Линейка акустических систем британской компании Audio Note выпускается уже давно и хорошо известна hi-fi публике. Для тех, кто с этими системами не знаком, вкратце расскажу о ключевых моментах идеологии компании. Питер Квортруп (Peter Qvortrup) из Audio Note назвал последние колонки, разработанные Питер Снеллом (Peter Snell) из Snell Acoustics «лучшими в своем роде». Когда усилиями Кевина Вокса (Kevin Voecks) Snell Acoustics перестали выпускать оригинальные колонки, ради того чтобы поставить на производство более «современные» (менее эффективные динамики, более узкий/глубокий корпус, напольное размещение колонок) акустические системы, Квортруп это так просто не оставил. После того как Квортруп и Кондо создали свои собственные, отдельные компании (Audio Note и Audio Note Japan соответственно), Квортруп улучшил двухполосные полочные колонки Snell Acoustics. Проектируя новые продукты Audio Note, Квортруп вместе с Энди Гровом (Andy Grove) неуклонно следуют своим принципам, и никогда не поддаются влиянию модных тенденций, какими бы превалирующими они ни были на всем остальном hi-fi рынке.

Размеры корпуса и динамиков не поменялись. Зато полностью заменена внутренняя проводка, с медной на серебряную (по мнению Audio Note, какими бы прекрасными качествами для акустики ни обладала бы медь, серебро все равно лучше). В результате улучшилось качество звука и, что неизбежно, увеличилась цена, так как внутренняя проводка и элементы кроссовера подверглись модернизации, равно как и динамики. Акустические системы Audio Note AN-E SPE/HE имеет более двадцати возможных вариантов финиша, среди них одноцветные варианты (включая чисто черный и белый) и опционно - рояльный лак. Марио из Audio Note рассказывал, что однажды даже видел AN-E SPE/HE в ярко зеленом финише с золотым обрамлением твиттеров. Я в первый раз пишу рецензию на AN-E, хотя я пару лет назад уже их слушал, при тестировании ЦАПа Audio Note, который я, в конце концов, приобрел.

 

Мне удалось заказать AN-E на выставке Northern Hi-Fi Show, которая становится все более популярной среди аудиофилов Манчестера. Я хотел узнать, как AN-E будут звучать в системе, целиком состоящей из компонентов Audio Note. Мне пришлось прождать битый час, а потом протискиваться сквозь толпу, и все ради того, чтобы получить AN-E SPE/HE. Помню, я где-то читал, что Питер Квортруп заинтересовался хэви-металом, так что, может быть, он разрабатывает что-то для отображения такой «сцены». Но картина скачущего по комнате Питера с воображаемой гитарой в руках (при этом он пытается не задеть торчащие лампы дорогущего ONGAKU) показалась мне слишком нереальной – такое может прийти в голову, только если очень сильно напиться. Не ждите, что после того как вы в первый раз послушаете AN-E, то сразу окажетесь в экстазе, обретете просветление, или вообще сойдете с ума от счастья услышав звучание этой системы. AN-E это как старый, проверенный друг, на которого можно положиться. Такому другу не нужно рисоваться перед вами, пытаться показать вам, как он вас любит и как он вам предан – это и так ясно, нет никакой нужды в «показушности». AN-E просто делают свою работу, делают то, для чего они были созданы – доносят до вас волшебство музыки. При том что у AN-E прекрасно получается выполнять эту задачу, они делают это совершенно ненавязчивым образом, и никогда не пускают пыль в глаза или кричат о своих преимуществах.

Поймите меня правильно, акустика Revel F30, которую я использовал последние 2-3 года – отличные колонки: они получили многочисленные награды на аудиофильских мероприятиях и в авторитетных журналах. По воле случая, они были разработаны преемником Питера Снелла – Кевином Воксом, перешедшим в Revel. Если не проводить прямое сравнение, с учетом объективных параметров (а так все равно не выйдет, т.к. размещал я F30 по-другому, и кабели использовал другие), то AN-E мне нравятся больше по одной простой причине: с ними я стал слушать гораздо больше музыки. Разве не ЭТО является конечной целью любой аудио аппаратуры? Доставлять удовольствие от прослушивания музыки? По крайней мере, сделать прослушивание настолько живым и приятным, насколько это вообще возможно (лучше только на выступлении живых музыкантов).

 

Для тех, кто подозревает, что меня подкупил характер звучания, которым обладают продукты Audio Note (и что AN-E добавляют в звук теплоту), могу сказать, что AN-E по точности и нейтральности не далеко ушли от F30, которые по этим качествами считаются чуть ли не самыми совершенными в своей ценовой категории. К тому же, ламповый усилитель E.A.R. с 100 Ватт на канал, который я использую, звучит более «студийно» чем многие полупроводниковые усилители. Нет, для того чтобы захватить слушателя, AN-E полагаются скорее на свои изначальные качества воспроизведения звука, чем на показное благозвучие. По моему субъективному мнению, акустические системы Audio Note AN-E очень детальны, артикулированы и в высшей степени музыкальны. Мне кажется, что эти качества могут гарантировать AN-E победу над своими конкурентами при прослушивании «вслепую». Но, в отличии от источников сигнала и усилителей Audio Note, при прослушивании без сравнения с другими акустическими системами, AN-E не сразу покажутся вам настолько впечатляющими. Я не говорю, что AN-E не впечатляют, просто они предназначены для того чтобы слушать их долгое, продолжительное время. А если после этого поменять их на аналогичную акустическую систему от другого производителя, то вы поймете, что вы что-то потеряли. Вам будет не хватать AN-E.

Бас AN-E - однозначно правильный, тут чувствуется точность, и мощности ровно столько, сколько нужно. Можно было бы ограничиться такой характеристикой, но это же обзор, в конце концов, так что скажу еще пару слов. С басом у этих колонок точно все в порядке, у меня ни разу не возникало ощущения на какой-либо записи о недостатке мощности в нижнечастотном диапазоне. И это при том, что у AN-E нет таких динамиков и такого корпуса, чтобы у вас по всей квартире дребезжали стекла. Я разместил AN-E в углах комнаты, лицом ко мне, но так как в одном из углов находится дверной проем, то получился эффект «коридора». Колонки расположены на расстоянии примерно 11 футов друг от друга, а место слушателя, как полагается, находится на равном расстоянии от каждой из колонок, что образует равносторонний треугольник. Предыдущие версии AN-E обычно размещали подальше от углов помещения, но из-за размещения фазоинвертора на задней панели, рекомендуется ставить колонки как раз в углах помещения – для улучшения воспроизведения баса. Я даже и не пытался экспериментировать с позиционированием AN-E. Сразу поставив их в углы помещения, я остался абсолютно удовлетворен полученной сценой: ключевые музыкальные образы четко отображаются прямо перед вами. Для того чтобы исключить влияние вибраций, я разместил AN-E на специальных стойках, разработанных именно для этой акустической системы. Для меня стало облегчением то, что я сделал это без каких-либо трудностей, с первого раза правильно установив шипы-ножки у стоек. Вообще, с размещением AN-E не возникает никаких сложностей, которые могут возникнуть при установке других акустических систем.

 

Audio Note AN-E схожи с Revel F30 в том, что их производитель поставил в приоритет качество звука, а не внешний вид. Хотя, с учетом обилия всевозможных вариантов финиша, доступных для покупателей Audio Note, каждый сможет найти себе что-нибудь по вкусу. Другое преимущество AN-E – они гораздо удобней в плане размещения (благодаря тому, что рекомендуется ставить их именно в углах помещения). В моем случае, это особенно кстати, ведь теперь у меня есть легкий доступ к задним панелям устройств, расположенных на аудио стойке; раньше, когда колонки и стойка располагались рядом, на одной линии, мне приходилось протискиваться между стойкой и F30. Теперь, даже комната кажется больше, позади колонок нет «мертвого пространства», которое собирает пыль. И самое главное, теперь не нужно заниматься эквилибристикой для того чтобы просто поменять кабели. Так что, как видите, вот еще пара причин, по которым AN-E более благосклонно будет воспринят вашей женой/девушкой (мужем/парнем?). Вероятно, она считает ваше хобби опасной болезнью, которая как рак постепенно пожирает пространство квартиры. Но самое главное преимущество AN-E перед F30 – это чувствительность.

Версия «HE» означает, что чувствительность была увеличена на 4dB, то есть примерно до 98dB, что добавляет новые возможности в усилении. Благодаря этому, динамики AN-E несколько превосходят по своим возможностям динамики у Revel и у подавляющего большинства других производителей. У меня при себе не было никакого измерительного оборудования, так что мне нечего сказать читателям, знакомым с усилителями на лампе 300B. Скажу лишь, что AN-E звучали потрясающе с всего лишь 8-ваттным усилителем, и это стало для меня стимулом подыскать себе моноблочный усилитель от Audio Note. Как я уже говорил, бас у AN-E оказался гораздо более глубоким и быстрым чем я ожидал; AN-E отлично подошли для моего помещения, и отлично проявили себя в моем домашнем кинотеатре. Хотя DVD не обладают теми тонкими музыкальными деталями, как CD хорошего качества, они отлично подходят для проверки способности акустической системы передавать динамику внезапных, быстрых звуков – выстрелов и взрывов, например. Именно поэтому мое решение о покупке Revel F30 было продиктовано тем, что мне нужна мощная акустическая система для домашнего кинотеатра. Из-за этих же соображений, я поначалу сомневался, что для этих целей мне подойдет высокочувствительная конструкция AN-E.

 

Прежде чем я продолжу, следует рассказать о специальных стойках для AN-E/SPe HE, которые мне доставили после того как я заказал сами колонки на выставке Northern Hi-Fi Show. Почему я просто не взял стойки, которые были представлены на выставке, спросите вы? Потому что, когда я, среди прочих посетителей, прослушивал AN-E, то использовались стойки, специально подготовленные для выставки. Стойки были более высокие, т.к. слушатели сидели на возвышении, и это нужно было компенсировать (т.к. динамики и уши слушателя должны находится примерно на одном уровне). Так что те стойки (на выставке) были слишком высокие, и это учитывая то, что высота обычной версии стоек – 10,5 дюймов.

 

Стойку прислали в разобранном виде, в одной, довольно тяжелой коробке. У каждой стойки четыре опоры, полые внутри – рекомендуется засыпать в них свинцовую дробь и/или песок, для увеличения массы. Я планировал достать дробь в магазине для охотников и рыболовов, а песок достать непременно аквариумный (у меня есть аквариум). Но, естественно, все вышло не так, как я хотел. Ближайший охотничий магазин (который к тому же, находился на расстоянии многих миль) оказался закрыт на ремонт, а песок у меня был коралловый, а не тот безупречный мелкий и чистый кварцевый, как я хотел. Я спешил, поэтому купил мешок строительного песка, который легко достать и стоит недорого. Этот песок мне пришлось, чуть ли не пропихивать в отверстия ножек, очень долго и небольшими порциями, в то время как качественный сухой аквариумный песок можно было бы легко засыпать с помощью воронки. Мне также пришлось раз за разом утрамбовывать песок деревянным нагелем и засыпать очередную порцию. В конце концов, я получил довольно тяжелые ножки, осталось только закрепить опорные плиты и шипы. Это, правда важно (если вы дорожите своим временем и нервами, конечно), поэтому не скупитесь, не используйте строительный песок, как я. Если у вас есть время, достаньте аквариумный песок, и мелкую дробь, если есть возможность. Таким образом, с утяжеленными стойками, бас станет еще плотнее.

В комплекте со стойками, Audio Note AN-E все рано остаются полочными колонками, но по своему внутреннему объему они приближаются к средним напольным колонкам. Большинство аудиофилов признает, что при одинаковой комплектации ВЧ и СЧ динамиками, полочные колонки лучше передают средние частоты, чем напольные. Исходя из этой точки зрения, логично предположить, что большие полочники способны предоставить идеальный баланс между средними и низкими частотами – по крайней мере, в типичной комнате типичного британского дома. Я помню, когда я был на выставке в павильоне Audio Note, один из посетителей сказал: «ну наконец-то, хоть у одной акустической системы на этой выставке ВЧ и СЧ динамики звучат сбалансированно, а не вразнобой». Обычно, когда в павильон Audio Note заходит посетитель, который хочет препарировать и анализировать характеристики акустики, в конце концов, он замолкает – система звучит «правильно», и все тут, о чем еще говорить. Но мне, вопреки моему желанию, придется «препарировать и анализировать» - я же тут обзор пишу, черт возьми!

 

Когда я в первый раз ознакомился с AN-E на выставке Northern Hi-Fi Show, то заметил, что много посетителей провели достаточно времени не в павильоне Audio Note, а в комнатах других производителей. Справедливости ради надо сказать, что в некоторых павильонах стояли действительно потрясающие системы. Например, MBL Audio Systems очень эффективно убеждают вас в том, что бы вы отдали им свои деньги: «вы прочувствуете выступление оркестра / струнного квартета / рок группы в вашей гостиной!». К сожалению, цена системы такова, что за эти деньги можно нанять оркестр / струнный квартет / рок группу, чтобы они десять лет подряд выступали в вашей гостиной. Естественно, стоит учитывать, что подобное безупречное воспроизведение достигается только с особыми записями «аудиофильского» качества.

Вот тут проявляется еще одно преимущество системы, состоящей исключительно из аппаратуры Audio Note (но колонок Audio Note это тоже касается, пусть и в меньшей мере). Без всяких сомнений, вы сможете улавливать различия между записями разного качества, но даже если вы найдете старую, затертую до дыр пластинку в мусорнике возле магазина «все по 15 грн», она все равно доставит вам удовольствие (при условии, конечно, что сама музыка вам нравится). Хотя Audio Note, конечно же, выпускает продукты, по цене не уступающие MBL Audio Systems и другим элитарным брендам, на этой выставке эти дорогостоящие аппараты представлены не были. Марио из Audio Note с воодушевлением бегал от вертушки AN к ЦАПу AN DAC 1.1 Sig Mk2 и транспорту CDT 2, включая самую разнообразную, но каждый раз прекрасную музыку. Для меня, в павильоне Audio Note царила волшебная атмосфера – благодаря тому, что я чувствовал особый драйв, записывая в блокнот названия пластинок, которые хочу приобрести; частично из-за великолепного музыкального вкуса Марио, и самое главное, из-за самой акустической системы, которая позволила музыке проявить свои самые наилучшие качества. Я весь был в музыке, не обращая внимания ни на колонки, ни на источник, ни на что-либо еще.

 

В итоге, как видите, меня попросили написать обзор на AN-E, и, следовательно, я должен рассказать нашим читателям (вы еще тут?) о качествах этой акустической системы, и о том, как она звучит. Может быть, некоторые из вас уже давно нашли соответствующую информацию по этим колонкам, и сравнивают их со списком акустики, которой они хотели украсить свою гостиную. Некоторым из вас не нравятся мои расплывчатые бредовые сравнения, из-за которых вы гадаете, что я употребляю, или вообще, с нашей ли я планеты.

 

 

У Audio Note среди аудио сообщества есть целый сонм поклонников, которые наперебой кричат о «мистических», даже «мифических», качествах Audio Note, и что у остальных, «смертных» производителей, таких качеств нет. Но правда в том, что существует ряд прекрасных производителей, чья аппаратура позволит вам насладиться истинным, изначальным звучанием записи - таким, какое могли предоставить образцы старого поколения аудио аппаратуры (то, что мы сейчас называем «классикой»). Я не думаю, что Audio Note единственные, кто на это способны; но судя по моему опыту, у Audio Note есть преимущества над конкурентами, среди которых их фирменная уровневая градация аппаратуры. Такая градация может показаться странной, но комбинация - источник / усилитель / акустическая система Audio Note одного уровня идеально сочетаются друг с другом, и предоставляют отменное звучание. Вы вряд ли захотите улучшать эту систему. Хотя, конечно захотите – после того как услышите систему Audio Note следующего уровня. Что остается неизменным на всей градации акустических систем Audio Note, так это размеры корпуса и динамиков. Следуя традиционным для Audio Note методам модернизации, вершиной линейки AN-E стал потрясающий AN-E SЕС Silver, на который три года назад писал обзор Constantine Soo (вот ведь везунчик, черт его возьми!).

 

Подводя к концу этот обзор, мне очень неприятно осознавать, что, несмотря на то, что AN-E это акустика, которую я без сомнений рекомендую каждому любителю хорошего звука, я не буду петь ей дифирамбы. Дело в том, что сейчас модно заваливать читателя витиеватыми оборотами, красочными прилагательными, которые превозносят предмет обзора (даже просто при «позитивном» обзоре, что уж говорить, если рецензент посчитал продукт «божественным»). Я не буду этого делать, я и так уже сказал достаточно (пожелаю удачи литредактору!), а сам факт того, что AN-E теперь у меня в списке ближайших покупок, уже должен вам говорить о многом. Для меня, Audio Note AN-E SPe HE имеют именно ту общую целостность звукового полотна и артикуляцию, благодаря которой я стал получать больше удовольствия от музыки, и в результате, я больше слушаю музыку. Вот главный показатель.

 

Видите, я не использовал никаких выражений наподобие «Божественной звуковой катушки». А ведь можно было, т.к. AN-E намного лучше, чем акустическая система, с которой я их сравнивал (Revel F30; да, сравнивать предмет обзора с компонентом, которым ты пользовался много лет – это традиция). Перед тем, как я согласился писать обзоры для Dagogo.com, мне предлагали быть рецензентом в другом издании, но я отказался. Отказался потому, что меня совершенно не впечатлило то оборудование, которое они с пеной у рта восхваляют в своих обзорах. Вообще, мне кажется, огромное количество аудио аппаратуры получает больше внимания и признания, чем они заслуживают, в то время как настоящие шедевры остаются никому не известными...

Audio Note AN-E – это пример такого шедевра, и, несмотря на то, что они получали восторженные оценки критиков, многие производители пытаются убедить нас, что такая акустика плоха, только потому, что она устарела, ведь технологии шагнули далеко вперед. К счастью, Audio Note руководствуются принципом «не чини то, что не сломано» (по-русски: «не изобретай велосипед»). Поэтому, они решили не переделывать, а усовершенствовать уже имеющуюся конструкцию: два тщательно протестированных, отлично сбалансированных динамика в простом корпусе, с начинкой высочайшего класса. И все – результат говорит сам за себя.

 

Приношу свои извинения тем, кто ожидал четко структурированного обзора с разделами «звук», «качество сборки», «вывод». Я просто попытался так рассказать о своих впечатлениях об AN-E, как я общался бы со старым другом, любителем акустики. Надеюсь, обзор читался непринужденно и легко. Во всяком случае, я старался. Большинство из нас, аудиофилов, не инженеры и не эксперты, но у нас есть особая способность – мы можем распознать где хороший продукт, а где плохой. И, чувствуя солидарность с остальными аудио любителями, мы охотно расскажем друг другу о том продукте, который доставил нам настоящее удовольствие. А это самое главное в нашем хобби. А вот, если бы я куда-то спешил, и случайно встретил бы друга, который опаздывает на такси, то я бы сказал ему: «Да, обязательно послушай Audio Note AN-E SPE/HE – ты, скорее всего, после этого захочешь их купить – ну все, давай, мне пора бежать!».

 

Автор: Chris Redmond