Hi-Fi Stereo на видеомагнитофоне. Кто-нибудь это изучал ?
Автор Сообщение
Alex.A Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Москва
Сообщений: 491
Репутация: 18
RE: Hi-Fi Stereo на видеомагнитофоне. Кто-нибудь это изучал ? / 13-02-2020 17:41
Я тут увидел ютуб-канал известного аудиоинженера и специалиста по магнитной записи Николая Евгеньевича Сухова, и задал ему в комментариях несколько вопросов по теме о Hi-Fi-stereo видеомагнитофонов. https://youtu.be/2mflC0lHJz4
Было интересно его мнение как специалиста: о качестве звука этого метода звукозаписи, и в сравнении с катушечниками. Вот оттуда его ответы, это интересно: в общем итоге Н.Сухов подтверждает что качество звука хорошего Hi-Fi-stereo видеомагнитофона на хорошей ленте примерно подобно катушечнику на скорости 38 см/с ( VHS HiFi лучше по отсутствию ПАМ-паразитной амплитудной модуляции звука, но чуть хуже по шумам), и очень подробно рассматривает принцип записи этих аппаратов:
Цитаты:
ALEX.A / Николай Евгеньевич, что вы думаете про такой отличный метод точной аналоговой звукозаписи на ленту, как в Hi-Fi stereo видеомагнитофонах VHS/SVHS , ( когда на ленту видеокассеты пишется Частотно-Модулированный звуковым сигналом ЧМ-сигнал несущей частоты, наклонно-строчным методом вращающимся барабаном с видео/аудиоголовками ) ?. --Ведь там при воспроизведении на обычных хороших Hi-Fi stereo-видеомагнитофонах достигается ровная АЧХ от 20Гц до 20кГц на всех уровнях записи до +3 dB , при малых искажениях менее 0,1 % , с уровнем шумов -75-80 dB, без детонаций - отличное качество аналогового звука получается! Этот метод записи сейчас снова входит в моду в узких кругах любителей точной аналоговой звукозаписи, имеет своих приверженцев среди любителей Hi-Fi, ( хотел бы узнать Ваше мнение как специалиста).

Николай Сухов отвечает:
Nick Twobiker / Александр, про VHS HiFi я знаю всё так же досконально, как и про остальное Wink. У меня даже есть патент на её усовершенствование (как и на Dolby HX pro Улыбка, вот ознакомьтесь, если интересно - http://patents.su/3-1569889-ustrojjstvo-...ofone.html . Мы тогда повторяли соневские Betacam (см. у меня на ютюбике - https://youtu.be/vFNMWLS8lZQ ) , а я был одним из ведущих разработчиков.

Тут проблем несколько. Во-первых, реальный с\ш канала ЧМ записи довольно низок, децибел 40..45, не более. Это в связи с тем, что ЧМ звук пишется в глубине ленты, поверх которой после звука другими видебошками с другим азимутом пишется видеосигнал. При этом видеосигнал существенно подтирает звуковой. А на выходе сигнал/шум -80 дБ достигается применением крутого децилинейного компандера по типу dbx (или моего аналога УНИКОМП - https://www.youtube.com/watch?v=8ftK3vnuEWA ).
Вторая проблема - помехи, которые возникают при переключении головок ЧМ записи, которые крутятся на БВГ. В видеоканале эти моменты не видны, т.к. момент переключения головок приходится на тайминг синхросигнала, а вот в непрерывном аудиоканале скачок фазы (или не дай бог кратковременное выпадение уровня) в моменты коммутации бошек приводит к щелчкам с частотой вращения БВГ. Их в принципе маскируют (упомянутый мой патент как раз об этом. примерно такие же устройства есть и в VHS HiFi и ЧМ каналах звука Video-8 ), но если лента пожёвана, не спасают.
Наконец, третья проблема - неудобство поиска и монтажа.
ЗЫ. У меня в чулане есть Sony SLV-E870, не выбрасываю, как и кассетники - катушечники. Но и не слушал уже лет 20. Хуже оно, чем сегодняшние 192 кГц 24 бит на нормальных АЦП-ЦАПах.

ALEX.A
Николай Евгеньевич, спасибо за такой подробный ответ! Да, есть такие недостатки, я знаю, но они решены в топовых аппаратах, при использовании хорошей ленты они не проявляются. Т.е. щелчков нет при хорошей ленте. Всё-же эти VHS HiFi-stereo просто отлично звучат, особенно студийные верхние модели фирм Panasonic и JVC с балансными аудиовыходами. Сейчас они стали доступны, поэтому их используют некоторые любители качественной аналоговой магнитной звукозаписи

Спрашиваю о сравнении Hi-Fi stereo видеомагнитофона и катушечников:
ещё вопрос:
Как Вы считаете, что даёт более качественный звук на выходе канала записи-воспроизведения - Хороший катушечный магнитофон ( вплоть до студийного) , или же хороший студийный Hi-Fi stereo видеомагнитофон VHS/SVHS на нормальной ленте?
___________
Николай Сухов отвечает подробно как специалист:
Nick Twobiker
У VHS HiFi качество звука из-за принципа ЧМ определяется не столько лентой, сколько качеством (незаметностью) компенсации помех во время переключения бошек. Именно об этом мой вышеупомянутый патент. В принципе, если пишется\воспроизводится на одном и том же видаке и на свежую ленту, то всё гуд, и многие полупрофи-студии в доцифровую эпоху писали музыкантов на такие девайсы. Хотя тут по большому счету соневские Betamax HiFi и Video 8 лучше VHS HiFi, т.к. у них несучки звука располагались между гетеродинированной вниз цветностью и ЧМ яркостью и писались теми же видеоголовками, что видеосигнал. У VHS промежуток между цветностью и яркостью был меньше и не позволял туда воткнуть звук, поэтому и пришлось ДжиВиСям выпендриваться через, извините, жопу, глубинной записью двумя дополнительными бошками на БВГ и соответственно дополнительными КЗВ. Сложнее и хуже. Реально главный недостаток ЧМ технологии - плохая совместимость записей, сделанных разными VHS HiFi аппаратами, и невозможность монтажа.
По катушечникам. Динамдиапазон у них выше. Их главная проблема - расширение эффективной ширины магнитной дорожки с понижением длины волны записи (повышением скорости ленты). Уже на 19й скорости НЧ бубнение переходной помехи с соседней дорожки записи (попросту - той фонограммы, которая прописана на "обратной" стороне. ЭТО НЕ МЕЖКАНАЛЬНЫЕ стерео, поэтому они не синхронны и сильно заметны в паузах основной - на "этой" стороне - фонограммы) сильно заметно, а на 38й скорости уже так анноит (афаир, на 38й скор. 40 Гц переходная помеха что-то около -25 ...-30 дБ) , что вообще неприемлемо без dbx (который подавляет не только шип, но и НЧ фликер). Поэтому и нет 4-дорожечных катушечников на 38ю скорость. Зато двухдорожечный формат на 38й и приличной ленте может легко обеспечить под 80 дБА без танцев с бубнами. А если к такому катушечнику прикрутить dbx (или УНИКОМП) или Dolby SR, то получим лучший из аналоговых каналов звукозаписи с динамдиапазоном за 100 дБ. Мне когдато главный инженер Долби - Кеннет Гандри - писал, что катушка + Dolby SR - лучший из способов архивации студийных фонограмм на длительные сроки.
______________
Я уточняю , в итоге:
ALEX.A
То есть, вывод: на хорошей ленте при отсутствии выпадений и связанного с этим треска, VHS HiFi даёт высокое качество звука, аналогичное студийному катушечнику на скорости 38 см/с по параметрам ( уровень шума -80 дБА и низкие искажения не выше 0,12 % , и ровная АЧХ от 20 до 20000Гц на всех уровнях до +5дБ) - Так выходит?
____________
Николай Сухов отвечает- в общем Да: Happy0144
Nick Twobiker
Ну в общем и целом да. В чем-то VHS HiFi лучше (например, нету ПАМ (паразитной амплитудной модуляции), в чем то хуже (из-за плохенького с\ш в голом ЧМ канале для некоторых сигналов, например, чистые тона в районе 3-10 кГц, можно услышать модуляционное дыхание шумов, которое создает компандер).
Конец цитат.
_____________
Вот такой технический комментарий по теме Hi-Fi-stereo видеомагнитофона, от известного специалиста по магнитной записи и по аудиотехнике точного воспроизведения, Н.Е.Сухова .
(Отредактировал 13-02-2020 в 18:42 Alex.A.)

бывший радиоинженер, аудиолюбитель со стажем 25 лет
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: The PRODIGY , Steppenwolf Steppenwolf , qpel , Джон До , Bayard , resspekt87


Сообщения в этой теме
RE: Hi-Fi Stereo на видеомагнитофоне. Кто-нибудь это изучал ? - Alex.A - 13-02-2020 17:41

Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS