(21-07-2013 21:22)radist08 писал(а): севдо.
Сравните луч саба с выхлопом вниз, который трясет всю окужающую среду.
И сравните луч стандартного свернутого рупора.
Есть разница?
(22-07-2013 08:08)muztank писал(а): Пока вы не начнете рассматривать саму прорисовку помещения,будете топтаться только в горизонтальной плоскости...
Верх-низ вполне себе слышен на системах с высоким разрешением ,когда может вестись речь о воссоздании акустического поля,присутсвовавшего при записи...Воссоздается высотная координата по отраженным сигналам малой амплитуды.
Если аппеллируете-значит просто не слышали еще...
А на деле на многих записях очень даже слышно.Особенно "двухмикрофонных"...А там то никто в то время не игрался DSP процессорами...
Скажу даже больше - "верх/низ" слышно без всяких супер систем "высокого разрешения". Из первого что пришло в голову - когда поют Элла и Луи отчетливо слышно что ее голос ниже (сидит за роялем), а его выше (стоит рядом). На записи где играет гитарист и исполняют чечетку слышно что удары каблуками явно ниже места, где играет гитара.
В записях, при желании и соответствующем воображении - можно услышать все, что угодно.
К сожалению вопрос иллюзий двух каналов поднимается на форуме довольно часто и оказывается, что уроки геометрии многие позабыли.
Из двух каналов - можно получить только координаты точки на плоскости. Это элементарно и написано во всех учебниках по акустике.
Каналов вверх и вниз там нет и быть не может в принципе.
Сейчас во всем мире активно ведутся работы по пространственному аудио. Для записи информации по высоте нужно очень много каналов и много микрофонов.
По этой ссылке желающие могут прочитать, как пишутся каналы по высоте: http://prosound.ixbt.com/events/aes134.shtml
На этих фото можно увидеть систему микрофонов и громкоговорителей для записи пространственного аудио:
(25-07-2013 00:55)radist08 писал(а): Каналов вверх и вниз там нет и быть не может в принципе.
Где Вы были, когда обсуждали бинауральный 3D? (ветка по моему называлась "пространственность или вовлечённость" )
Найдите в ней ссылку на 3D треки, к примеру "Комарик на природе" и прослушайте в наушниках. Вы поймёте, что ошибались.
У человека два уха и слышит он во всех плоскостях ими.
(22-07-2013 08:54)yuri_kov писал(а): Скажу даже больше - "верх/низ" слышно без всяких супер систем "высокого разрешения". Из первого что пришло в голову - когда поют Элла и Луи отчетливо слышно что ее голос ниже (сидит за роялем), а его выше (стоит рядом). На записи где играет гитарист и исполняют чечетку слышно что удары каблуками явно ниже места, где играет гитара.
Из двух каналов - можно получить только координаты точки на плоскости. Это элементарно и написано во всех учебниках по акустике.
Каналов вверх и вниз там нет и быть не может в принципе.
Про каналы, координаты и учебники по акустике это не ко мне, я слушаю музыку ушами и совершенно отчетливо различаю расположение КИЗ по высоте. Если мнение, изложенное в учебниках, противоречит тому что я слышу своими ушами, то грош-цена этим учебникам.
(25-07-2013 01:19)serpens писал(а): Радист08, у меня был шок, когда я на двух шириках услышал сцену по вертикали. Я не верил, но слышал.
как это?
помимо ширины есть такое понятие как высота сцены
еще есть глубина, только глубина не в басах а в в метрах, когда тыльная стена за АС исчезает и сцена выходит за геометрические размеры комнаты
в этом и заключается трехмерность рисуемых образов
если звук "сидит в колонках" типа "левый-правый-стерео" то в данной консерватории нужно срочно что либо менять
Анекдот.
В секретных лабораториях создается новый человек, с восемью ушами, для прослушивания звука в формате 7.1.
Восьмое ухо для саба находится в... ну знаете где
." Серпенс" по видимому имел ввиду соответствие высоты КИЗ на звуковой картинке . например местоположение тех же голосовых соответствующих примерно высоте установленного микрофона. Частенько при прослушивании тарелки , трубы , саксы располагются на звуковой картинке выше звучания голосовых. Что не соответствут не только моменту записи, а вообще здравому смыслу . К сожалению большинство акустики по видимому еще долго будут "поливать " сверху слушателя. Правильно через 40мин начинает болеть голова, мозги просто отказываются соглашаться с несоответствием. Конструктивно это управляемый момент, но к сожалению многие компании себя этим не напрягают.
Еще раз уточню-пространственное расположение рисуемого образа:
-имеет только две координаты на плоскости,если рассматривать только основной сигнал.Обусловлено фазовым сравнительным анализом
-имеет 3 координаты,когда в дело вступают сигналы малых амплитуд ревебрационного толка.Т.е. на основе отраженных сигналов,записанных в студии.Причем для такой прорисовки нужна просто хорошая запись,а не многоканальная,которая хорошего качества уже и не даст,вследствие многократных фазовых рассогласований каналов.
Я имел в виду то, что в одной записи интрументы и виртуальный солист располагаются на разной высоте. А также в разных записях сцена по высоте может быть опущена или приподнята или располагаться на уровне динамиков.
Колонок при воспроизведении нет вообще. А глубины практически нет из-за близости к стене. В другой комнате сцена была во многих метрах за колонками. Это выносит мозг, когда видишь колонки, и "видишь", где играет музыка.
У меня есть свой звук, с блэкджеком и шлюхами!
Если ты вызываешь дождь, будь готов промочить ноги.
По моим наблюдениям на локализацию виртуальных образов на звуковой сцене
(в том числе и по высоте) влияет множество факторов, начиная от содержания самой записи на носителе, до качества акустической среды в комнате, включая особенности звукопередачи различными аудио компонентами системы и вариантами конструкции АС.
Конкретно в моей системе, например, замена усилителя Naim Nait 5i на два разных винтажных Marantz 1020 и 1080 сильно "обрезала" локализацию по высоте - до уровня верхней стенки АС. Такой же, но гораздо менее выраженный эффект имел место при прослушивании Aura.
Замена АС Epos M22 на студийные мониторы JBL4311 не очень сильно, но также ограничила этот параметр (хотя, это ещё может быть обусловлено нестандартным, нижним расположением СЧ/ВЧ динамиков - под вуфером).
Интересно то, что лучше или хуже записанные CD, а также замены кабелей на высоту локализации разительного эффекта не оказывали.
Что касается глубины сцены. Даже на "свечках" достичь объёмности звуковой сцены, то есть, её глубины при близком размещении АС к фронтальной стене мне так и не удалось.
Ну, и по теме "ветки" - конечно же, особенности конструкции самих АС. На настоящий момент убеждён, что ВЧ и СЧ динамики обязательно должны располагаться в верхней и, как можно более узкой части корпуса АС (не шире примерно 25 см.) В противном случае получить образную "воздушную" звуковую сцену практически невозможно.
Но это всего лишь моё личное мнение .
(22-07-2013 08:54)yuri_kov писал(а): Скажу даже больше - "верх/низ" слышно без всяких супер систем "высокого разрешения". Из первого что пришло в голову - когда поют Элла и Луи отчетливо слышно что ее голос ниже (сидит за роялем), а его выше (стоит рядом). На записи где играет гитарист и исполняют чечетку слышно что удары каблуками явно ниже места, где играет гитара.
Из двух каналов - можно получить только координаты точки на плоскости. Это элементарно и написано во всех учебниках по акустике.
а вот учебник по математике (которая является гараздо более точной наукой) утвеждает что для получения N-мерного пространсва достаточно N-1 уравнений. тобишь для получения 3D достаточно два независимых канала.
http://ru.wikipedia.org/wiki/N-мерная_ев..._геометрия Аналитическое описание гиперплоскости
Из аналитической геометрии известно, что прямая в 2-пространстве и плоскость в 3-пространстве задаются одним линейным уравнением, а прямая в 3-пространстве — системой двух линейных уравнений. Можно показать, что в пространстве размерности N имеет место аналогичная ситуация — подпространство размерности k задаётся системой N–k линейных уравнений
Что , собсно, мы и слышим в моно, когда есть эшелонирование в глубину.
А в общем, хотелось бы поговорить о Звуке с точки зрения неэвклидовой геометрии.
Если говорить о типах акустического оформления, то одна из лучших АС что довелось слушать - без оформения. НЧ Суправокс 15", лоутер сч и вч Бейма-хейла TPL150 со снятым корпусом. Все диполь, просто на небольших щитах.
Как нч вариант -акустик елеганс 15",специальный динамик для ОА- у него больше баса, но у суправокса звук тонше как-то.
Недостаток- качественные динамики, что могут практически без оформления, имеют большую цену.И большие габариты на нч.
У меня все эти игры с пространством начялись давно, когда появилась запись: MAGIC EAR - A passage To India. Разные знакомые удивлялись... но реально голос поющего за вашей спиной. Причем не зависимо от комнаты. Разница была, но эффект прослушивался четко. А вот на "неправильных" колонках такого эффекта не было. Там еще много всяких звуков пролетающих мимо вас с лева и права, звучащих над вами и где-то вдали. Таких записей не очень много, но они есть. И мне все равно, что пишут учебники - люди еще не научились (понятия даже не имеют) измерять всякое разное. А по поводу болит голова и уши - это все гармоники, гадкое сведение и т.д. Причем бывает запись с явными искажениями, но ее слушаеш и ничего не болит. А другую две минуты и в ушах бананы...
С тем что с помощью двух каналов можно создать трехмерную картину я полностью согласен (взять к примеру 3Д кино), но чтоб за спиной что либо пело при двух каналах это же полнейший абсурд. Звуковая картина не может выходить за плоскость расстановки АС, в глубину да сколько угодно, но не ближе нежели плоскость стереобазы. С наушниками ситуация несколько иная, там эта плоскость проходит через голову слушателя.
Срочно меняю электропрогрыватель на электровыигрыватель!!!
(25-07-2013 18:37)roziskulov писал(а): С тем что с помощью двух каналов можно создать трехмерную картину я полностью согласен (взять к примеру 3Д кино), но чтоб за спиной что либо пело при двух каналах это же полнейший абсурд. Звуковая картина не может выходить за плоскость расстановки АС, в глубину да сколько угодно, но не ближе нежели плоскость стереобазы. С наушниками ситуация несколько иная, там эта плоскость проходит через голову слушателя.
Уверяю Вас, что Вы заблуждаетесь... Это слышали самые обычные люди, не меломаны. И даже на не дорогой аппаратуре (порой даже при перезаписи на кассету). И мне искренне жаль, что у Вас такого нет. Но может у Вас просто нет таких записей. Или же надо смотреть все в комплексе - вплоть до фазировок аппаратов. У себя переворачиваю вилку - много чего интересного пропадает... С наушниками (с хорошими) ситуация почти та же - они должны показывать обьем помещения и расставлять все по своим местам.