Кстати правильное замечаниеНа счет связки усилитель + колонки.
Не зря на сайтах самопальшков все чаще можно встретить конструктивы именно на старых транзисторах.К примеру очень популярны реплики 2 кводов
И на ебае и на сайте датагора продают как печатеные платы так и наборы для сборок
вот то-то ж...смотря к чему подключать... я под них спецом РР-шник слепил..... И 3-я Симфония,если я не ошибаюсь,внизу имеет 2*4ГД-28 ,а не 6ГД-2 и тем паче 5ГД-3...А это две большие разницы))))))
(23-04-2012 12:27)triumph76 писал(а): вот то-то ж...смотря к чему подключать... я под них спецом РР-шник слепил..... И 3-я Симфония,если я не ошибаюсь,внизу имеет 2*4ГД-28 ,а не 6ГД-2 и тем паче 5ГД-3...А это две большие разницы))))))
Ошибаетесь коллега...
И в Эстонии-Стерео и Симфонии-003 на НЧ были ТОЛЬКО или 5ГД-3 или
6ГД-2 РРЗ.
4гд-28 ставили как СЧ-дин ТОЛЬКО в Эстонию-Стерео - и это одно из отличий с Симфонией-003 в которую на СЧ ставили 3гд-1.
У меня Симфония-003 на даче играет от лампового однотактника !!!
С их чуйкой 93 дБ - пол-Ватта - это ОЧЕНЬ ГРОМКО !!!
П.С. основная акустика у меня 97-98 дБ...- и там те же пол-Ватта - ОЧЧЧЧЕНЬ-ОЧЧЧЧЕНЬ ГРОМКО !
В любом случае - при цене данной акустики - соотношение качество/цена = очень высокое !
(23-04-2012 12:27)triumph76 писал(а): вот то-то ж...смотря к чему подключать... я под них спецом РР-шник слепил..... И 3-я Симфония,если я не ошибаюсь,внизу имеет 2*4ГД-28 ,а не 6ГД-2 и тем паче 5ГД-3...А это две большие разницы))))))
Ошибаетесь коллега...
И в Эстонии-Стерео и Симфонии-003 на НЧ были ТОЛЬКО или 5ГД-3 или
6ГД-2 РРЗ.
4гд-28 ставили как СЧ-дин ТОЛЬКО в Эстонию-Стерео - и это одно из отличий с Симфонией-003 в которую на СЧ ставили 3гд-1.
У меня Симфония-003 на даче играет от лампового однотактника !!!
С их чуйкой 93 дБ - пол-Ватта - это ОЧЕНЬ ГРОМКО !!!
П.С. основная акустика у меня 97-98 дБ...- и там те же пол-Ватта - ОЧЧЧЧЕНЬ-ОЧЧЧЧЕНЬ ГРОМКО !
В любом случае - при цене данной акустики - соотношение качество/цена = очень высокое !
Итак - кому будет интересно - выкладываю схему УНЧ переделанной Симфонии-003 . Про кроссовер я писал ранее.
При использовании колонок этих от данного уся - НЕОБХОДИМО снять заднюю стенку в корпусах.
Вызвано это тем, что поскольку все ОС устранены, выходное сопротивление усилителя порядка 9-12 Ом и тем самым усилитель электрически демфирует НЧ - увеличивает электрическую, а соответственно и полную добротность динамика 6гд-2 или 5гд-3. И поэтому чтобы не было бубнежа или подгуживания - необходимо механически раздемпфировать НЧ динамик - сняв заднюю стенку. Бас от 30 Гц !!!!
1.Полностью удалил переключатель «МУЗЫКА-РЕЧЬ» - и цепи с ними связанные. Между драйверной 6н2п и фазоинверторной поставил КБГ 0.5 мкФ.
2. Удалил регуляторы тембра – и ВЧ и НЧ.
3.Удалил резисторы с емкостями каличной регулировки баланса по каналам.
4.Тонкомпенсированный регулятор громкости как-то неправильно работал – при уменьшении громкости также уменьшались и НЧ и ВЧ. А должно быть совсем наоборот.
Резистор регулятора громкости поставил на 10 кОм, а на плате УНЧ – выпаял цепи тонкомпенсации и некоторые другие.
5. Драйверно-фазоинверторную лампу 6н2п заменнил на 6н1п.
6. Сделал смещение фиксированное (батарейка -1.5 В в сетку), убрал ОС. Изменения в звуке радикальные - появился глубокий БАС !!! Увеличил выходную мощность 2х8 Ватт (по заводу 2х4).
7. Между катодами выходных ламп врезал подстроечник на 6.8 Ом в каждом канале - для балансировки тока покоя между плечами двухтакта. Резистор который потом на землю идет (автосмещения) уменьшил до 75 Ом, но можно и еще меньше. По заводу было смещение 7.8 Вольт и ток катода общий порядка 60 мА и на каждую лампу по 30 мА - крайне мало - поэтому они и работали десятилетиями - очень щадящий режим ламп !!! После замены резистора смещение стало 6.3 В и ток катода каждой лампы примерно 43-45 мА - как раз почти...
8. Поставил тумблер для переключения между источниками - тюнер-СД, потом регулятор громкости 10 кОм и батарейка АА фирмы GP Alкaline 1.5 В (новая реально дает 1.61 В). ОС с транса в катод драйвера тоже убрал. Сам катод разумеется на земле сидит. Повторюсь - акустика Симфонии-003 сейчас работает БЕЗ задней стенки, т.е. ОЯ.
Эта штука может очень достойно играть! Безусловно - с нуля спаять было бы и быстрее и проще и лучше и с раздельным питанием каналов или двойное моно, но - маемо що маемо, т.е. ну есть уже это корыто, время на досуге тоже есть, так почему бы не поэкспериментировать и поэтапно определить все СКРЫТЫЕ резервы - а они таки есть!!! Кстати выходную мощность удалось поднять до 2х8 Ватт до видимого ограничения синусоиды. Аж пищит - настроить ФИ и запитать драйвер ФИ через РС цепь . Очень сильная обратная связь через входную лампу тюнера (6н2п) и при работе еле еле слышно радио, когда оно настроено на УКВ станцию... Пока просто кинул резистор с кондером, но питание уменьшается и РТ уходит далеко за линейный режим... А вот когда запитать от 265 Вольт - тогда супер будет.
Вот промежуточная схема...
Вчера выкорчевал плату КСДВ (которая по центру была) - т.к. слушать ничего кроме УКВ-ФМ не собираюсь.
От той платы болгаркой выпилил часть на которой смонтирован преобразователь частоты на 6и1п и поместил в углу шасси.
Т.е. делаю ТОЛЬКО УКВ-ФМ - AUX (вход на УНЧ).
Убрал полностью стереодекодер и его платку БП, поменял УКВ от Симфонии-003 на блок УКВ-ИП2 и перестроил на ФМ-диапазон !!!! Варирометра хватает перекрывать одним куском только 14 МГц по шкале. Я себе настроил 94-108 МГц - у нас там около 12-13 станций.
Звук потрясающий! Чувствительность очень высокая.
Ламповый ФМ-тюнер!!! Hi-END ё моё...
Дальше придется делать стереодекодер на лампах...
Также в УНЧ заменил драйвено-фазоинверторную лампу на 6н6п! и перенастроил сами плечи фазоинвертора. Все равно без ОС усиление избыточное - но очень хорошее!
Хочу вставить и свои 5 копеек в обсуждение колонок Симфонии.
Конечно, в родных коробках, с родным дросселем и электролитами в фильтрах, и родными проводами про хороший звук у этих агрегатов говорить не приходиться. Но было всегда что-то такое в их звучании теплое, бархатистое. Как-то по свободе, решил смастерить макеты из симфониевских динамиков, на скорую руку. Было любопытно послушать, что из них может получиться. (В последующем эти макеты отлично прижились на даче, и служат вот уже 3-й год верой и правдой).
По всем рассчетам для 6гд-2 необходим ЗЯ 80-100 литров, а у родных ящиков 40 литров . Вот и сделал фазовокогерентный корпус (a la Thiel), без параллельных стенок на 80 литров. НЧ и СЧ фильтры 1-го порядка. Намотал дроссель с воздушным сердечником из толстого медного провода с сопрот 0,4-0,5 ом. Частоты среза 360 Гц – специально снизил с 500 (как у родных) для «правильной фазы» и согласования с СЧ. 3ГД-1 через МБГО. ВЧ фильтр «3-го» порядка – через 1мкф от СЧ динамика.
Про звук. Это земля и небо по сравнению с родным оформлением. Бас – наконец-то ДОСТАТОЧНЫЙ на линейке, бархатный, не затянутый, нефазоинверторный. Контрабас звучит - просто полный улет. Наверное помогает с «атакой» фазокогерентная конструкция.
3ГД-1 от 360Гц - max запели во весь голос! Труба, сакс, вокал – ну очень хорошо, натурально, ЭМОЦИОНАЛЬНО. По вечерам Sandoval, H Person «вовлекают», особенно под коньячок , как никогда.
ВЧ - не самая сильная сторона этих колонок. Но для дачи сойдет.
Джаз и классика звучат супер. Pink Floyd и Queen - тоже очень не плохо. Хуже с электронной «синтетической» музыкой.
Т.е. кому нужны недорогие, эмоциональные, с высоким музыкальным разрешением на середине и верхнем басе колонки для лампового уся 5 -10 Вт – очень рекомендую.
Для amatti73
Кстати, мои колонки были сделаны задолго до появления вашего поста 289, но некоторые идеи по переделке акустики совпали. За единомышленников !
А крепление динамика НЧ снаружи не влияет на звук?6гд-2 и 5гд-3,крепятся изнутри,ведь были же какие то расчёты.Есть статьи,в которых пишут что при креплении динамика изнутри, на звук влияет даже диаметр отверстия,он может закрывать диффузор даже на 5мм.Даже под определённым углом,по всей толщине передней панели,снимают фаску в отверстии,как бы рупор.Лично мне не понравилось звучание 6ГД-2 и 5ГД-3,при эксперименте крепления снаружи.Вернул всё назад,крепление изнутри.
To koma693
Не сравнивал в данном изделии, поэтому точно не скажу.
Но! ИМХО, задумка данной конструкции была именно переместить "рупор" внутрь колонки, расположить динамики по вертикали и согласовать их фазы, максимально приблизить оси динамиков друг к другу, снизить частоту раздела полос с на слух заметных 500Гц (вокал, труба) до хотя бы 360Гц. Все это для лучшей согласованности сч-нч. Ведь фильтр только 1-го порядка, те 6ГД-2 выдает еще много середины. Хоть срез начинается с 360 Гц, но всего - 6 dB на 720 Гц (на октаву).
Думаю все это оказало на звук большее влияние, чем отражение от внутренних краев передней стенки.
Толщина передней стенки всего 16мм (ДСП). Как видно из фото она не достает до края внутреннего отверстия 6ГД-2. Так что влияние на звук должно быть минимальным.
(18-07-2012 08:26)koma693 писал(а): А крепление динамика НЧ снаружи не влияет на звук?6гд-2 и 5гд-3,крепятся изнутри,ведь были же какие то расчёты.Есть статьи,в которых пишут что при креплении динамика изнутри, на звук влияет даже диаметр отверстия,он может закрывать диффузор даже на 5мм.Даже под определённым углом,по всей толщине передней панели,снимают фаску в отверстии,как бы рупор.Лично мне не понравилось звучание 6ГД-2 и 5ГД-3,при эксперименте крепления снаружи.Вернул всё назад,крепление изнутри.
Обычно наоборот пишут, что снаружи типа лучше, а в чём заключалась "хужесть " звука креплением снаружи ?
Белеет мой парус такой одинокий На фоне стальных кораблей.
Если динамик предназначен для крепления снаружи,значит лучше.Корзина с внутренней стороны,в месте соприкосновения с передней панелью прямая линия,а не бугром для хорошего соприкосновения.По корзине видно для какого крепления динамик.Для внутреннего крепления,у корзины,наружные борты маленькие или меньше толщины наклеенных демпфирующих прокладок(бумага или резина) сверху подвеса.Для наружного крепления,у корзины,наружные борты большие или их нет вообще,подвес без наклеенных прокладок.
Низ стал ватным,ход диффузора увеличился,уменьшилась звуковая отдача-диффузор болтается как лист на ветру.Я видел динамик Нч(компрессионный) в работе,так у него звуковая отдача такая ,что диффузор практически не двигается,но низ
Я не спорю, что симфониевские динамики предназначены для крепления внутрь передней панели. Но прикрепил снаружи по вышеописанным причинам.
У меня 6 ГД-2 закреплены через тонкую пористую резинку, но достаточно жестко. После прижатия толщина резинки 1-2 мм. Низ не ватный.
А если сравнить низ в новом корпусе и в родном, то в новом намного лучше.
Тем более я уверен, что крепеж динамиков снаружи передней панели улучшил их согласование в сч диапазоне, снизил отражения от кромки передней панели.
Опишите подробнее Ваш эксперимент крепления 6 ГД-2. Какой был корпус, толщина передней стенки, что прокладывали?
Для эксперимента были корпуса Эстонии,передняя стенка-20мм,Симфония,передняя стенка-10мм,Bang & Olufsen Beovox S - 75,передняя стенка-18мм,35АС-1,передняя стенка 25мм.Прокладки пенополиэтилен.
Скажу как на духу...
Сделал из них 2-х полоску.
Оставил 6гд-2 и 1гд-3 раздел на 4-5кГц. НЧ - вообще без фильтра на средних на собственном затухании умолкает, при этом всплесков на АЧХ нет на этих частотах.
Работает от УНЧ Симифония-003 в таком исполнении. Выходное сопротивление 8.2 Ома.
Задней стенки нет. Перегородку внутри тоже убрал полностью - получил классический ОЯ. Резонанс 6гд-2 32 и 33 Гц.
Поскольку на даче измерительного микрофона нет, измерял Шумомером в 1/3 октавных полосах.
Есть небольшой спад по отдаче (около 2 дБ) на частотах от 50 до 150 Гц ( наверное из за высокого выходного сопротивления). Зато нижний БАС 25-30-40Гц просто супер. Без катушки индуктивности в кроссовере - 6гд-2 прекрасно звучит. Атака и рельеф идеальные можно сказать.
1гд-3 поставил поближе к 6гд-2.
Вот схема УНЧа - переделал БП и разделил каналы по питанию. Полоса по "0дБ" 20-45000 Гц. Только на 20 Гц чуть корежит синус от недостатка индуктивности первички.
Вот переделка БП. Все диоды в выпрямительных мостах и электролитические конденсаторы шунтированы емкостями пленочными 0.1мкФ. На схеме из за отсутствия места не показаны (на фото видно...).
На сегодняшний день могу констатировать ФАКТ - нужно просто сделать щит хотя бы 1мх1м и поставить туда только 6гд-2 и 1гд-3, ну и простенький фильтр на ВЧ и ВСЕ ! Звук превосходный - рекомендую. Поверьте , есть с чем сравивать...
(18-06-2012 22:34)amatti73 писал(а): 5. Драйверно-фазоинверторную лампу 6н2п заменнил на 6н1п.
6. Сделал смещение фиксированное (батарейка -1.5 В в сетку), убрал ОС. Изменения в звуке радикальные - появился глубокий БАС !!! Увеличил выходную мощность 2х8 Ватт (по заводу 2х4).
7. Между катодами выходных ламп врезал подстроечник на 6.8 Ом в каждом канале - для балансировки тока покоя между плечами двухтакта. Резистор который потом на землю идет (автосмещения) уменьшил до 75 Ом, но можно и еще меньше. По заводу было смещение 7.8 Вольт и ток катода общий порядка 60 мА и на каждую лампу по 30 мА - крайне мало - поэтому они и работали десятилетиями - очень щадящий режим ламп !!! После замены резистора смещение стало 6.3 В и ток катода каждой лампы примерно 43-45 мА - как раз почти..
5. режим работы 6н1п при аноде 43 вольта и смещении 1,5 не то что "на клюшке", а "ниже плинтуса".
5.1. фазоинверсный каскад с разделенной нагрузкой это гэ... тем более с получившейся рабочей точкой.
6. фиксированное смещение лучше таки в катод светодиодом.
7. вы описали переход из режима АВ в режим А. при вылете одной из ламп весь ток пойдет на вторую и быстренько её прибъёт.
(28-08-2012 14:25)AntonZP писал(а): 5. режим работы 6н1п при аноде 43 вольта и смещении 1,5 не то что "на клюшке", а "ниже плинтуса".
5.1. фазоинверсный каскад с разделенной нагрузкой это гэ... тем более с получившейся рабочей точкой.
6. фиксированное смещение лучше таки в катод светодиодом.
7. вы описали переход из режима АВ в режим А. при вылете одной из ламп весь ток пойдет на вторую и быстренько её прибъёт.
Антон - чуть больше внимания.
5. Той схемы на 6н1п давно НЕТ, как и нет просадки по питанию. Или Вы мой предыдущий пост проигнорировали? Я потому ВСЕ и переделал, т.к. очень серьезная просадка питания была. Да и параллельно высвободил место под СТЕРЕОДЕКОДЕР ламповый.
6. Фиксированное смещение во всяком случае однозначно лучше, чем автоматическое. Ну а как его реализовывать - личное дело каждого, я так думаю. Кроме того очень было бы любопытно провести нам с Вами "слепой тест" (благо живем в 80км друг от друга...) - Вашего смещения в катод и моего стандартного батарейка в сетке. Сможете ли Вы или я отличить где что играет?
7. Да, я жестко перевел режим работы в класс "А". Получил лучше звук. Ресурс у 6п14п мама не горюй. Ну а даже если крякнет одна и даже возможно за ней и другая - так НИЧЕГО СТРАШНОГО НЕ ВИЖУ - 20грн. расходов и у Вас 2 новые лампочки в наличии. При ежедневном использовании УНЧ - лет на 5-8 точно хватит.
(28-08-2012 14:34)amatti73 писал(а): Антон - чуть больше внимания.
5. Той схемы на 6н1п давно НЕТ...
нивапрос
(28-08-2012 14:34)amatti73 писал(а): - Вашего смещения в катод и моего стандартного батарейка в сетке. Сможете ли Вы или я отличить где что играет?
лежит такой комплект папе на дачу, вот думаю переделывать или и так сойдет?
в любом случае инспектировать батарейки даже раз в два года мне лень и не всегда удобно
(28-08-2012 14:51)AntonZP писал(а): лежит такой комплект папе на дачу, вот думаю переделывать или и так сойдет?
в любом случае инспектировать батарейки даже раз в два года мне лень и не всегда удобно
Антон - обязательно переделайте! Вам раз плюнуть.
Бог с ним со смещением, главное сделайте не поленитесь, и акустику 2-х полосную - вовсе не узнаете ни УНЧ ни акустику от нее, с родным вариантом даже и не сравнить! Да и наплюйте на высокое выходное 8 Ом...Дины в щит и вся любовь - ПАПА будет доволен. Я уверен!
По поводу батареек - я их применяю не от часов, а типоразмер АА обычно производство GP - они ОЕМ поставщики для многих брендов. Покупаю одинарный контейнер (на каждый канал свой) с проводками под АА и приклеиваю где-нибудь на шасси в легкодоступном месте - чтоб не крышку всю снимать. Короче - никаких проблем с ревизией и обслуживанием НЕТ !