Добрый день уважаемые аудиофилы всех категорий, начиная от любителей и заканчивая уровнем Super Nano Extra Pro)))
Хочу поделиться своим путем в получении звука который, по моему мнению, является настоящим HI ENDом.
Пол года назад я создавал тему о поиске акустики для вокала и джаза. И наконец-то она найдена!!!
Путь Hi-Fi началcя в далеком 2010 году когда я приобрел себе акусику yamaha ns -777, которые играл как для начала хорошо, но чувствовалось что это начальная ступень в мире звука.
Потому 2017 году я купил Monitor Audio GR20 и сразу почувствовал прибавку в звуке в виде большей детальности всего спектра и более роскошного баса. Это при том что я подсоединил их к тем же самым компонентам что и yamaha ns-777. Этот факт дал мне основание полагать что акустика играет наибольшую роль в воспроизведении звука.
Далее я познакомился с прекраснейшим человеком, настоящим аудиофилом - Александром Николаевичем ( https://hi-fi-forum.net/profile/2592 ), который взяв меня за руку повел меня в мир Рупорной акустики.
Я перечитал 1000 форумов и статей на тему рупорного звука.
Прочитав все это изначально меня отпугивали высказывание о том что рупора красят звук, звук не живой, звук как из трубы, рупор искажает звук, что это прошлый век, что это не для всех жанров музыки, что не всем подходит, что нужно большое помещение чтобы рупор играл и так далее и так далее.
Но взвесив все за и против, доверившись словам Александра Николаевича, я решил рискнуть и окунуться в рупорный звук. И не ошибся!
Так, в прошлом году один человек взялся реализовать грандиозный проект рупорной акустики Японского аудиоинженера Yuichi Arai. Имя этого человека, не побоюсь этого слова, ВЕЛИКОГО мастера и просто хорошего наставника, я специально не буду разглашать чтобы аудитория не подумала о том что я пытаюсь кого-то разрекламировать или что-то продавать!
И так все началось с подбора материала для корпусов и рупоров. Было решено НЧ секцию строить из листов толстого 30 мм МДФ, покрытого хорошим шпоном дерева Эбони, окрашеного в не менее 20 слоев лака для придания акустике надлежащего вида.
Был взят 15 дюймовый динамик фирмы GAUSS 5831 (чувствительность 97 дб, диапазон он 35 до 3000 гц) который имеет признанный аудиофилами магнитную систему Alnico. Достать его было очень проблематично, так как данный динамик уже давно не производится и сразу улетает с продаж если появляется на аукционах в Японии или на Эбее.
Вес НЧ секции получился около 90 кг + динамики по 13 кг. Общий вес одной НЧ секции перевалил сотку!!! Объем получился около 250 листров что идеально для динамика такого размера.
Покрас осуществлялся послойно с последующей шлифовкой и ожиданием высыхания предыдущего слоя не менее недели!
СЧ/ВЧ диапазон доверили воспроизводить компрессионному драйверу американской фирмы Radian-850PB 16 ом (чувствительность 113 дб, диапазон 500-20 000 гц), нагруженный на рупор ручной работы А-290, аналог TAD-4001. Данный рупор в силу своей конструкции способен без искажений воспроизводить диапазон от 300 до 20 000 гц.
Рупор, как и корпус НЧ секции были построены четко в соответствии с оригинальными чертежами Yuichi Arai. Кстати до сих пор не понимаю людей которые строят системы наугад в гараже, без чертежей именитых фирм или инженеров, основываясь только на слух и свое мнение.
Средняя чувствительность системы получилась около 98 дб.
Разделение полос проведено кроссовером 3 порядка (18 дб/октаву) на частоте 800 гц. Были опасения что нагружать НЧ динамик до 800 гц плохо скажется на звуке и о том что один драйвер Radian-850PB не сможет перекрыть диапазон от 800 до 20 000 гц. Но эти опасения отпали после первого включения системы. Забегая вперед скажу что мысли о создании отдельной третей полосы для воспроизведения ВЧ пропали сразу! Драйвер Radian-850PB спокойно справляется с высокими частотами и способен самостоятельно тянуть диапазон от 800 до 20к гц! Тем более что в системе только одна сшивка полос.
Ну теперь дошли до включения системы!
Первое что поразило это открытость и масштабность звука. Как будто с колонок сняли одеяло и они стали играть легко и непринужденно. Я переживал что СЧ/ВЧ рупор не сможет выдать достойные ВЧ, но бубенчики и другие ВЧ звуки оказались детальны и высоки.
Ну теперь излюбленная тема, для чего в принципе и строилась эта система - вокал. Он получился настолько реалистичен что аж мурашки по коже. Вокалист в центре, тембр голоса правильный, слышны малейшие вдохи-выдохи исполнителя. Рупорного окраса нет!
НЧ не такие что шевелят диван (как никак тканевый подвес и диффузор бумага). Но они быстрые, хлесткие и на столько правдивые, что когда в композиции палочка попадает по барабану начинаешь искать барабанщика в комнате))) Раньше барабан не был так реалистичен. У меня усилитель пока что не для этих колок – Primare 30.5. Думаю его замена добавит немного баса. Ну и плюс общий прогрев улучшит ситуацию. Хотя и сейчас бас на высоте. Я слышу бас а не гул.
В общем вывод такой что я впервые на пути своего «аудиофильства» понял что я больше не хочу ничего искать. Нужный звук найден!!! Я никогда не думал что я дойду до рупоров и именно они меня заденут. Но очень рад что благодаря наставникам я оказался в этой «секте», рупороводы поймут))))
За время изучения рупорного звука, построения системы, прослушивания своей системы и других рупорных систем я для себя сделал ряд выводов которые могут помочь Вам подтвердить или опровергнуть некоторые доводы: 1. Рупорная акустика – рупорной акустике рознь, не каждая акустика играет одинаково!
2. Не в каждой рупорной акустике отсутствует «рупорный окрас», важную роль играет драйвер и исполнение рупора!
3. Ни одна из прослушанных мной «Столбиковых» акустик не была способна создать звуковое давление как на концерте сопоставимое с рупорной акустикой!
4. Не кабеля, не цапы, не преды, не усилки, не сетевики так сильно не меняет звук в лучшую сторону как смена самой акустики, особенно на рупорную! Хотя безусловно вносят свои коррективы.
5. Рупорная акустика менее требовательна к акустической обработке помещения. Рупора направленно доставляют звук к месту прослушивания, уменьшая тем самым переотражения по пути. Обычная акустика излучает звук по все стороны – отсюда куча проблем с акустикой комнаты!
6. Рупорная акустика из-за высокой чувствительности (от 97 дб.) способна передать больше мелочей и деталей в композиции!
7. Рупорная акустика из-за высокой чувствительности (от 97 дб.) способна раскачиваться усилителем меньшей мощности!
8. Чувствительность акустики 90 и 98 дб – это очень большая разница в в громкости почти в 4,5 раза. Соответственно меньше приходится накручивать громкость, как результат меньше искажений!
9. Компрессионный драйвер в рупорной акустике имеет в десятки раз меньше искажений чем обычные динамики!
10. Рупорная акустика лучше других передает воздух!
11. Рупорная акустика лучше других рисует образ инструментов и способна передать их реальный размер!
12. Бас на тканевых подвесах и бумажном диффузоре более правильный, но не такой басовитый как в «столбиковой» акустике!
Строго не судите по тексту за ошибки или неточности, но писал от души)) Все что написано это сугубо мое мнение о услышанном мной рупорном звуке.
Цель данной статьи привлечь внимание к варианту приобретения рупорной акустики любителей музыки, которые когда-то стояли как и я на перекрестке двух дорог и не знают куда идти дальше в мире аудио. Рупорная акустика поистине восхитительна. Знаю одно, что к «Столбиковой» акустике я никогда не вернусь – это точно ))))
Так что представляю Вашему вниманию систему моей мечты, которая была воплощена и построена на протяжении долгих 6 месяцев.
[/align]
(16-05-2018 19:26)vl27 писал(а): аааа
Ви фільтр самі розраховували чи брали готове рішення ?
Фильтр рассчитывал мастер. Но исключительно используя оригинальные чертежи фильтра под этот рупор и под этот басовик, чтобы потом не получилось что звуковая сцена не в центре (добавил фото кроса)
(16-05-2018 19:09)artshop писал(а): ...рупор не для домашней АС...
В плане формы? Даже Ливинг Войс за 100 000 долларов используют такой рупор)))
(16-05-2018 19:51)vl27 писал(а): Рупор виготовляли в ручну ?
Так, звичайно, дуже багато часу пішло, щоб відтворити оригінальний розмір рупору. Такий рупор за бугром продають по ціні понад 2000$ і це лише за рупор без драйверів.
(16-05-2018 19:54)serjioxxx писал(а): Так, звичайно, дуже багато часу пішло, щоб відтворити оригінальний розмір рупору. Такий рупор за бугром продають по ціні понад 2000$ і це лише за рупор без драйверів.
(16-05-2018 19:09)artshop писал(а): ...рупор не для домашней АС...
Не пишіть дурниць !
ТС - плюсую за систему !
Ви ще не відмітили два дуже особливо важливих моменти рупорної акустики
( може пропустив - то вибачайте )
1. Емоційнійність - ні одна акустика не передає так ємоції , як рупорна
2 . Захопленність ( вовлеченность ) музичним матеріалом, що грає
Це теж коник рупора
Ну і на майбутьне - активний крос та лампи на кожну секцію
Тоді буде нірвана повна !!
(16-05-2018 19:57)artshop писал(а): Вот такой рупор для домашних АС получшее будет...
Может быть. Вариантов рупоров много. Но все нужно слушать. Этот рупор из натурального дерева, что исключает дрибезжание и вибрацию как в пластиковых или других.
(16-05-2018 20:00)mihail писал(а): Не пишіть дурниць !
ТС - плюсую за систему !
Ви ще не відмітили два дуже особливо важливих моменти рупорної акустики
( може пропустив - то вибачайте )
1. Емоційнійність - ні одна акустика не передає так ємоції , як рупорна
2 . Захопленність ( вовлеченность ) музичним матеріалом, що грає
Це теж коник рупора
Ну і на майбутьне - активний крос та лампи на кожну секцію
Тоді буде нірвана повна !!
Спасибо. Согласен с Вами на все 100%. Все сразу и не опишешь ))) Сейчас добавлю. +
Ще напишу - не для ТС - бо він це вже відчув
Коли слухаєш звичайну акустику зразу ж після рупорної
то дуже помітно виникає відчуття прісності - звичайна акустика грає собі та й грає ...
А рупорна це робить ємоційно , святково - голос Армстронга аж клекоче
і ти нутрощами відчуваєш що той день , про який він співає є дійсно ЧУДОВИЙ !
(16-05-2018 20:15)mihail писал(а): Ще напишу - не для ТС - бо він це вже відчув
Коли слухаєш звичайну акустику зразу ж після рупорної
то дуже помітно виникає відчуття прісності - звичайна акустика грає собі та й грає ...
А рупорна це робить ємоційно , святково - голос Армстронга аж клекоче
і ти нутрощами відчуваєш що той день , про який він співає є дійсно ЧУДОВИЙ !
Первое время когда начинал петь вокалист, пугался что ктото еще в комнате) настолько живо передает звук. На счет лампы тоже думаю, но я еще ниразу с лампой не слушал их. Им от роду всего то ннеделя))) за активные кросы тоже читал, ктото пишет что сумасшедший рост дает, ктото что активная фильтрация убивает живость.
(16-05-2018 17:32)serjioxxx писал(а): Так что представляю Вашему вниманию систему моей мечты, которая была воплощена и построена на протяжении долгих 6 месяцев.
Поздравляю! Красиво получилось.
А можно ли попасть к вам послушать? Очень интересно.