Итак представляю один из самых долгостройных (начало было заложено в 2007г) и ожидаемых проектов groove - однотактные моноблоки на ГМ70
Основная особенность - применение схемотехники, которая является компиляцией однотактной и балансной идеологий, что позволило максимально совместить достоинства каждой и получить максимально реалистичный звук.
Для интересующихся - несмотря на то, что девайс имеет балансный вход и выход, технически он является классически однотактным в полной мере. Это важно, тк довелось решать массу задач связанных с укрощением исконных проблем SE выходного каскада, другими словами - необходимо было одноногого спринтера научить бегать стометровку с чемпионским результатом.
Для затравки основные ТТХ:
Номинальная выходная мощность - 33Вт, 3%, 6Ом
Максимальная мощность - 42Вт
Полоса частот 8Гц - 65кГц (-3дБ)
Неравномерность в полосе 20Гц - 20кц менее 1дБ.
Выходное сопротивление - 0,8 Ом
Входное сопротивление (XLR) - 11кОм
Входная чувствительность - 0,8 В RMS
С\Ш - 80дБ
Вышеприведенные данные, являются условными, тк здесь представлена определенная реализация концепта, который позволяет строить SE УМ на ГМ70 до 50Вт и более 100вт на ГУ80 и ГУ48.
Основа идеологии была заложена мной в 2007г и освещена в дипломном проекте по специальности "Радиофизика и Электроника".
Основные постулаты схемотехники представленного девайса:
1) выходной каскад мощного однотактного усилителя должен работать в классе А2 (с токами сетки)
Естественно это касается исключительно ламп линейных в области положительных значений напряжения на управляющей сетке. Косвенно правильность подхода подтвеждает факт, что лучшие усилители современности от Кондо и Шушурина построены именно так.
2) выходной каскад должен питаться от стабилизированного источника питания. Основные работы по данному аспекту принадлежат Стародубцеву. Усилителей на ГМ70\211\845 со стабилизированным блоком питания на 850-950В среди фирменных изделий я не видел, поэтому можно это считать моим маленьким ноу-хау.
3) "ядро" однотактного усилителя мощность в обязательном порядке должно быть построено по "директ коуплед" идеологии. По сути это УПТ. Кроме того, обязательно допустить возможность захода в А2 не только выходного каскада, но и драйверных. Первенство по данному пункту (без работы в А2) принадлежит господину Полисоису. Моя интерпретация - дополненная и расширенная.
Соблюдение этих базовых пунктов позволяет построить очень неплохой девайс, но далекий от необходимого мне уровня...
Остается еще пара пунктов, позволяющих сочленить однотактное ядро с балансной обвязкой, что позволило выжать максимум драйва и подобрать "раздутость" SE каскада...
Но о них в следующей части статьи...
На фото - моноблоки "Obsidia" с предом "Trinity" работающие в моей системе.
ПС: собственно зачем я все так детально расписываю - данные девайсы идеологически, схемотехнически и по музыкальным качествам являются полной противоположностью небезизвестных усилителей на ГУ48. Для меня очень важно понимание шановной аудиторией данного вопроса.
Виталий,прими поздравления по поводу окончания проэкта,на ГМ-70!
Не всем удается:"сказал.....сделал!"
Вижу твою любимую лампу 6С33С,...так надо,или ...так лучше!
Может есть возможность фото посветлее,....или так надо?
Понимание сводится к одному - играет или нет, как итог.
Лично для меня АННА - пока что единственный ламповый усилитель, который мне понравился по звуку.
Если твой заиграет не хуже - низкий поклон, респект и уважуха!
А сказать это можно будет только после прослушки.
Но для корректного сравнения усилителей их нужно слушать на одном тракте в одном помещении.
У меня есть свой звук, с блэкджеком и шлюхами!
Если ты вызываешь дождь, будь готов промочить ноги.
(23-01-2013 06:31)SVS писал(а): Есть вопросы, но подождем следующие части.
Приветствую! Уверен, вы вспомнили нашу переписку двух летней давности относительно 811. Я еще тогда говорил, что пришел к аналогичному, как для правых ламп решению, применительно к ГМ70.
Расчетный пик на сетке +40В, при этом потребляемый ток всего 14ма.
ПС: собственно зачем я все так детально расписываю - данные девайсы идеологически, схемотехнически и по музыкальным качествам являются полной противоположностью небезизвестных усилителей на ГУ48. Для меня очень важно понимание шановной аудиторией данного вопроса.
(23-01-2013 06:51)шум писал(а): А в выходном каскаде есть ООС ?
ООС есть внутри самого баллона ГМ70 (как и в любом триоде), что позволяет лампе быть линейной и обладать ВАХ апроксимированно квадратичного типа. Что касается схемы - в вых каскаде присутствует местная токовая ООС (как и в большинстве схем с симметричной привязкой накала к gnd).
(23-01-2013 12:17)шум писал(а):
(23-01-2013 08:24)Сергей из Харькова писал(а): Стабилизация питания выходного однотактного каскада - правильное решение
Респект,Виталик!
Если уж дизинг Шушурина, то можно и дальше придерживаться той же концепции.
Не совсем так. Концепт совершенно противоположный. Девайсы Шушурина и Кондо имеют емкостную связь на высоком сигнале раскачки. Для меня это не приемлимо. Это принципиальное отличие.
(23-01-2013 14:01)groove писал(а): Приветствую! Уверен, вы вспомнили нашу переписку двух летней давности относительно 811. Я еще тогда говорил, что пришел к аналогичному, как для правых ламп решению, применительно к ГМ70.
Расчетный пик на сетке +40В, при этом потребляемый ток всего 14ма.
Привет! Было дело.
Сильноточный драйвер для звука всегда благо, по-моему, даже без сеточных токов. И запас желательно иметь побольше, для 811 с пиками +60В и потреблением ок. 20 мА очень хороша 6С19П. Интересно что здесь используется?
(23-01-2013 13:01)VAK писал(а): Виталий,прими поздравления по поводу окончания проэкта,на ГМ-70!
Не всем удается:"сказал.....сделал!"
Вижу твою любимую лампу 6С33С,...так надо,или ...так лучше!
Может есть возможность фото посветлее,....или так надо?
Cпасибо за комплимант
6С33С-В в усилителе совсем не случайность, скорее закономерность если хочешь получить быстрый, плотный саунд без намека на компрессию и "пердящий бас" - без нее родимой никак
Фото сча загружу.
(23-01-2013 14:02)kissa151 писал(а): ПС: собственно зачем я все так детально расписываю - данные девайсы идеологически, схемотехнически и по музыкальным качествам являются полной противоположностью небезизвестных усилителей на ГУ48. Для меня очень важно понимание шановной аудиторией данного вопроса.
Виталий,а как понять эту фразу?
Так и понимать.
классический раздуто-стадионный звук крупных прямонакалов типа ГМ70, ГК71,211, 845, ГУ48 (в осоенности) я всеми силами пытаюсь сделать быстрым, плотным, естественным, с РЕАЛЬНЫМИ размерами инструментов. Для меня на первом месте натуральность звучания.
Что бы понять о чем я необходимо пожить с СЕ на 6С4С, 2А3, 300В... все станет ясно.
Именно поэтому применена довольно сложная схемотехника с массой ньюансов и маленьких ноу-хау.
(23-01-2013 14:27)Serh писал(а): Очень хорошо. А что-то помощнее? Ватт на 150 можно?
А 6с33с в схеме применена как стабилизатор питания или для раскачки ГМ-70?
Вот уж эти маньяки
конечно можно.
К примеру, применив два описанных выше однотактных ядра можно построить полностью балансный однотакт на ГМ70 с макс мощностью под 90Вт.
Если мало, предложенная топология, реализованная на ГУ81М или ГУ48 позволит получить до 150вт мощности в однотактном каскаде, правда режим приближается к предельному, лучше снимать порядка 110-120Вт. Кстати, вопрос с вых трансформаторами для подоных проектов (помнишь я тее рассказывал) мои американские партнеры сдвинули в положительную сторону. Делают. Трансформатором, изготовленным ими под ГМ70 я просто космически доволен.
(23-01-2013 14:01)groove писал(а): Приветствую! Уверен, вы вспомнили нашу переписку двух летней давности относительно 811. Я еще тогда говорил, что пришел к аналогичному, как для правых ламп решению, применительно к ГМ70.
Расчетный пик на сетке +40В, при этом потребляемый ток всего 14ма.
Привет! Было дело.
С ильноточный драйвер для звука всегда благо, по-моему, даже без сеточных токов. И запас желательно иметь побольше, для 811 с пиками +60В и потреблением ок. 20 мА очень хороша 6С19П. Интересно что здесь используется?
Ну, для 811, я использовал 6L6, EL34, 6Н13С 19 - слабовата
В данном концепте к токовому драйверу предъявляются следующие требования:
1) Рабочее напряжение 320-400В
3) Отдаваемый ток 12-14мА
4) Минимальное рабочее смещение (-10-15В), а лучше положительное (+3,5В) у мос-фет.
Последний пункт крайне важен, тк при непосредственной связи Ucм токового драйвера определяет снижение номинального анодного напряжения УН. 6С19С тут не проходит.
Оптимальны три варианта:
1) несколько триодов 6Н6П
2) 6Н14П (EL84)
3) высоковольтные мосфет от Тошиба - отличный выбор.
В данной реализации применены триоды 6Н6П. Мой выбор на слух.
При других требованиях к звуку СЕ на ГМ70 я применю остальные решения.
(23-01-2013 18:53)M A X писал(а): В "производство" пойдет или еще нет?
Девайс вылизан и готов к мелкосерийному производству. Единственно американский партнер пару вых трансов изготавливает на заказ три месяца. Запущу еще несколько пар, если будут желающие.
От предыдущего поста чуею без баяна! Играет как Марк Левинсон, Крелл, Просид и Онгаку в роликах с Ютюба! Так зачем платить больше?!
А если серьезно, хочу упасть к Петру на хвост и послушать. После Ужгорода интересно.
У меня есть свой звук, с блэкджеком и шлюхами!
Если ты вызываешь дождь, будь готов промочить ноги.