Новые сообщения форума
|
Обзоры → JohnBlue JB3. Искусство звучанияJohnBlue JB3. Искусство звучания
Акустические системы с одним излучателем. Некоторые называют их полнодиапазонными, в силу того, что такие системы пытаются охватить весь слышимый спектр при помощи только одного динамика. Но в то же время, большинство стараются назвать такой тип систем широкополосными. Это более подходящее название, так как значительная часть полнодиапазонных излучателей в силу технических обстоятельств не могут воспроизвести весь частотный диапазон. Но насколько «весь» означает «полный»? Не путайте наполовину пустой и наполовину полный. Я не пытаюсь определить, кто из вас оптимист или пессимист. Существует масса саркастических высказываний по поводу того, что системы с одним излучателем идеальны только в верхнем диапазоне. Для аудиофилов, которые ценят и воспринимают только верхний диапазон это как раз и есть наполовину полный стакан. Для тех же, кто жалуется на недостачу низкочастотной составляющей, это наполовину пустой стакан воды. По крайней мере, «широкополосный» как технический термин в большей степени оставляет места для интерпретаций, переосмысливания (или воображения), чем является основательной базой для построения доводов. И, в конце концов, диапазон «ширины» в итоге зависит от индивидуальности разработки. Существует общепринятое мнение, что акустические системы на основе широкополосника по факту обладают меньшим диапазоном воспроизводимых частот, чем многополосники. Но также неправильно называть такие системы узкополосными. Из практики известно, что так называемые «ширики» способны превосходно охватить достаточную полосу по сравнению даже с двух- а то и трехполосными системами. А если для качественного излучателя разработать корпус, позволяющий увеличить подачу низких частот, то такая конструкция может представлять значительную угрозу для многополосного полочника или напольника. Ввиду того, что широкополосные системы не требуют разделительных фильтров, адепты подобной концепции с энтузиазмом и упорством ведут проповеди о чистоте звука без электронных окрасов. Хотя некоторые сложные проекты акустического оформления все-таки допускают определенную дозу приукрашиваний (акустические стоячие волны и корпусные резонансы). В любом случае, эпоха существования широкополосников еще не закончена, а в связи с популяризацией ламповых усилителей можно утверждать, что игра в самом разгаре.
Сейчас компания JohnBlue дебютирует в Северной Америке и в статусе нового игрока постепенно отвоевывает свое место под солнцем. В Тайвани, где этот производитель появился в 2003 году, JohnBlue стал точкой отсчета и, пожалуй, даже синонимом широкополосного звука для аудиофилов. Томми Ву, являющийся одновременно основателем и разработчиком компании, на протяжении долгого времени служил адептом лампового усиления и защитником широкополосной концепции. Именно эта страсть и заставила его сменить огромное количество работ. «Широкополосные акустические системы для меня более чем привлекательны. Выразительность высоких частот, мягкость середины и отчетливость в детализации создают особый утонченный привкус, которого я никак не мог найти в многополосных решениях. А для того, чтобы выправить недостачу баса, основное внимание должно быть уделено разработке специализированных корпусов. Вот почему у истоков компании лежат мои поиски и изучение всех широкополосных излучателей, которые я мог найти. Также я провел многосторонние исследования и разработал конфигурации акустических оформлений и сопутствующих им нюансов. Главной целью для меня была возможность реализации всего потенциала широкополосной концепции. Соответственно, вся продукция JohnBlue является отражением моего личного вкуса, и наилучшим образом она раскрывается в джазе, женском вокале и струнных инструментах». Резиденция компании JohnBlue Audio находится в южной части города Хувэй (округ Юнлин) и представляет собой двухэтажную производственную линию площадью 2000 квадратных метров (при этом трудоустроено около 100 работников). В ассортимент продукции входят широкополосные акустические системы, супертвитеры, ламповые усилители и кабели. «Каждый производственный процесс осуществляется на территории завода и никогда не будет отдан на выкуп сторонних производителей. Все трансформаторы, а тем более, выходные, являются интеллектуальной собственностью ручной сборки. Все остальные компоненты, к примеру - проходные конденсаторы используются нами в виде полуфабрикатов, которые мы сами доводим с учетом своих собственных требований». По всей видимости, продукция JohnBlue Audio настолько успешна, что компания занимается даже выпуском излучателей категории OEM для европейских производителей. В интервью Томми Ву подчеркнул, что они уже успели освоить некоторые уникальные методы в конструировании акустических систем. «Взять хотя бы терминалы подключения АС. Тут мы имеем дело с использованием многих технических ноу-хау металлургии. Это не просто терминал с простым покрытием».
На данный момент компания JohnBlue Audio представляет в своем портфолио четыре модели широкополосников. Флагманом линейки является JB8 – напольник, на основе 8-ми дюймового излучателя. Для сторонников полочных конструкций предусмотрена его полочная версия JB8B. Модели JB4 и JB3 созданы с привлечением 4-х и 3-дюймовых драйверов соответственно. Предложение прослушать модель JB3 Томми Ву сопроводил следующим напутствием: «JB3 является второй широкополосной системой, созданной нами после JB4. И хотя материалы в обоих излучателях идентичны, звуковые характеристики разительно отличаются. JB4 представляет собой аудиофильскую модель, специально заточенную под маломощные ламповые усилители. В свою очередь, JB3 – прекрасный бутиковый вариант для игры с дизайном офиса или домашнего интерьера. Эта АС ориентирована на компьютерщиков, большинство из которых тяготеет к транзисторным усилителям. Основная идея данной модели в том, что она не должна звучать слишком ярко или слишком сдержанно, что обычно бывает при использовании транзисторных компонентов. Когда продукт был завершен, JB3 оказалась исключительной широкополосной системой, что подтвердили многочисленные испытания на стенде и длительные прослушивания». Касательно прослушиваний. Для этого этапа была специально приглашена группа самодельщиков и аудиофилов, каждый из которых мог похвастаться более чем 40-летним опытом. И, по общему мнению, JB3 отличилась очаровывающей свежестью, звуковой чистотой и тональной сбалансированностью превосходящей даже некоторые двухполосные конструкции. «Можно сказать, что мой подход к производству JB3 является излишне жестким и не имеющим экономической эффективности. Но задумайтесь: рояльное лаковое покрытие толщиной 1 мм, позолоченные винты динамика под шестигранный ключ, многожильная внутренняя разводка самородной позолоченной медью с ABS-изоляцией, вся пайка проведена цельнокристаллическим припоем для максимально чистой передачи сигнала. Даже демпфирующие материалы достаточно редки и специфичны. Казалось бы, такая обыденная деталь, как терминал подключения АС, и тот необычен. Я настоял на применении бескислородной меди и золотом покрытии без примеси никеля для чистейшего прохождения сигнала. Особо следует оговориться и о выборе меди – исходя из моего личного опыта, лучший источник этого сырья вовсе не простые медные рудники, а разработки меди, прилегающие к залежам золота, серебра или платины. Несмотря на то, что JB3 первоначально не были ориентированы на работу с маломощными ламповиками и имеют чувствительность 87 дБ, малютки просто великолепно ведут себя даже на мощности 5 Вт на канал. К примеру, моя собственная домашняя система построена на JB3 в связке с моноблоком нашего производства на лампе TL66 и KingRex T20».
Рассматривая 3-х дюймовый диффузор с близкого расстояния, с легкостью можно отметить диспропорционально широкий подвес, намекающий на несвойственную для широкополосников линейную экскурсию. Подвес специально выполнен из ткани для большего текстурного единообразия с бумажным диффузором. В этой мелочи кроется значительное превосходство перед динамическими головками с резиновыми и вспененными подвесами. По утверждению директора компании JohnBlue Audio Томми Ву, ресурс этого излучателя равняется тридцати годам. Другой примечательной особенностью является сочетание пылезащитного колпачка и визера. Подобный рецепт уже давно доказал свою эффективность еще со времен Лоутера, как бы там ни было, достаточно странно увидеть его на крошечном динамике. При этом пылезащитный колпачок используется не только для аэродинамики, но и повышенной четкости. Иногда, в случае с многополосными системами такую разработку используют для выравнивания фаз. Собственно визер – небольшой конический рупорок, прикрепленный к основанию диффузора указывает на то, что излучатель специально разработан для более эффективного воспроизведения высоких частот. Также считается, что хорошо продуманные визеры добавляют линейности и согласованности во всем спектре частот. Настольный хлам
Я никогда не слушаю музыку сидя за компьютером. Это прерогатива следующего поколения. Поиск музыкальной системы для рабочего стола моей дочери всегда был кошмаром, перетягивание каната между бюджетом и качеством звука. С первого дня у моей дочери был собственный компьютер, мы перепробовали огромную массу доступных настольных колонок от Logitech, Creative Labs, Altec Lansing. Все звучало как пластмассовый портативный радиоприемник. Их сабвуферы не помогали из-за очевидно разрозненных АЧХ на стыке полос, а бас звучал более чем принужденно и неестественно на любом уровне. В итоге, она согласилась на мини комбо JVC с входами CD/кассета/AUX. В честь окончания школы и по причине серьезного увлечения классической музыкой, я решил отдать ей свою Audio Zone Amp-ST и Blueroom Minipods. Через год я заменил Audio Zone на Trends Audio TA-10.1. И все потому, что на столе катастрофически не хватало места. И только решительная замена Trends Audio TA-10.1 с Blueroom Minipods на JB3 и KingRex T20U позволила заметить ощутимую разницу в звуке. Далее привожу отзыв моей дочери как представительницы более прогрессивного поколения. Брейкбит и нитбрейк
Для психологии любого подростка несвойственен так называемый музыкальный авантюризм. С течением времени я прошла массу периодов миниатюрных восстаний и революций. В моем раннем подростковом возрасте, это бесцельно возмущенный вокал Linkin Park и злобный металл немецкого Rammstein; в среднем возрасте на смену пришел мелодичный и ласковый Brandy, медитативная Enigma и альтернативная горечь Sneaker Pimps. Еще позже – поп-музыка Азии и хиты всего мира. И в течение последнего месяца, брейкбит и классическое электро безостановочно накапливаются на моем iTunes. Возможно, это последнее восстание является наиболее прямым противоречием со вкусами моего отца. В то время, как его Гендель создает музыку дворцов, мой Jazalou & Lockefella апеллирует к улицам и истокам всего низменного. И вот мои вкусовые воззрения снова попадают под влияние музыкального рынка, который сочетает качество звука и ритма в соотнесенности с лейблами типа «независимый» или «мировая этника». В результате, моя настольная звуковая система играет пестрое разнообразие жанров в течение всего дня. Пару лет я использовала Minipods, и теперь испытываю разницу с JohnBlue JB3. Внешне Minipod очень шикарен и одновременно не приметен. В случае с JB3 я столкнулась не только с компактностью, но и рояльным шармом. Хотя, самое главное тут, конечно же, поразительно открытое и теплое звучание. Звучание, позволяющее вдумчиво изучать каждую деталь в композиции. Теперь усилитель KingRex T20 и акустика JohnBlue JB3 моя миниатюрная референсная система. По сравнению с системой моего отца (NuForce P9 + Reference 9 SE + Reference 9 V2 + Apogee Stage), JB3 преподносит каждый аспект в меньшем масштабе, но при этом сохраняет пропорциональность полотна. Если кажется, что звукорежиссеры и исполнители определенного альбома знают, что они делают, то JB3 беспристрастно демонстрируют конечный продукт их талантов. Каким бы он ни был. С другой стороны, отсутствию внимания в сведении звуковой дорожки или просто плохому пению будет уделяться особое внимание. Эти миниатюрные динамики дали мне удивительную возможность развивать и накапливать более объемлемый опыт прослушивания.
Всегда хорошо иметь вторую точку зрения. Особенно если она исходит от соответствующей возрастной группы. Это мнение, с которым нужно считаться. Мы попробовали JB3 в связке с Trends TA10 и KingRex T20U. При этом с очень хорошими результатами. Именно KingRex T20U положительно отличился ввиду встроенного ЦАПа, что, согласитесь, крайне удобно для пользователя ПК или Mac. Тут я склонен полагать, что JB3 достаточно гармонично спелась с KingRex, обеспечивая теплую и «глянцевую» подачу практически всех стилей музыки. Если взять для сравнения Trends, то в сочетании с малютками JohnBlue JB3 этот компонент проявляет излишнюю яркость в тяжелом роке, а для моих ушей да еще и в моем возрасте это более чем резковато. Но все-таки способность JB3 раскрыть мельчайшие подробности имеют место. Даже вне зависимости от того, какой усилитель к ним подключен. Студийные мониторы ближнего поля и комфорт
Конечно, есть один момент, с которым стоит согласиться – в низкочастотном отношении JB3 не может эффектно козырнуть. Бас есть, он достаточно аккуратен, но не для так называемого «мяса». Но удивительно, что в целом тональный баланс никак не характеризуется однобокостью. Вовсе нет. Это дородный, гортанный, хриплый характер мужского вокала в E Nomine. И бурлящие ударные, и стремительный струнный перебор живых инструментов. Прослушивая JB3 в качестве мониторов ближнего поля, мне почему-то вспомнились молодые годы, проведенные на студии звукозаписи. При создании рекламных роликов прослушка велась с громадных студийных JBL или Tannoy. И все равно окончательный мониторинг проходил с помощью крошечных колоночек, способных повторить низкоуровневое по давлению звучание телевизоров. Цель состояла в том, чтобы убедиться, что музыка не заглушает голос диктора, что тексты доходчиво слышны - точнее, что коммерческая цель клиента четко выдержана. Насколько я могу вспомнить, самые популярные мониторы ближнего поля тогда были Auratone 5C и Yamaha NS-10M. Опираясь на звуковую память, простирающуюся на более чем двадцать лет, я все еще могу сказать, что JB3 бросает не только вызов стать частью системы в офисе и дома, но и претендует на роль миниатюрных студийных систем для вышеописанных целей.
Я был настолько впечатлен музыкальной способностью JB3 и KingRex к отображению деталей, что в голову пришла дерзкая мысль. Исключить телевизионные динамики и вместо них включить JohnBlue JB3. Тем более, что такая необходимость была продиктована наличием DVD-диска с концертом Сары Брайтман. В недавно купленном 32-дюймовом телевизоре стояли 10-ваттные динамики, и я ошибочно полагал, что этого будет достаточно. Как же я оказался неправ. К счастью, JB3 и KingRex исправили ситуацию. С самого начала я подозревал, что если подключить стоящую звуковоспроизводящую систему, результат должен быть как минимум ошеломляющим. Что и требовалось доказать. Хотя никто из домашних не отличался фанатизмом по отношению к творчеству Брайтман, вечер закончился тем, что все получили солидную порцию концертного звука. От проницательности к прозорливости
Как показывает история, в области науки и техники всегда имеет место случай или, если угодно, прозорливость. Вот и мое первое знакомство с JohnBlue JB3 каким-то образом было результатом стечения обстоятельств. Может быть, я не слишком искушенный слушатель, но из всех широкополосных систем, которые мне довелось тестировать, ни одна не смогла поразить до самых корней. Вокал от акустических систем типа обратный рупор напоминает пение через приложенные ко рту руки. Тональная целостность и однородность сцены, как правило, раздуты и смазаны корпусными резонансами. Для кого-то такой тип звучания может быть пречудеснейшим, особенно если в сочетании с ламповым окрасом. Но не для меня. Некоторые полочные конструкции фазоинверторного типа имеют меньше подобных проблем, но самая основная огрешность связана не с недостатком баса, а скорее, с отсутствием высоких частот. Единственными широкополосниками, которыми я имел счастье обладать были Loth-X BS-1, которые по определению не имели разделительных фильтров, а верха прорабатывались дополнительным супертвитером.
Тем не менее, мои необразованные уши по-прежнему не были готовы воспринимать чистокровную широкополосную систему. Естественно, при таком раскладе мое первоначальное прослушивание JB3 носило дезориентирующий характер. Теперь было предостаточно верхних частот, но назревал единственный вопрос – где же бас? В течение первых двух месяцев или около того, мне пришлось дополнить JohnBlue JB3 парой сабвуферов (Yamaha YST-SW80). Когда я проговорился об этом Томми, вы можете себе представить реакцию творца - человек прозорливости встретил человека глупости. Чего достойна попытка понизить сие гениальное творение до уровня домашнего кинотеатра! Меньше – значит больше!
Установка JB3 на мраморные стойки от Mark & Daniel помогла разобраться с вопросом низких частот, при этом я с легкостью отказался от поддержки сабвуферов. Оказывается, что весь потенциал JohnBlue JB3 может реализоваться только при условии свободы от всевозможных настольно-тумбочных поверхностей. Но вместе с тем, следует учитывать, каким музыкальным материалом можно или нельзя «кормить» эту пару малюток. Совет – лучше сразу воздержаться от тяжелых оркестровых нагромождений и предпочесть вокальные и инструментальные произведения, в которых как нельзя лучше раскрываются компактные широкополосники. В экспериментальных целях были проведены несколько тестовых прослушиваний. Цель – определить, на что способны JB3 в связке с различными типами усилителей (лампа, транзистор, импульсник). В ламповой связке тестером послужили Dared VP-20, Dared MP-2A3C и Elekit TU-879S, далее использовался Audio Zone AMP-ST и транзисторные моноблоки Thorens-Restek MMA-5. Для исследования импульсной топологии (в данном случае Tripath) на стенде были установлены Trends TA10 и уже знакомый нам KingRex T20. И список «всего остального»: Denon DP-59L + Denon DL-302 + Ensemble PhonoMaster, Marantz SA6820 + Deltec PDM, Philips DVP-9000S.
В случае с транзисторным Audio Zone AMP-ST довольно ярко прослеживалась параллель между минимализмом схемотехники усилителя и простотой широкополосной системы. Тут нельзя было не поразиться услышанным – абсолютная согласованность источника и нагрузки, скорость и ритмика подобна скорости света в вакууме. И при всем при этом, безупречная и кристально чистая звуковая панорама, даже при использовании цифрового источника. Прослушивание связки Marantz + ЦАП Deltec показало чрезвычайную тональную сбалансированность, легкость и ненавязчивость звуковой сцены. Thorens-Restek MMA-5, построенный на основе легендарных транзисторов Toshiba 2SA1302 и 2SC3281 преподнес четкую и глубокую артикуляцию низкочастотной составляющей, а также большую откровенность текстурных деталей. Хотя местами в сопрано можно было расслушать случайный звон. Подобная чрезмерная яркость может быть объяснена необычно широкой полосой пропускания этого усилителя (3 Гц – 270 кГц). Особенность звучания JohnBlue JB3 с импульсными усилителями (Tripath) была несколько ожидаема. По крайней мере, так это было с KingRex T20 – лампообразный теплый призвук как особенная сигнатура компонента, причем средние частоты прорисовывались с явным оттенком золота. Но самый смак пришелся на тот момент, когда внешне неприметные и даже отсутствующие на общем фоне малютки JB3 проявили себя в голографическом построении цельного звукового полотна. Эта акустическая система воистину наделена способностью приковать к креслу и забыть обо всем. Особенно легкая передача макродинамики отмечается при добавлении к звуковому тракту предварительного усилителя KingRex PREFerence. Только тогда я до конца понял, что такое на самом деле широкополосный излучатель. Не желая останавливаться на достигнутом, в наборе компонентов была проведена замена – вместо блока питания KingRex PSU был установлен KingRex SLAP (герметичный свинцово-кислотный аккумулятор). Такой эксперимент привел к расширению низкочастотного спектра и заметному оживлению всего звукового изображения. Последний эксперимент по увязыванию воедино JohnBlue JB3 с ламповыми усилителями преподнес массу приятных сюрпризов. Но сразу следует сделать оговорку, что такой комплект явно не для дуболомов. И пусть мой двухваттный ламповик слегка ограничен чувствительностью АС в 87 дБ, тембральная подача музыки была под властью однотактных триодов и широкополосных излучателей. Оперная музыка с женским вокалом в полной мере отобразила, что такое лампа с шириком на самом деле. Оттенки цветов, отзвуки инструментов и постоянно меняющиеся вес и легкость содержания и изображения были всегда в точном соотношении и пропорции. Если мы слышали альт, то безошибочно это был альт, а не скрипка, играющая в нижнем регистре или виолончель в верхнем. К сравнению, 20-ваттный Dared VP-20 показал больший контроль над акустической системой и возможность озвучивать более широкий репертуар. Теперь на фоне ламповой безмятежности четко обозначилось истинное музыкальное величие – уверенная и безапелляционная подача материала. Без компромиссов и недосказанностей. При этом все детали звуковой сцены самым гармоничным образом объединились в трехмерном пространстве. Тембры стали более привлекательны и "реальны" так, что сопрано воспринималось с эмоциями, телом и душой. Достаточно интересен тот факт, что система JohnBlue JB3 оказалась способна воспроизвести несоизмеримый со своими габаритами глубокий и артикулированный бас. При этом дополнительной и значимой характеристикой является также скорость подачи нижнего регистра. JohnBlue JB3, является, пожалуй, самым маленьким широкополосником с самым большим охватом воспроизводимого диапазона. Он идеально подходит для настольных решений звуковоспроизводящего тракта, особенно в том случае, если вы дорожите разрешением с правдоподобием. С тональной нейтральностью и тембральной целостностью, а также сбалансированностью частотного спектра, JB3 является самым доступным студийным монитором ближнего поля. А ввиду того, что даже на малых уровнях громкости читаемость и осязаемость деталей просто на высоте, любители наушников тоже могут обратить свое внимание на эту систему. Также в связке с KingRex T20 мы получаем достойное 2-х канальное решение для ТВ с музыкальным уклоном. А в качестве основной стереосистемы на базе импульсных усилителей, JohnBlue JB3 просто идеальный выбор. Возможности JB3 можно легко удвоить, прибегнув к обыкновенному би-ампингу, правда, при этом необходима еще одна пара АС. Но итоговый результат действительно может впечатлить – та же однородность полотна, та же целостность и органичность сцены, но все это помноженное на два. Хотя как для пуриста, вполне достаточно всего двух миниатюрных колоночек и одного ламповика. И не важно, будет ли это маломощный однотактник или 60-ваттный зверь, трехдюймовые широкополосники с легкостью превосходят все ожидания. Как бывший скептик, теперь я могу с уверенностью выйти вперед и искренне одобрить JB3. Единственную акустическую систему, которая сузившись до одной полосы, смогла так расширить мои музыкальные горизонты.
Автор: David Kan
Редактор: Dealer
2014-05-20 13:15:50
|