоговый звук, путем последовательного связывания разных звуков происходит искуственно. Когда музыку играет один исполнитель, такой диверсифицированный звук никогда не будет воспроизведен. Но когда воспроизведение музыкальных звуков осуществляется множеством исполнителей, такой недостаток, естественно, имеет место. Все больше жалоб на плохое звучание цифровых источников, а именно мягкий, жесткий, металлический, унылый, грубый звук, отсутствие атмосферы и др. Все это вызывается звуком, измененным качеством вследствие смешения. Не повлияет ли такой неестественный звук с плохим качеством на мозг слушателя, особенно молодых людей, ум которых еще развивается?

 

Более 100 лет прошло с тех пор, как Томас Эдисон изобрел звуковую запись. Нельзя плыть против течения времени, когда воспроизведение музыки выполняется путем упрощенного оцифровывания звука, что было достаточно сложно сделать, используя технологии того времени. Однако, в конце концов, цифровой звук подразумевает просто коды. Необходимо понимать величие Эдисона. Действительно высокая технология должна использоваться в поиске качества трехмерных факторов звука, не оскверняя священной территории времени. Нам необходимо подняться над временем, иначе нам понадобится больше времени для завершения и оценки путешествия.

 

Реальная стереосистема

 

Чтобы исключить причины «временного искажения» в системе генератора картриджа, их необходимо рассматривать не только с механической точки зрения, но и с электрической. Спустя многие годы исследований компания ZYX нашла 15 пунктов, каждый из которых важно принимать во внимание в процессе проектирования звукоснимателя, если необходимо избежать «временного искажения». Как для МС звукоснимателей, так и ММ должны быть применимы 15 жизненно важных проектных условий. Тем не менее, в разных случаях они разные. Только в моделях звукоснимателей ZYX эти значения были правильно определены и реализованы, и только ZYX может воспроизвести РЕАЛЬНОЕ СТЕРЕО.

 

1. Направление магнитного полюса

2. Направление обмотки катушки

3. Метод намотки на катушку

4. Подавление индуцированного тока в каркасе катушки

5. Подавление индуцированного тока в магнитопроводе

6. Метод предотвращения возникновения индуцированного тока

7. Подавление индуцированного магнитного потока в магнитопроводе

8. Заземление каркаса катушки (есть или отсутствует, метод заземления)

9. Заземление ярма (есть или отсутствует, метод заземления)

10. Заземление магнита (есть или отсутствует, метод заземления)

11. Расположение выходных терминалов

12. Материал корпуса (металлический или неметаллический)

13. Заземление корпуса (есть или отсутствует, метод заземления)

14. Электрическое соединение корпуса звукоснимателя и установочной площадки (headshell)

15. Направление протягивания проволоки

(в настоящее время ожидают одобрения еще 7 патентов)

Давайте рассмотрим метод намотки катушки, пункт 3. Традиционно используемый метод показан на Рис. 1. Он механически симметричный вокруг вертикальной оси; тем не менее, электрически он ассиметричный, так как вертикальное перемещение вызывает сигналы из левого и правого каналов, которые находятся в противофазе. Метод, использованный в звукоснимателе ZYX R-1000, показан на Рис. 2 и является наилучшим методом. Обмотка электрически симметричная вокруг горизонтальной оси, так как сигналы в каждом канале синфазные друг с другом. Эту симметрию легче понять, если рассмотреть, как два метода намотки соединялись бы  монофонически. На Рис. 3 и Рис. 4 показаны монофонически соединенные обычные катушки и катушки R-1000 соответственно. Обратите внимание, что в случае с катушкой R-1000 провода не пересекаются друг с другом, таким образом, отсутствуют любые эффекты взаимодействия.