Фонокорректор iFi iPhono, стоимостью 399 евро, который впервые появился в 2012 году на фестивале Rocky Mountain Audio Festival, является результатом совместной деятельности iFi micro и британской компании Abbingdon Music Research, также известной как AMR. iFi micro производит и универсальные 192/24 битные USB ЦАПы, размером с ладонь, усилители для наушников iFi iCAN и USB-изоляторы iFi iUSB Power, но мы здесь уделим наибольшее внимание фонокорректору. 

Набор функций этого малыша является действительно поразительным. Через множество крошечных DIP-переключателей, расположенных в нижней части iPhono, данное устройство предлагает усиление в 40-46 дБ для MM  картриджей через свой MM вход, и усиление в 60-66 дБ через свой MC вход. Другой набор DIP переключателей позволяет настроить емкостную нагрузку на MM входе от 100пФ до 500пФ. При использовании MC картриджа, вы можете настроить резистивную нагрузку от 22Ом до 47 кОм (22, 33, 75, 100, 250, 330, 1K, 47K). Кроме того, у вас есть выбор из 3-х основных кривых эквалайзера: RIAA, Columbia и Decca. В инструкции сказано, что кривые Columbia и Decca расчитаны на " записи 1980-х годов", а RIAA на "все записи, выпущенные после 1980-х и некоторые после 1950-х годов". Кривая Decca подходит также для "большинства" записей London, DGG, Archiv, EMI, Argo, NAB и др. Также iPhono предлагает четыре различные кривые RIAA: стандартные, а также eRIAA, IEC и eRIAA + IEC. Подробнее об этом позже. Питание подается к устройству посредством внешнего блока питания, совмещенного с сетевой вилкой.

Я пробовал разные картриджи с iPhono и остановился на Ortofon Anna с выходом 2 мВ, стоимостью $8499. Смешное несоответствие? В какой-то мере да, но iPhono великолепно справился с низким выходом, создавая нужный коэффициент усиления. Очевидно, фонокорректор iFi iPhono способен обеспечить достаточный коэффициент усиления для всех МС звукоснимателей, кроме редко встречающихся МС с ультра-низким выходом.

Как же он звучит? У iPhono был отличный "ритм и темп", с поразительно упругим и хорошо управляемым басом, а также чистой, сухой серединой и отчётливыми высокими частотами. Он не шипел, и не создавал агрессивных призвуков на ВЧ. Другими словами, всё, что он делал, было замечательным, а что нет, вы не промахнётесь, если сравните с чем-нибудь другим гораздо большей стоимости. Наиболее значимым, как по мне, был его превосходный тайминг и отсутствие размытости в музыкальном полотне.

Наибольшим его недостатком была нехватка воздушности в области СЧ. Атаки чистые и быстрые, имелась небольшая недостача сустейна и довольно скудное затухание. Как результат - ограниченная возможность передачи едва уловимых инструментальных текстур. Звук был более отчётливым при обрисовке физических контуров, нежели при проникновении в плотные внутренние контуры. iPhono не добрался до самых глубин НЧ, но много ли людей собираются использовать его с акустикой, способной на АЧХ ниже 30Гц? Однако представленный бас, был очень чистым, отчётливым и хорошо управляемым. Не забывайте, что он стоит 399 евро!!!!! Так что не стоит ждать чудес, хотя в некотором роде, он творит чудеса. В недорогой аудиосистеме, ламповой или винтажной, которая по своей природе является мягкой и теплой (к примеру, многие вертушки до 1000$ - мягкие и теплые), этот фонокорректор должен сесть как перчатка. 

В сравнении с гораздо более дорогими фонокорректорами, он будет звучать на СЧ немного просто, что типично в этой ценовой категории, но надо помнить, что он стоит всего лишь 399 евро. Его общий баланс был технически грамотно отстроен, так что, учитывая его цену, не стоит критиковать его малые огрехи. Фонокорректор iPhono не создает слепящего блеска, но демонстрирует очень малое количество зернистости в звучании, и чрезвычайно комфортен.

Только что, я прослушал переиздание IMPEX «Thelonious Monk - Monk's Dream», которое было дебютным релизом Columbia Records, и сравнил его с оригинальным тиражом. iPhono убедительно поработал над отсортировкой звуковых различий, слышимых на гораздо более дорогих фонокорректорах. Особенно хорошо были организованы переходные атаки фортепиано, тогда как по его свойствам древесности была некоторая недодача, а характер дребезжания, передаваемый некоторыми другими фонокорректорами, тут попросту отсутствовал. iPhono воспроизводил шикарную широкую звуковую сцену, но с некоторой нехваткой глубины,  но это если сравнивать с гораздо более дорогими фонокорректорами. Некоторые люди заходили в комнату послушать, не зная, что звучит, и никто не отмечал недостатков. Лишь когда я переключался на хорошие и дорогие вещи, они начинали слышать то, чего им так не доставало.

Теперь поговорим о том, где лично я не согласен с конструктором – о 3-х EQ кривых и вариантах RIAA. Основываясь на моём прямом взаимоотношении с мастеринг-инженерами-ветеранами из Columbia Records, могу безоговорочно сказать, что фирма Columbia Records перешла на кривую RIAA в середине пятидесятых. "ТОЧКА!" Когда я сообщил одному из них, что есть те, кто полагает, что Columbia Records использовала свою собственную кривую в 70-80-х годах, он спросил: "А что они курят?" и настоял на том, что все резаки Columbia Records были переоборудованы RIAA электроникой задолго до эпохи стерео, т.е. в 1958 году.

Что касается кривой Decca и London Records. Каждый тираж London "Blueback" эры стерео, которые мне приходилось видеть, имеет надпись "Use the RIAA curve" на конвертах пластинок. Спрашивается, зачем тогда использовать кривую Decca? На самом деле, я видел несколько производственных листов с фабрики Decca на стерео пластинках, указывающие кривую RIAA как для версий Decca, так и London с конкретным заглавием SAME RECORD (ОДИНАКОВЫЕ ЗАПИСИ), за исключением приклеенной к ним этикетки с лейблом, несмотря на упорство некоторых, утверждающих что Decca и London звучат по-разному.

Разработчик iPhono имеет разные идеи, что и хорошо, поскольку у вас есть выбор. Если же настаиваете, используйте ту кривую, которая звучит лучше, но, по-моему, это ничем не отличается от использования темброблоков на предах, у которых они есть. Если кривая Decca или Columbia звучит для вас "лучше", флаг вам в руки! Я просто не верю, что вы точно сдекодируете EQ кривую, применённую при мастеринге, если вы не используете ничего другого, кроме RIAA кривой, особенно на стерео записях, изданных после 1950-х.

Что касается eRIAA, она отностися к "Временной константе Ноймана", и является усовершенствованием RIAA стандарта, которое добавляют некоторые конструкторы фонокорректоров, и которая спадает на частотах выше 50 кГц. Те, кто возражает против этого, говорят, что она создаёт фазовые ошибки, и не имеет никаких реальных преимуществ. IEC EQ "усовершенствование" действует как фильтр, ослабляющий рокот, но те, кому это не по душе, говорят, что она сглаживает полезные низкие частоты в процессе работы. 

В моем мире, кривые Columbia и Decca полезны для моно записей пред RIAA. Для стерео, все, что я читаю и слышу, относится к RIAA. Однако, то, что фонокорректор стоимостью 399 евро включает в себя все эти опции, предлагая при этом высокий коэффициент усиления и низкие шумовые характеристики с той степенью конфигурируемости, которую iPhono обеспечивает, по моему опыту и знанию, является беспрецедентным!

Единственным недостатком по конструкции является его серебристый цвет, делающий чтение шелкографной маркировки DIP переключателей крайне сложным. В целом, iPhono – невероятно выгодная сделка, предлагающая уровень собранной гибкости, несвойственный такой цене и звуковые показатели, которые на несколько отметок выше, чем мои самые оптимистические надежды на звук. За 399 евро, этот iPhono имеет мало конкурентов, хоть некоторые из недорогих MM изделий, которые я слышал, могут звучать немного слаще, но менее ритмично. Его можно легко рекомендовать при условии, что у вас нет слишком несбыточных ожиданий, хотя, он может справиться и с ними!

 

Автор: Michael Fremer , 27 декабря 2012