Новые сообщения форума
|
Обзоры → Звукосниматель ZYX Yatra. Паломничество к святым местамЗвукосниматель ZYX Yatra. Паломничество к святым местам
Как я уже отмечал в предыдущем обзоре фонокартриджей ZYX Omega S, знаменитый мастер Хисайоши Накатсука (Hisayoshi Nakatsuka) более тридцати лет занимался проектированием и созданием головок звукоснимателей. За эти годы Накатсука совершенствовал свои разработки по каждому аспекту проектирования фонокартриджей, в результате не оставив ни одного компонента, которого он не коснулся. Поэтому замечательно, что, несмотря на радикальные изменения в используемых материалах и небольшие изменения в конструкции катушек и других компонентах, звучание конечного продукта безошибочно говорит о том, что это разработка Накатсуки-сана (Nakatsuka-san). Это то, что я называю логичностью. Выступая субподрядчиком на протяжении большей части своей деятельности, Хисайоши Накатсука получил монопольное право на проектирование картриджей как разработчик всей линейки картриджей Accuphase, а позже такой же впечатляющей линейки картриджей, разработанной им для Monster Cable. Сегодня его страсть к расширению границ в проектировании картриджей получила продолжение в разработке собственной линейки картриджей ZYX, в которых используются экзотичные алмазные кантилеверы, поликарбонатные корпуса и базы из чистого серебра, лазуриты для контроля энергии и даже три разных типа проводов (X - медные, S - серебряные, G - позолоченные) для катушечных обмоток. Накатсука-сана высоко ценят за производимую работу. Фактически он несет ответственность за новый картридж Accuphase, который можно приобрести только в Японии, картридж, разработанный специально для необычного проигрывателя Caliburn, картридж, разработанный для Kuzma, а также картридж, который заказала американская компания-импортер SORAsound (ZYX Universe); вероятно, есть намного больше примеров. Конечно, все эти модели головок звукоснимателей, в том числе собственные проекты ZYX диктуют высокую цену. Поэтому естественно, что вопрос, который я задал недавно вновь назначенному дистрибьютору ZYX компании SORAsound в США, Mehran, был очень прямолинейным и простым: «Насколько характеристики этих необычных картриджей, которые стоят бешеных денег, реализуются в невысокой ценовой категории линейки фонокартриджей ZYX? В конце концов, есть огромное количество картриджей в линейке ZYX, которые находятся под серией 4D Series, к которой относятся картриджи Omega. Есть картриджи R50 Series (Bloom), R100 Series (Fuji и YATRA) и R1000 Series (Airy, Sigma Diamond). В 4D Series входят картриджи Omega и Diamond. В каждой серии есть много конфигураций на выбор; медные, серебряные или золотые провода катушек, серебряные платформы и др.» Ответ Mehran был незамедлителен. Через пару недель картридж R100 Series YATRA был доставлен мне на дом. Имея рекомендованную производителем розничную цену 1595 долларов США, он находятся в начальной ценовой категории ZYX, он же и является темой настоящего обзора. Конфигурация Yatra является классической у Накатсука-сана. Она имеет запатентованную систему генератора «Real Stereo», представленную во всех его моделях, а также медные провода катушек. Уровень выходного сигнала Yatra равен 0,24 милливольт. Кантилевер представляет собой стержень, легированный бором, а профиль иглы выполнен в соответствии с концепцией, получившей название Micro-Ridge. Корпус представляет собой нерезонансный, красный, текстурированный, поликарбонатный трапециевидный корпус с серебряной базой в качестве платформы. Общий вес картриджа составляет около 5 грамм. Установление соответствий Для оптимальной работы любого картриджа необходимо, чтобы он устанавливался на тонарм, отвечающим требованиям картриджа, так, чтобы они оба могли работать вместе как система воспроизведения без ухудшения качества звучания. Для многих картриджей это игра с цифрами. Находится ли масса картриджа в пределах динамического баланса и допустимого диапазона настроек тонарма? Находится ли горизонтальная и вертикальная податливость иглодержателя в диапазоне, наилучшим образом определенном для тонарма, так как некоторые тонармы даже не отвечают этой спецификации? Конечно, во многих случаях у вас не будет выбора, поэтому вам необходимо будет внимательно сопоставить картридж, который вы покупаете, с тонармом, который у вас уже есть. Картриджи ZYX, первоначально картриджи Накатсука-сана, в частности, имеют способность создавать несоответствия, которые достаточно своевременно распознаются при воспроизведении. Для меня, это обычно простая игра цифр. У меня есть все соответствующие спецификации, необходимые для сопоставления фонокартриджа с тонармом. Мой винтажный тонарм Technics EPA500 имеет четыре разные суженные к концу титановые трубки тонарма различной массы и с различными резонансными характеристиками. Поэтому обычно совсем несложно выполнить подгонку с первой попытки, поскольку производитель картриджа предоставляет достаточно детальные релевантные спецификации. К счастью, ZYX предоставляет все, что нужно для правильного сопоставления тонарма и картриджа. Однако значительный период первого обзора я не использовал EPA500 и полагался целиком на превосходный, но все еще новый для меня тонарм Ortofon TA-110 с вкраплениями резины. Так же, как и со всеми тонармами, в которых используются съемные шеллы, эффективная масса тонарма может быть настроена на заданый фонокартридж путем использования более легких или более тяжелых шеллов. При установке ZYX Yatra на тонарм Ortofon TA-110 оказалось, что оригинальный шелл имеет недостаточную массу для надлежащего статического уравновешивания. Поэтому я перебрал несколько других шеллов и нашел тот, который работал бы именно с этим картриджем. Подгонка ZYX Yatra и шелла Ortofon LH-2000E была почти невозможной, поскольку и головка звукоснимателя, и шелл мало весят. Мне просто пришлось увеличить массу на пару грамм на конце шелла, чтобы уравновесить тонарм, не говоря уже об увеличении прижимной силы. В таких случаях было бы проще купить более тяжелый универсальный шелл, но это могло привести к сложностям в надлежащей регулировке выноса, поскольку шеллы отличаются по длине. Сложности могут возникнуть, если вы уже просверлили и установили основание тонарма на монтажной плите проигрывателя. В результате ранее указанных задач, а также начальной регулировки VTA (вертикальный угол), которую позволяет выполнить тонарм Ortofon TA-110, установка Yatra оказалась сложнее, чем я предполагал. Конечно, это не имеет никакого отношения к головке звукоснимателя. К сожалению, тонарм Ortofon TA-110 был непродуманным решением для установки в моем винтажном Technics EPA-500. В результате, оптимизация VTA Yatra на Ortofon TA-110 заняла много времени. После многих проб и ошибок я принял решение и придерживался его до конца обзорного периода. Настройка азимута оказалась намного проще благодаря ловкому трюку, которым поделился Джордж Мерилл (George Merrill) относительно эталонного стола проигрывателя R.E.A.L. 101. Я установил Yatra с рекомендованной вертикальной прижимной силой 2,0 грамм. Обкатка и совместимость Комбинация ZYX Yatra / Ortofon TA-110 завершила «прогрев». Поскольку кантилевер и игла ZYX Yatra подобны кантилеверу и игле ZYX Omega, я ожидал длительного «прогрева» для Yatra. К счастью, этого не случилось. Примерно через 20 часов картридж запел весьма хорошо. Это случилось гораздо быстрее, чем с более дорогим ZYX Omega S, которому понадобилось больше времени для «прогрева». Примерно через 40 часов «прогрев» ZYX Yatra был выполнен, и я внес последние поправки в VTA для оптимизации панорамы и басов. Следует обратить внимание на то, что помимо более короткого периода обкатки, ZYX Yatra звучал весьма хорошо прямо из коробки - даже спустя всего пять часов работы. Стереопанорама было уже хорошей, а тональность не была такой сухой, как, я помню, была у ZYX Omega или у моего Accuphase AC3, когда они были новыми. Несмотря на это, низкие частоты уже присутствовали там, впрочем, они были еще не четкими, и им не хватало глубины и динамики. С первого момента касания иглы настроенного и «прогретого» ZYX Yatra, я понял, что это будет хороший день для музыки. ZYX Yatra и Ortofon TA-110 издавали великолепный звук. Возвращаясь к своему обзору ZYX Omega S, выполненному пару лет назад, я решил использовать те же пластинки. Я прослушал три любимых альбома Gentle Giant: «In a Glass House», «Octopus» и «Acquiring», наслаждаясь каждой минутой. Комбинация ZYX Yatra / Ortofon TA-110 оказалась самой нейтральной и естественно звучащей парой, которую я когда-либо слышал в своей системе. Фактически, я начал подозревать, что на самом деле тонарм Ortofon более нейтральный в звучании, чем я первоначально предполагал. Несколько треков из альбома «Octopus» Gentle Giant всегда имели плотность в верхних басах, которая, как я предполагал, была на звукозаписи, так как я слышал ее при настройке практически каждого проигрывателя, с которыми я сталкивался у других людей. Однако комбинация стола Merrill R.E.A.L. 101, тонарма Ortofon TA-110 и ZYX Yatra практически устранила эту плотность. Для меня это было открытием. Тем не менее, не все было так хорошо. Басовая мощь была не такой, какой я ожидал от этой записи и не такой, какой я получил ее от комбинации Merrill-Williams / Ortofon / Accuphase. Это также касалось и возможности регулировки ZYX Yatra. Yatra не прошел «выборочное испытание» на внутренних канавках трека «River» из альбома «Octopus». Это немного разочаровало, но я уже подозревал некую несогласованность между тонармом и картриджем, которую можно было исправить только путем увеличения массы тонарма. Переключившись на акустическую гитару и вокальное изложение в живой студии, я перешел к пластинкам Ронни Лейна (Ronnie Lane) и Пита Таунсенда (Pete Townsend), Rough Mix. Меня опять поразило то, как эмоционально передает ZYX Yatra акустическую гитару, как чисто и удивительно нейтрально она звучала на фоне голоса Пита Таунсенда. Сцена была правильного размера и соответствующей высоты. Высота и ширина также были отличными, а барабаны находились на достаточном расстоянии от первых голосов и акустической гитары. Однако хорошее разрешение и кристальная чистота внутри звуковой сцены вплоть до задней стены либо отсутствовали, либо не были такими, как у ZYX Omega S. Передача масштаба и мелких деталей на Omega S были представлены настолько явствыенно, что ласкали уши. Не так как с Yatra. С другой стороны, Yatra выше всяких похвал и превосходит винтажный Accuphase AC-3, который по сути является дальним родственником Yatra. Я прослушал довольно много пластинок в тот день, прежде чем окончательно положиться на свою интуицию относительно возможной несогласованности тонарма. К тому же, я только что получил арм-базу тонарма от Merrill-Williams для установки винтажного тонарма EPA-500. Поэтому я решил, что настало самое время разобрать проигрыватель и заменить как базы, так и сами тонармы. Прошло девять месяцев с тех пор, как я в последний раз пользовался своим винтажным тонармом. Как только у меня появился проигрыватель Merrill-Williams R.E.A.L. 101, я отправил свой EPA-500 Крису Клайне (Chris Kline) в TelWire для полной замены проводки. После этого необходимо было отправить EPA-500 в Merrill-Williams для изготовления армбазы тонарма для 9,5-дюймового тонарма. К счастью, мне повезло и все детали были доставлены как раз тогда, когда их можно было использовать совместно с ZYX Yatra. Несколько часов относительно небольших усилий и установка выполнена. Вертушка Merrill-Williams R.E.A.L. 101 была установлена с винтажным модернизированным тонармом EPA-500. Я установил Yatra на трубке средней массы типа «М», настроил VTF, VTA, азимут и готов был двигаться дальше. Быстрое прослушивание альбома «Octopus» Gentle Giant подтвердило, что EPA-500 с трубкой типа «М» действительно отлично подходил для ZYX Yatra. Не было и намека на мистрекинг, басы были быстрыми, плотными и энергичными, и Yatra умело проходил пресловутое «выборочное» испытание внутренних канавок при воспроизведении песни «River». Два тонарма – два картриджа Следующие четыре недели я изучал звук ZYX Yatra и тонарма Technics EPA-500. Действительно, возможность быстрой замены трубок тонарма обеспечили удобство оценки как тонарма, так и ZYX Yatra. Каждый раз, когда я слышал о чем-нибудь, что заслуживало дальнейшего изучения, я просто устанавливал Accuphase AC-3 для получения ориентира. К концу обзорного периода я сделал некоторые весьма конкретные выводы, касающиеся как тонарма EPA-500, так и головки звукоснимателя ZYX Yatra.
Поскольку темой этого обзора является ZYX Yatra, я могу просто сказать, что переход от Ortofon TA-110 к винтажному тонарму EPA-500 имел свои плюсы и минусы. Несомненно, что TA-110 более нейтрален. Фактически, это один из самых нейтральных тонармов, преимущественно в диапазоне верхних басов. Это вероятно из-за его способности контролировать вибрации тонарма благодаря правильно размещенному резиновому вкладышу. Однако, звучание более длинного титанового EPA-500 все-таки было более гладким и нежным на высоких частотах. Так или иначе, это не помешало двум картриджам, Accuphase и ZYX, достаточно достоверно воспроизводить фонограмму, возможно, благодаря качественным вертикальным и боковым подшипникам. В пользу Ortofon говорит и то, что TA-110 фактически чище воспроизводил нижний регистр, впрочем, он не передавал того внутреннего воздействия, которое оказывал легендарный EPA-500. …и обратно к ZYX Yatra! Следующие прослушивания были полностью посвящены ZYX Yatra. Этот картридж добился абсолютного признания, т.е. был надлежащим образом согласован и настроен на винтажный Technics EPA-500. Возвращаясь к оценке звучания, песня «Way of Life» из альбома «In a Glass House» группы Gentle Giant звучала с взрывной динамикой. Были слышны удары в большие барабаны, и из моих акустических систем Eficion F300 была слышна скорость ударов и «кожа». В конце записи была слышна левая педаль фортепиано (una corda), которая обычно заставляет многие картриджи немного подпрыгивать. Это касается и моего Accuphase, но не Yatra. Фактически Yatra имел безупречное воспроизведение даже на самых сложных отрывках этой пластинки.
Перехожу к пластинке Дженис Иэн (Janis Ian) «Breaking Silence», песня «This Train Still Runs» практически не требует описания. Голос Дженис Иэн слегка сладковатый и экспрессивный, без намека на жесткую запись ее свистящего голоса. Акустическая гитара передает тепло и богатство звуков, расслабляет. Нет ни одного оттенка окраски. Ударник и виолончель успешно справляются с «пулеметной» скоростью, фокусом, ясностью и фундаментом в соответствии с эталоном. ZYX Yatra прекрасно справляется с этим, извлекая звук без суеты, задержек и даже намека на нестабильность. На пластинке с большим количеством живых аранжировок, как, например, у великолепно созданной пластинки Питера Габриэля (Peter Gabriel) «New Blood», где его пение сопровождается оркестром из 46 инструментов, Yatra понастоящему показал свой характер. Например, на треке «Rhythm of the Heart» чистота и обезоруживающее спокойствие голоса Питера Габриэля, и звучание фортепиано вскоре привело к полному крещендо оркестра и ударов литавры, которые превосходят все, что я когда-либо слышал на своих виниловых пластинках. Фактически ZYX Yatra на этом альбоме снова и снова оправдывал мои надежды, обеспечивая исключительную динамику и ясность, но в то же время оставаясь экспрессивным и уравновешенным при воспроизведении струнных инструментов и виолончели. На более спокойных треках, как, например, классический «Dont' Give Up», Yatra воспроизводит голос Питера, линию виолончелей и уникальные свойства вибрато Аны Брун (Ana Brun) с такими эмоциями, выразительностью и величиной, что вызывает мурашки по телу. Перспектива ZYX Yatra – это фонокартридж ценой 1600 долларов США в линейке картриджей, самый дорогой из которых Sigma стоит свыше 10000 долларов США. Да, правильно, на самом деле, это практически начальный уровень. Все же, Yatra далек от того, что обычно указывается на этикетке. Особенно, если сравнить цену на ZYX Omega S, которая в три раза выше и составляет 4995 долларов США. Таким образом, сравнение обоих вариантов, естественно, заслуживает внимания. В ZYX Yatra есть много того, что может Omega S. Он неизменно нейтральный по балансу, прозрачный, быстрый, динамичный и благодаря превосходному стерео разделению предоставляет великолепные трехмерные изображения 3D, в частности, по ширине изображения. Явно не дотягивая до Omega S, он воспроизводит с худшей четкостью едва различимые текстуры. Несмотря на это, Yatra предоставляет вам убедительное количество информации для воспроизведения реального масштаба записи. Нужно заметить, Omega S предоставляет такой обьем акустической информации из канавок пластинки, что это почти отвлекает. Другая область, в которой Omega S явно превосходит Yatra, касается его удивительная схожесть со звучанием аналоговой мастер-ленты. Не поймите меня неправильно. Yatra не настолько плохой, но Omega S просто лучше, куда лучше, в этом отношении. С точки зрения моего Accuphase AC-3, Yatra всячески его превосходит в гибкости настройки, воспроизведении низких частот, точности, масштабности. В итоге, вы с ZYX Yatra получаете просто волшебную картинку. На самом деле, Accuphase 20-летний дальний родственник из эпохи, в которой он был эталоном своего времени, усовершенствование материалов и доводка конструкции дали возможность Накатсука-сану разработать линию картриджей, которые превосходят уровень качества AC-3.
Подведение итогов В санскрите слово «Yatra» обозначает путешествие или паломничество к святым местам. Это название, несомненно, подходит этому картриджу. Время, когда я слушал ZYX Yatra, доказало без всякого сомнения, яблоко действительно падает недалеко от яблони, когда дело касается получения удовольствия от музыки. Yatra несомненно сохраняет фамильное сходство со всеми разработками Накатсука, и действительно оправдывает надежды. Большое удивление у меня вызывает низкая стоимость Yatra. Фактически, это на руку коллекционерам, включая меня, которые охотятся за винтажными головками звукоснимателей и переплачивают за характеристики, которые они собираются получить от более старых моделей. Это, конечно, необходимо будет рассмотреть в следующий раз, когда вы просмотрите распространенные списки классификаций картриджей или лоты на eBay! Необходимо иметь в виду тот факт, что уровни качества ZYX Yatra, которые я здесь описываю, были получены только после тщательного рассмотрения вопросов согласованности тонарма, надлежащей настройки и правильного «прогрева». Внимание к деталям определенно вознаградит вас великолепным звуком. Я, например, так поражен этим маленьким красным чудом, что планирую оставить его у себя навсегда. Хочу поблагодарить Хисайоши Накатсука и ZYX за то, что они продолжают совершенствовать модели картриджей, которые имеют такое высокое качество, за цену доступную для нас, простых смертных. Также еще раз сердечно благодарю SORAsound за то, что позволили разработкам ZYX появиться на американском рынке.
Выбранные звукозаписи: Gentle Giant | Octopus | Vertigo | 1972 | 6360 080 | Грампластинка, впервые выпущенная в Великобритании Gentle Giant | In a Glass House | WWA | 1973 | WWA 002 | Грампластинка, впервые выпущенная в Великобритании Townsend/Lane | Rough Mix | Polydor | 1977 | 2442 147 | Грампластинка, впервые выпущенная в Великобритании Janis Ian | Breaking Silence | Analogue Productions | 1992 | APP 027 | 180 г повторный выпуск «аудиофайла» Peter Gabriel | New Blood | WOMAD | 2011 | HQ - вес грампластинки 180 г Peter Gabriel | Scratch My Back | WOMAD | 2010 | HQ - вес грампластинки 180 Rickie Lee Jones | Rickie Lee Jones | Mobile Fidelity Sound Labs | 1979 | MFSL 1-089 | Original Half Speed Master Brand X | Do They Hurt? | Passport Records | 1980 | PB 9845 | Грампластинка, впервые выпущенная в США
Эталонная система в обзорный период: Проигрыватель пластинок Merrill-Williams R.E.A.L. 101 Тонарм с вкраплениями резины Ortofon TA-110 Система тонарма Technics EPA-B500/A501M с балансным кабелем TelWire (XLR ) Фонокорректор Zesto Audio Andros PS-1 Предварительный усилитель Pass Labs XP-20 Line Stage Усилитель мощности Pass Labs X350.5 на стойке Billy Bags Акустическая система Eficion F300 Силовой кабель Aural Symphonics Magic Gen v2t Силовой кабель EnKlein Zephyr Балансные кабели EnKlein Zephyr Межблочные моножильные кабели EnKlein Zephyr Акустические кабели EnKlein Titan
Автор: Рей Седа | февраль 2013 р.
Редактор: Dealer
2013-07-25 12:45:48
|