C чего копировалась советская аудиотехника.
Автор Сообщение
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:11
(12-03-2015 11:47)denon480 писал(а):  А какого именно, есть фото хотя бы?
   

[quote='denon480' pid='2776390' dateline='1426150069']

       
(Отредактировал 12-03-2015 в 12:23 Falerist.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
serg6677 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мариуполь
Сообщений: 1 116
Репутация: 283
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:18
Вот еще одного клона нашел Grundig C100L и Электроника 301:


А это для шпионов. Помните Штирлица на что он своих агентов писал. И советы были вынуждены создать "свой" аналог.
Справа швейцарец слева ну вы сами поняли Улыбка

           
(Отредактировал 12-03-2015 в 12:29 serg6677.)

Long Live Rock 'N' Roll
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Sergeyy , spl38
serg_marms Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 611
Репутация: 262
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:32
Легендарный малогабаритный отечественный кассетный магнитофон "Спутник 401" скопирован с "Philips EL 3301"
       
(Отредактировал 12-03-2015 в 12:38 serg_marms.)

По прадеду я русский, а по отцу советский, по матери я добрый, по жизни человек!!!
Рок - это всё равно музлО молодых, кто-бы, что-бы не говорил.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: spl38 , serg6677 , Bass , Comandante , element , alexblack , Сергей из Харькова , VeschiiOleg
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:34
   
   

Помните такое чудо? Продавалось в Юном Технике как некондиция и все было растаскано буквально за 3 дня.
Найти все сообщения
 
Цитировать
serg6677 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мариуполь
Сообщений: 1 116
Репутация: 283
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:46
Еще попытка создания фазолинейной акустики Орбита 100АС-101 (-103,-003,-004,-009)по мотивам...
KEF 105.2

       

Long Live Rock 'N' Roll
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Falerist
serg_marms Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 611
Репутация: 262
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 12:48
Польская головка "Unitra MF-100".Поляки купили лицензию на производство у голландской "Tenorel 2001D", а голландцы по видимому купили лицензию у "Goldring G800". Улыбка
Вставки с иглами для всех трёх головок взаимозаменяемы.
           
(Отредактировал 12-03-2015 в 12:49 serg_marms.)

По прадеду я русский, а по отцу советский, по матери я добрый, по жизни человек!!!
Рок - это всё равно музлО молодых, кто-бы, что-бы не говорил.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: schutze , Сергей из Харькова
ms142 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Киев
Сообщений: 2 197
Репутация: 362
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 13:22
(11-03-2015 22:44)serg6677 писал(а):  Разработка плат приминительно к доступным компонентам была полностью их.
Хорошая шутка Biggrin
Вы видели фото плат этой модели Эстонии? Там тихий ужас. Обнять и плакать...
Вот в 001-ой чуть лучше было. Две платы (серво и декодер) буржуйско-импортные, хорошо сделаны, а БП советский. Так тоже, что касается советского (БП + корпус) - такое разительное отличие от двух людских плат...
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: AVM
serg_marms Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Донецк
Сообщений: 611
Репутация: 262
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 14:21
Создатели магнитофона-приставки "Рута-101" изучили компоновку "Tandberg TCD 310"
Получился вот такой советский, педальный Тандберг, весом 8 кг и с 3 моторами (япан)    

       
(Отредактировал 12-03-2015 в 14:36 serg_marms.)

По прадеду я русский, а по отцу советский, по матери я добрый, по жизни человек!!!
Рок - это всё равно музлО молодых, кто-бы, что-бы не говорил.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: blind
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 14:59
(12-03-2015 12:46)serg6677 писал(а):  Еще попытка создания фазолинейной акустики Орбита 100АС-101 (-103,-003,-004,-009)по мотивам...
KEF 105.2
По моему Ленинградская разработка и довольно неплохая.
Найти все сообщения
 
Цитировать
serg6677 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мариуполь
Сообщений: 1 116
Репутация: 283
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:02
(12-03-2015 14:59)Falerist писал(а):  По моему Ленинградская разработка и довольно неплохая.
Возможно, если поставить нормальные динамики коих были единицы в ссср и в фильтрах не МГБО.

Long Live Rock 'N' Roll
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Falerist
dent Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Харків
Сообщений: 470
Репутация: 175
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:10
вертушка д1-012 содрана с техникса sl-1300, даже сервис мануал на автоматику подходит на 100%

   
   
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Тибетский Ламер , VeschiiOleg
serg6677 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Мариуполь
Сообщений: 1 116
Репутация: 283
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:11
(12-03-2015 13:22)ms142 писал(а):  Хорошая шутка Biggrin
Вы видели фото плат этой модели Эстонии? Там тихий ужас. Обнять и плакать...
Вот в 001-ой чуть лучше было. Две платы (серво и декодер) буржуйско-импортные, хорошо сделаны, а БП советский. Так тоже, что касается советского (БП + корпус) - такое разительное отличие от двух людских плат...
В живую не видел сильно редкий аппарат спорить не буду. На видео патологии не заметил, во всяком случае платы на текстолите, а не пресованном картоне пропитанном лаком под названием (гетинакс), который с годами сыпится вместе с дорожками. А что касается второй Эстонии то я уже писал за счет неплохих конденсаторов Tesla и выходных операционников MAC156 в металле звук был лучше Филипсов на LM833.

Long Live Rock 'N' Roll
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:15
После покупки советской аудиоаппаратуры начинался ад,и не всегда он был связан лишь с надежностью техники а на первый план выходили качество звука.. В журналах радио публиковали статьи с рекомендациями, что надо убрать из схемы чтобы оно заиграло или что нужно допаять чтобы заявленные функции работали без сбоев. На такой горе-технике выросло целое поколение навсеруки мастеров, которые действительно могли сделать из усилителя Вега 122 или колонок АС 90 что-то вменяемое по звуку по советским меркам.
Но кончился Советский союз, хлынула на наш рынок импортная чудо-техника, лишенная необходимости доработки. Приуныли навсеруки мастера, их значимость в обществе начала стремительно падать. Но не все опустили руки, некоторые из них собрав в кулак остатки собственного самомнения и осколки технического образования решили устроить крестовый поход на именитых производителей, выискивая у них с "высоты" отечественного образования "узкие места". Так в пост советской России и Украине появились чудо-мастера, знающие каким должен быть и как должен звучать CD проигрыватель Sony за 200$, усилитель Denon за 250$ и кассетная дека за 190$. Между собой такие навсерукимастера чаще всего обсуждали штатных инженеров вышеназванных компаний и их критинизм и бездарность в создании аппаратов. Да, оговорюсь первыми жертвами таких мастеров становилась японская бюджетная техника, т.к она была наиболее дешевая, а европейские и американские компоненты, стоящие в то время дороже, владельцы не доверили бы рукам навсерукимастеров.
Времена изменились, финансовое положение страны улучшилось, российские и украинские аудиолюбители начали покупать все больше техники средней и высокой ценовой категории, увеличилось количеств покупок High-End компонентов. Большая часть навсерукимастеров с советским радио образованием, "прокачивающих" электронные компоненты "отошла от дел" и.... на арену вышли отечественные кабелестроители и "прокачиватели" акустических систем. Это логично, изготовить кабель или собрать кроссовер куда проще, чем разобраться в схеме CD проигрывателя и сделать изменения таким образом, чтобы аппарат продолжал работать. К тому же это требует менее серьезного технического образования. (Я встречал колонкостроителей не имеющих вообще ни какого технического образования, более того даже не имеющих базовых знаний по деревообработке)
Долгое время кабельные и колоночные навсерукимастера "прокачивали" бюджетный уровень акустических систем и изготавливали недорогие кабели, но с ростом благосостояния звуколюбов руки навсерукимастеров начали залезать в сегмент High-End техники, а кабельщики начали изготавливать веревки такой стоимости, что Nordost, Cardass, Siltech и другие умерли бы от зависти и упущенной прибыли.
Из-за чего есть спрос на поделки навсерукимастеров?
В наш век потребления, когда факт продажи стоит выше удовлетворения аудио потребностей клиента бедному звуколюбу-неофиту часто впаривают компоненты системы не совместимые друг с другом и с потребностями звуколюба, многие неофиты начитавшись журналов собирают дома "грудь Брежнева" - компоненты, имеющие максимальное количество звезд или "систему года", не подозревая, что звездные компоненты могут не сочетаться друг с другом, а "система года" могла собираться по причинам, часто не связанным со звуком. Еще одной распространенной причиной неудовлетворенности купленной системой можно назвать экономию на малозначимых (по мнению звуколюба) компонентах. И речь идет не столько о кабелях, сколько об усилителях и источниках. Я неоднократно сталкивался с кривой, плохо играющей системой в которой акустические системы стоили 10000 евро, а усилитель подключенный к ним стоил менее 3000. Да, такое часто бывает. Люди тратят максимально возможную сумму на колонки, а усилители и все остальное покупается на "сколько денег осталось". Продавцы, боящиеся потерять клиента не перечат ему и продают то, что он просит. Хотя наверняка многие из них знают (или должны знать), что пропорция должна составлять 1:1:1, что означает - стоимость цифрового источника должна примерно равняться стоимости усилителя, который должен стоить примерно столько же, сколько стоят акустические системы. Но... покупаются дорогие колонки, копеечный или не подходящий к ним усилитель и.... все это не играет! В чем же проблема? Естественно звуколюб обвинит себя любимого в последнюю очередь и начинает искать виновных на стороне, первым делом в виновники записываются производители компонентов, которые куплены. И ВОТ ТУТ появляется навсерукимастер, который дует в ту же дуду и поливает помоями всех производителей без разбора, но в первую очередь производителя АС (логично, звук то из них идет!!!) Так неофит попадается на крючок и добровольно соглашается потрошить свои колонки.
В чем опасность "прокачки"?
Если оригинальные колонки несут идеологию производителя, которая проверена временем и популярна в мире (иначе бы компания не прожила бы и нескольких лет), то перепотрашенные колонки несут идеологию навсерукимастера, идеология которого может быть настолько далека не только звукового идеала, но и вообще от вменяемого среднестатистического звука. Оригинальные колонки создаются с учетом их использования с относительно широким спектром партнеров (усилителей), к "прокаченным" колонкам подобрать партнеров может вообще не удастся и придется всю их историю пользоваться усилителем, рекомендованным вашим "мастером", а это как правило бюджетные "прокаченные" японские усилители, мало имеющие отношения к высококачественному звуку.
Как срываются покровы?
Обычно случайно и мгновенно! Вы приходите к кому-то в гости или в аудио салон и слышите знакомую и любимую запись, которую вы знаете вдоль и поперек на хорошо подобранной, может быть даже не дорогой аудио системе и вас цепляет, вам нравится как она звучит. Вы возвращаетесь домой, для собственного успокоения ставите эту запись на вашу "крутую" авторскую систему и...... понимаете, что она звучит настолько криво, что вы понимаете что больше никогда не захотите ее слушать. Так появляется понимание и странное ощущение внизу спины.

Это я про то, что некоторые утверждают что все СССРовское бездарно копировалось и ничего своего не создавалось.
Западные фирмы и сама Джопания тоже порой гнали откровенное фуфло рассчитанное порой лишь на понты покупателя.Вспомним лишь серию "элитных" Шарпов в которых о звуке можно даже не говорить, но само наличие статусной вещи уже причисляло владельца к настоящей элите)
(Отредактировал 12-03-2015 в 15:18 Falerist.)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Eugene Balakin , Djfirst
АндрейКа Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Одесса
Сообщений: 4 073
Репутация: 340
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:23
Многабукаф Wink и ИМХО не по теме топика.
Топик про про советские клоны буржуйских аппаратов, а не про оригинальной разработки советскую технику и плохую буржуйскую.
(Отредактировал 12-03-2015 в 15:25 АндрейКа.)

Когда вспоминаешь, что все мы сумаcшедшие, странное в жизни исчезает и все становится понятным (c) Сэ́мюэл Лэ́нгхорн Кле́менс (Марк Твен)
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: denon480 , mihail , AVM , funtik7984 , Karp , alexblack , Mnemonik , VideoKot
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:32
(12-03-2015 15:23)АндрейКа писал(а):  Многабукаф Wink и ИМХО не по теме топика.
Топик про про советские клоны буржуйских аппаратов, а не про оригинальной разработки советскую технику и плохую буржуйскую.
Возможно, но тема копирования и качества советской техники пересекается.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: VeschiiOleg
VideoKot Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Київ/Kyiv
Сообщений: 1 338
Репутация: 202
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:40
Редкая Эльфа-001 (20 шт.) содрана с AKAI GX-266.
"Была закуплена партия катушечных ''Akai'' и поставлена задача сделать аппарат лучше. Часть ''Акаев'' была разобрана для копирования, часть оставили для сравнения. ЛПМ был скопирован хорошо, двигатели свои, разработаны под оборудование завода. И получились всё не хуже фирменного. Головки были свои и с завода ''Вильма''. Вcего было выпущено 20 аппаратов. Электроника использовалась почти вся с ''Акаев'' кроме пары аппаратов, с попыткой повторения некоторых узлов. На этом этапе проект закрыли, говорили из-за конкуренции с Киевским КБ."

       
(Отредактировал 12-03-2015 в 16:01 VideoKot.)

Якщо я несподівано припинив з вами сперечатися, то не факт, що ви маєте рацію. Просто стало зрозуміло, що ви тупий.
Найти все сообщения
 
Цитировать
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 15:53
Электроника Б1-01 это клон 125-го Торенса или уже было?
Найти все сообщения
 
Цитировать
ms142 Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Киев
Сообщений: 2 197
Репутация: 362
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 16:07
(12-03-2015 15:11)serg6677 писал(а):  В живую не видел сильно редкий аппарат спорить не буду. На видео патологии не заметил, во всяком случае платы на текстолите, а не пресованном картоне пропитанном лаком под названием (гетинакс), который с годами сыпится вместе с дорожками.
010-ю Эстонию мало кто видел, я тоже только по фоткам. Так внутри там ужастно совково, во всяком случае по-моему так.
Цитата: А что касается второй Эстонии то я уже писал за счет неплохих конденсаторов Tesla и выходных операционников MAC156 в металле звук был лучше Филипсов на LM833.
Опера в 001-й стояли как раз на "нормальных" платах.
Я имею ввиду конструктив, элементы и т.п. в "советской части" Эстонии Biggrin, а не схемотехнику вообще. Кстати, звучание 001-й мне тоже понравилось (был одно время такой).
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: serg6677
Falerist Не на форуме
Учу Правила

Откуда: Харьков
Сообщений: 7 276
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 16:17
История создания “Брига”

Когда в 1975 году появился „Бриг“, равных ему не было. Выпускаемые в то время усилители „Радиотехника-020” и „Элек­троника Б1-01” уступали „Бригу” буквально во всем. Министерство торговли сразу присвоило ему звание „товар повышен­ного спроса”. И действительно, несмотря на высокую стоимость, в Москве его можно было купить, только приплатив не меньше 25 рублей. По заключению английской фирмы-экспортера „Afif Ltd.”„Бриг” был признан полностью соответствующим требованиям западного рынка. Экспорт во Францию и Австралию, золотая медаль на Лейпцигской ярмарке... И все же главное - „Бриг” разрушил сложившееся представление о том, что из деталей отечественного производства и силами наших „убогих” инженеров, проводивших массу времени на овощебазах, создавать такую сложную технику, как hi-fi, нереально.

Именно тогда, когда западная аудиоаппаратура была доступна только „избранным”, „Бриг” вселил в меломанов надеж­ду, что в наших магазинах, наконец, станет продаваться аппаратура hi-fi. Прошло еще немного времени, и появились „сорат­ники” „Брига”: „Одиссей-010”, ,АмфитонА1-01”, „Кумир-001”, а также другие аудиокомпоненты отечественного производ­ства.

Но hi-fi, как и многое у нас, создавался не коллективами НИИ, а одиночками, которые вовсе не „стояли у истоков” в неподвижности - придя на пустое место, они брали на себя ответственность и, быть может, совершая ошибки, двигались в верном направлении не благодаря, а вопреки чуткому руководству...

Не будь в стране энтузиастов-одиночек, не было бы отечественного hi-fi и многого другого. И это не преувеличение. Ведь в соответствии с решениями Ленинградского обкома КПСС объединение „Океанприбор”, на котором создавались „Бриг” и „Кор­веты”, должно было осваивать производство не аппаратуры hi-fi, а кастрюль и сковородок.

Прототип „Брига” рождался в 1970 году в коммунальной квартире на тихой улице Каляева, в центре Ленинграда. Хотя такой термин, как „high-end”, тогда еще не был придуман, идея создания „бескомпромиссной” аудиоаппаратуры уже витала в воздухе.

Началось с того, что я и мой знакомый механик Б. Страхов захотели создать (конечно, для себя) сверхсистему для вос­произведения стереофонических грампластинок. Мы договорились сделать два ее образца на пределе наших возможно­стей, не ограничивая их стоимость и габариты. В мою задачу входило спроектировать систему, сделать чертежи, смонти­ровать и настроить изготовленные образцы. Страхов брался все достать, а отдельные детали и узлы изготовить на произ­водстве.

Этот грандиозный проект был, как ни странно, довольно бы­стро осуществлен - наверное, благодаря нашему энтузиазму и теперь уже не помню какому количеству спирта и водки, самой надежной валюты того времени.

А теперь представьте себе акустические системы - выше че­ловеческого роста, объемом 400 литров каждая, со скошенны­ми стенками, - задемпфированные изнутри тремя слоями рубероида; проигрыватель, смонтированный на стальной плите толщиной 15 мм; диск из латуни массой около 10 кг и тонарм из буковых реек, похожий на фюзеляж довоенного самолета. Головка звукоснимателя была фирменная.

Наиболее удавшейся частью стереосистемы оказался усили­тель на транзисторах с фантастическими по тем временам па­раметрами: мощность 50 Вт/канал, нелинейные искажения 0,1%, полоса частот 5-50 000 Гц, но что удивительно - этот усилитель совсем неплохо звучал. Тогда он превзошел по зву­ку усилитель фирмы „Dynaco” и, как мне казалось, мой ста­рый ламповый усилитель на 6С4С.

Хорошее звучание усилителя я объяснял применением изо­бретенных мною в 1967 году „троек” - симметричного квазикомплементарного выходного каскада, который впоследствии был использован в усилителе „Бриг”. Как выяснилось позже, аналогичное техническое решение то­гда же было предложено Питером Волкером и использовано в усилителе „Quad 303”.

Больше всего хлопот доставили нам акустические системы. Никогда не забуду, как мы обклеивали их изнутри рубероидом - с использованием расплавленного битума на лужайке перед га­ражом и затем перевозили к месту назначения. Вообразите себе ящик, напоминающий гроб, только гораздо большего размера, водруженный на крышу крохотного „Запорожца”, который мед­ленно (чтобы не сломать рессоры) плывет по улицам города со стороны крематория. Прохожие все как один столбенели и оста­вались так, пока мы не исчезали из поля зрения.

Теперь я сам удивляюсь, какой титанический труд мы за­тратили на это, казалось бы, малополезное дело - вместо того чтобы заниматься карьерой, защищать диссертацию и т. п. И все же усилия, как оказалось, не пропали даром. Те, кто слы­шал „гробы” (так их называли мои друзья), до сих пор вспоми­нают удивительно проникновенный бас этой стереосистемы, которым, как мне кажется, она обязана уникальным громко­говорителям фирмы „Telefunken” военных времен.

Среди знакомых, которые восхищались стереосистемой и часто приходили ко мне послушать музыку, были Алла Каляе­ва и ее муж, известный теоретик джаза Ефим Барбан[1].

Прослушивание авангардного джаза и „Страстей” Баха, а так­же интересные встречи и большое количество алкоголя состав­ляли основное содержание наших тусовок тех времен. Алла бы­ла душой и организатором таких тусовок. Природа наделила ее незаурядным умом и привлекательностью, а также способно­стью хорошо делать многие вещи, в том числе прекрасно готовить. Немудрено, что вокруг Аллы вращался, чуть ли не весь петербургский андеграунд, а позже, когда мы занялись hi-fi, около нее ста­ли виться самые высокопоставленные чинов­ники, и среди них начальник 10-го главного управления Министерства судостроительной промышленности Н. Свиридов. Именно по инициативе Свиридова на объединении „Океанприбор” было открыто направление по раз­работке и производству аппаратуры hi-fi, вме­сто кастрюль и сковородок.

Свиридов сам был необыкновенный чело­век. Работая во время блокады главным инженером Ленинградского дома радио, он вместе с О. Берггольц из танка вел репорта­жи с передовой. Организовывал в только что занятом нашими войсками Берлине звукоза­пись подписания акта о капитуляции Герма­нии. Именно благодаря Свиридову из бер­линского и дрезденского радиоцентров тогда же было вывезено в СССР, а не уничтожено, высококлассное студийное оборудование и часть магнитных записей великих немецких музыкантов - Фуртвенглера и др. Интерес к звукотехнике у Свиридова возник еще в молодости, когда он и мой отец вместе делали - ради собственного удовольствия - высококачественные радиолы (hi-fi существовал только в такой форме).

Когда Свиридов предложил имевшей уже степень кандидата наук Каляевой стать на „Морфизприборе”[2] руководителем отде­ла по разработке товаров народного потребления (так условно называлось направление hi-fi), то оба они вспомнили обо мне.

В то время судьба меня не баловала. Я инженерил в одном из медицинских институтов, поэтому с предложением заняться лю­бимым делом немедленно согласился - и стал первым сотруд­ником, принятым в 1973 году во вновь организованный отдел. Помню, как в процессе обсуждения тематики отдела мне задали вопрос: „Какое изделие можно быстро разработать и освоить в производстве?” Я самоуверенно ответил: „Мой усилитель”.

Не прошло и трех месяцев после того, как мы получили са­мое элементарное оборудование, и макет „Брига” - тогда еще „на фанере” - зазвучал. Его основой действительно стал мой домашний усилитель, хотя отдельные узлы его были перера­ботаны. Например, в моем усилителе все p-n-p-транзисторы бы­ли германиевые. Чтобы перейти на кремниевые транзисторы, пришлось превратить, квазикомплементарный выходной кас­кад, который имел коэффициент передачи единицу, в усили­тель напряжения с коэффициентом три. Это решение позволи­ло использовать в „мощнике” низковольтные p-n-p-транзисторы типа КТ 361. Других тогда просто не было. Следующее нов­шество - дискретные регуляторы тембра и громкости - ро­дилось после того, как под кроватью в ящике со старыми дета­лями я обнаружил платы от немецких переключателей на 24 положения. Без каких-либо конструктивных доработок пла­ты были скопированы и стали основной частью регуляторов всех усилителей „Корвет”.

Одновременно с разработкой „Брига” я решительно взялся за головку звукоснимателя. Имея за плечами опыт создания „спермофона”[3], я не сомневался в успехе. Хотя меня могла ждать и неудача: дело в том, что иглодержатель хорошей го­ловки (а о плохой не могло быть и речи) должен изготавли­ваться из особо тонкостенной алюминиевой трубки с толщи­ной стенки 15-20 мкм, которую в СССР тогда не умели делать. Моей „находкой” стал „стратегический” материал бериллий, у которого соотношение плотности и модуля Юнга таково, что выполненный из этого материала иглодержатель даже в виде цельного стержня мог обеспечить прекрасные механические параметры головки. Замечу, что в 1973 году головки звукоснимателя с бериллиевыми иглодержателя­ми за рубежом еще не выпускались.

К изготовлению бериллиевых иглодержа­телей были подключены лучшие технологи „Морфизприбора”; я предложил для прора­ботки мокрую (без образования пыли[4]) технологию. И все равно разразился скандал. В адрес руководства и в другие органы поступил донос, где мое предложение использо­вать бериллий в головке рассматривалось как провокация, результатом которой может стать массовое отравление работников. Чем мне это угрожало - думаю, вы догадывае­тесь. Скандал был чудесным образом пога­шен после того, как где-то там „наверху” Ка­ляева сказала, что верит мне беспредельно. Только тогда я ощутил все ее могущество.

Помню, однажды Алла Николаевна, все­гда безоговорочно принимавшая мои техни­ческие предложения, не выдержала. С ней случилась легкая истерика, когда она впервые увидела макет тонарма с демпфером в виде огромного шара[5]. „Никаких ша­ров не будет, пока я здесь работаю!” - вскричала она. Однако отношение переменилось, когда художник Н. Слесарев подго­товил планшет с изображением проигрывателя в форме неопо­знанного летающего объекта, внутри прозрачного корпуса ко­торого сверкал магический шар тонарма. Правда, официаль­ное отношение к летающим тарелкам было в те годы крайне отрицательным, и проект проигрывателя в таком виде не по­лучил поддержки.

···

В наш отдел входили сектор разработок, сектор конструкто­ров и группа художников, я же в этом образовании вначале был неформальным лидером. В технических отчетах это отража­лось следующим образом: Каляева - руководитель темы, Лихницкий - руководитель основных направлений исследований. Меня это шаткое положение не удовлетворяло, тем более что единственная устраивающая меня вакантная должность на­чальника сектора разработок была обещана заместительнице Каляевой по прозвищу Машка-Бумажка. Я уже готов был вы­двинуть ультиматум, когда мою судьбу решил случай.

Как-то Каляева, Машка-Бумажка и я были на приеме у глав­ного инженера объединения Р. Бальяна. Добиваясь решения очередного вопроса, Каляева смахнула слезу кружевным платочком, надушенным, кажется, „Шанелью № 5”. Бальян тро­гательно суетился вокруг „мадам”, пытаясь ее успокоить. Вдруг этот изящно сыгранный спектакль был прерван грубым голосом Машки-Бумажки: „Как вы смеете доводить до слез Ал­лу Николаевну!” Бальян мгновенно выпрямился и ледяным го­лосом сказал: „Выйдите вон!” - а когда та закрыла за собой дверь, добавил: „Я не допущу, чтобы М. когда-либо руководи­ла людьми”. После этого случая меня, беспартийного, доволь­но быстро назначили начальником сектора разработок, глав­ным конструктором усилителя „Бриг” и руководителем темы по исследованию и разработке электропроигрывателя и голов­ки звукоснимателя „Корвет”.

Дела у нас пошли на удивление хорошо. В 1974 году уже поя­вились опытные образцы усилителя „Бриг” с золотистыми ли­цевой панелью и ручками, поразившими тогда всех, макеты го­ловки звукоснимателя с бериллиевым иглодержателем, акусти­ческие системы с корпусом, задемпфированным материалом „Агат”, и даже первый вариант электропроигрывателя.

Познакомившись со всем этим, Свиридов остался очень дово­лен и предложил нам организовать в Москве „шоу с демонстра­цией чуда”. „Шоу” состоялось в кабинете министра судострои­тельной промышленности Бутомы. Министр часа два крутил ручки „Брига”, радуясь, как ребенок, разглядывал наши маке­ты, задавал наивные вопросы и внимательно выслушивал объ­яснения, а потом позвонил председателю Военно-промышлен­ной комиссии при ЦК КПСС Л. Горшкову и попросил его за­ехать: мол, есть что посмотреть. Бутоме было хорошо известно, что Горшков - страстный хайфайщик и уже много лет добива­ется от ВНИИРПА[6] им. А. С. Попова разработки отечественно­го hi-fi, а там очень умело доказывают, что этого сделать нельзя.

В кабинете министра были уже собраны все замы и началь­ники главных управлений, когда приехал Горшков.

Молча, в сопровождении Бутомы Горшков обошел горы при­везенной нами западной аппаратуры и горку поменьше наших макетов и образцов, после чего все расселись по местам. Поя­вились графики и таблицы, затем с докладом выступила эф­фектно одетая Каляева. Зрелище было великолепным, Свири­дов, сидевший с министром в первом ряду, торжествующе улы­бался.

Выслушав доклад, Горшков задал только один вопрос: „Ка­кие транзисторы стоят на выходе усилителя?” Каляевой это бы­ло неизвестно, но она не растерялась и через головы высокопо­ставленных лиц крикнула мне: „Анатоль, какие там у нас тран­зисторы?”

Шоу оказалось очень продуктивным. У Горшкова было по­лучено разрешение использовать в „Бриге” электроэлементы, предназначенные только для спецтехники (в том числе танталовые конденсаторы), и огромная по тем временам денежная премия из фонда министра.

Дня через три после описанного шоу весь „генералитет” ВНИИРПА был вызван в Кремль, где Горшков встретил при­бывших вопросом: „Как вы могли допустить, чтобы какой-то Судпром вас обставил?” В вину ВНИИРПА ставилось, прежде все­го, отставание в области разработки усилителей. Крутые разбор­ки продолжились в самом ИРПА. На одной из них начальник лаборатории усилителей Крутиков скончался от инфаркта.

Почему „чудо” родилось в „Морфизприборе”, а не во ВНИ­ИРПА[7] или где-нибудь в другом месте? Думаю, что благодаря условиям, которые в научно-исследовательских институтах со­циалистического образца обычно не сочетаются. Прежде все­го, дело возглавили три неординарные личности, и притом еди­номышленники. Я знал тогда, что надо делать и как это тех­нически осуществить, Каляева была способна выбивать все, что для этого было нужно (оборудование, помещения), подключать для выполнения работ любые службы института, а Свиридов обеспечивал нам в министерстве зеленый свет и щедрый денеж­ный дождь, узнав о реальном масштабе которого читатель усом­нится, наверное, в рентабельности всей нашей деятельности то­го периода. Все остальные участники, а их было немало, ока­зались вовлеченными в процесс, который, как известно, пошел.

Как могло случиться, спросите вы, что какой-то самодельщик „потянул” такое сложное техническое направление? Де­ло здесь в необычном методе самообучения, которым я всегда пользовался (кстати, из-за него я был двоечником в школе и поздно окончил институт). Я считал, что нельзя стать хорошим специалистом, получая только систематическое образование, то есть, читая и запоминая учебники, пусть даже самые луч­шие. Книг от корки до корки я не читал, а брал из них только те знания, которые требовались мне для решения сиюминут­ной, вполне конкретной задачи, и немедленно применял их (самодельчество давало мне такую возможность). Задачи же, ко­торые я тогда перед собой ставил, так или иначе были связаны с качеством звучания.

Важно и то, что звуковоспроизводящую аппаратуру и тех­нические знания я всегда рассматривал только как средство для достижения эстетических целей. Иначе говоря, кайф я ло­вил не от изящных теорий или технических решений, а от му­зыки. Разве можно, спросит читатель, вникать в сложные тех­нические вопросы, не имея систематических знаний, только под действием кайфа? Ну, а как, по-вашему, ребенок учится говорить, не имея систематических знаний о языке? Я убедил­ся на опыте, что если вооружиться большим количеством по­собий по одному вопросу, пусть даже очень трудному, то, вчитываясь в сделанные разными авторами объяснения одного и того же, кое-что можно понять. Кроме того, я усвоил, что лег­че разобраться в сложном техническом вопросе по книгам, не написанным на русском языке, а переведенным с английско­го. Кстати, многие из книг по звукотехнике советских авторов мне и по сей день непонятны.

Погружаться в технику меня заставляло, прежде всего, мое увлечение музыкой - и, конечно, червь сомнений. Сомневал­ся я тогда во всем: в своих знаниях, в авторитетах, в общепри­нятых и непризнанных истинах. В то же время я верил в непо­грешимость науки, в красоту и порядок, царящие на ее верши­нах, и верил, как я теперь думаю, напрасно.

Тогда я обнаружил, что сведения, накопленные механикой, акустикой, теплотехникой, электроникой и т. п., имеют один фундамент. Хотя в каждой науке используется свой язык, по существу эти знания дублируют друг друга. Универсальность знания подтолкнула меня к изучению общей теории систем, которая помогла мне выработать навык быстрого „внедрения” в незнакомые для меня области познания.

···

Став начальником сектора (в моем подчинении оказалось около 30 человек), я столкнулся с необходимостью быстро при­нимать решения. Червь сомнений, все еще живой, действовал на меня парализующе. Неотложные вопросы сыпались тогда как из рога изобилия, и я откладывал решение многих из них до утра, часто лишая себя отдыха и сна. К счастью, оказалось, что принимать решения - это так же просто, как, скажем, ез­дить на велосипеде. Требовался лишь навык, и его я приобрел за несколько недель.

Работу удалось организовать нестандартным образом. Я рас­суждал так: есть дирижер, знающий, куда надо идти и как это движение обеспечить технически, - это я. Есть три-четыре со­листа, которые могут исполнять свои партии, - это элита сек­тора. Остальные, а их было около 25 человек, должны обслу­живать меня и элиту.

Обслуживающая часть сектора была разделена на четыре группы:

1) группа документации. В ее функции входило превращать любую почеркушку, исходящую от элиты, в чертеж или тексто­вый документ;

2) группа информации. Занималась добыванием зарубежной информации о hi-fi, причем не только текущей, но и всего, что было на эту тему опубликовано за последние 10-15 лет. В за­дачу группы также входило оперативно готовить переводы ста­тей с английского, немецкого и японского языков;

3) группа субъективной экспертизы. Должна была занимать­ся сравнением звучания разработанных нами образцов и ино­странной аппаратуры. Помню, что руководство „Морфизприбора” никак не могло взять в толк, зачем для этого понадобил­ся старший научный сотрудник с большим окладом и специ­альная, отделанная деревом и звукопоглощающими материа­лами комната прослушивания. Позже эта комната была оценена по достоинству, так как стала местом посиделок высшего руководства;

4) четвертая группа размещалась в отдельной комнате и име­ла загадочную вывеску „Группа ресурсов”. Эта вывеска всегда привлекала внимание инспектировавших нас чиновников, и мне приходилось откровенно объяснять, что руководитель этой группы, вооруженный коньяком и шоколадными конфетами, может достать любые комплектующие и остродефицитные ма­териалы, включая бериллий, в течение недели, а не через год, как это делается официальным путем. Мне кажется, именно благодаря такому разделению труда деятельность сектора разворачивалась в разных направлениях и очень быстро.

Чтобы обезопасить нашу работу от не­ожиданных срывов, а также освободить себя от мелочевки, я внедрил в секторе сетевое планирование с текущим расче­том критического пути на ЭВМ. Но про­ектирование „Брига” по-прежнему оставалось под моим неусыпным и детальнейшим контролем. Даже Владимир Ратаев, входивший в элиту сектора вполне самостоя­тельный специалист по усилителям, ежедневно получал от меня жесткие письменные задания: что отмакетировать, что измерить и т. п. Даже художественный проект усилителя делался в стро­гом соответствии с моим эскизом. Я признателен автору проекта Н. Слесареву за то, что он с исключительной деликатностью, уточ­нив в основном размеры ручек и расположение надписей, отнес­ся к предложенному мной облику „Брига”.

Романтическая стадия создания образцов „Брига” конча­лась. Начинался скучный этап разработки и согласования кон­структорской документации на усилитель. На согласование до­кументации по стандарту отпускалось в общей сложности де­вять месяцев. Нас, естественно, это не устраивало. Впрочем, я заметил тогда, что больше всего времени уходит на предвари­тельное рассмотрение документов мелкими служащими, а на­чальники, от которых, собственно, требуется только подпись, в них даже не заглядывают, - и стал применять следующую тактику. Минуя клерков, я стремительно врывался в кабинет их шефа и нагло, без предисловий требовал: „Подпишите!” Как ни странно, этот прием действовал безотказно. Объяснение тут простое: даже в самых важных чиновниках жил затаенный страх, который просыпался в них при одном предположении, что за нахальством посетителя „кто-то стоит”. Когда же при­ходилось работать с клерками, решение любого вопроса не толь­ко затягивалось, но и сопровождалось пустяковым по сего­дняшним меркам вымогательством некондиционного образца аппаратуры, коньяка или конфет.

···

И все же самым серьезным испытанием для меня, не имевше­го опыта работы на производстве, было освоение „Брига” на за­воде „Водтрансприбор”, которое к тому же неожиданно приоб­рело идеологическую окраску. По решению Ленинградского об­кома КПСС разработка и освоение усилителя „Бриг” попали в список социалистических обязательств[8] Ленинградской обла­сти, которые должны были быть выполнены в 1975 году.

Освоение началось в июне 1975 года, и, хотя оно было труд­ным, ничто тогда не предвещало грозы. Понимая, что наиболь­шие усилия придется затратить в конце дистанции, в августе месяце я попросился в отпуск. Причин не отпустить меня то­гда вроде не было, и я улетел в Закарпатье подкормиться фрук­тами и отведать молодого вина. Через 20 дней, можно сказать в разгар моего отдыха, я был вызван из отпуска телеграммой.

У дверей своей квартиры я увидел заплаканную Машку-Бу­мажку, которая дрожащим голосом сообщила мне: „Твой „Бриг” горит!” Я бросил дома вещи, и мы поехали на завод. По дороге я узнал, что за время моего отсутствия было изготовле­но 300 усилителей, что в процессе настройки все они сгорали и что начальник цеха, где осваивался „Бриг”, демонстративно сложил сожженные выходные транзисторы в два ведра и по­ставил их на стол генеральному директору объединения „Океанприбор”. Об угрозе невыполнения социалистических обяза­тельств было доложено министру и в Ленинградский обком КПСС. По приказу министра начались кадровые перестанов­ки. Решение обкома было лаконичным: если „Бриг” не будет освоен в срок, все руководство объединения „Океанприбор” и завода „Водтрансприбор” положит партбилеты на стол. Нача­лись гигантские по масштабу разборки и поиски виновного. На производственных совещаниях произносились пламенные ре­чи о том, что усилитель „Бриг” „не серийно-пригоден”. Надо мной и Каляевой нависла тогда грозо­вая туча. Естественно, в отделе нача­лась паника. Все разработчики из мое­го сектора были мобилизованы на на­стройку „Бригов”, как на фронт.

Когда я, отдохнувший и загорелый, а главное, совершенно спокойный, поя­вился на заводе, в доведенных до отчаяния людях вдруг пробудилась надежда - хотя спокойствие мое объяснялось отдыхом в Закарпатье и, наверное, тем, что я был беспартийный, а значит, кроме увольнения мне ничего не уг­рожало. Не помню, как это было в деталях, только я взял то­гда на себя ответственность за освоение „Брига” при условии, что мне будут предоставлены широкие права вмешательства в технологию и организацию производства. И такие права были мне даны. В первую очередь, я считал необходимым перело­мить сложившееся у всех мнение, что усилитель „Бриг” не се­рийно-пригоден. Для этого нужно было быстро найти грубые нарушения технологии, которые допустил завод, и которые бы как-то объясняли положение дел. Долго искать не пришлось. Таких нарушений набралось много, но главные из них - это превышение температуры распайки печатных плат на установ­ке „волна” примерно на 50°С по сравнению с требованиями тех­нологических стандартов, а также неправильное нанесение теплопроводящей пасты в месте соединения выходных транзи­сторов и теплоотвода.

Когда я доложил обо всем этом на производственном сове­щании, возглавлявшемся заместителем министра, гонор у заводчан мгновенно пропал, они, похоже, растерялись, ожидая больших разоблачений. А я уже знал главную причину сло­жившейся катастрофической ситуации. Дело в том, что освое­нием „Брига” занимался цех, который до этого собирал спец­технику, и работавшие в нем регулировщики получали на ней бешеные деньги. Переход на бытовую технику грозил сниже­нием заработка приблизительно в 2-3 раза. В период же освое­ния изделий рабочие по закону получали средний заработок за предыдущий период и потому были заинтересованы в том, что­бы освоение тянулось как можно дольше. Регулировщики це­ха были настоящие асы, и разоблачить их было сложно. Мы никак не могли уловить момент, когда сгорал усилитель. Но выход из положения был найден. Я предложил цеху ввести по­операционную настройку и регулировку „Брига”. Технологию мы составили таким образом, что каждый регулировщик, пе­ред тем как начать свою операцию, должен был принять рабо­ту у предыдущего. Поскольку виновный в сжигании усилите­ля тут же локализовался, „саботаж” прекратился. С этого вре­мени на складе готовой продукции появились первые образ­цы. Хотя успех был налицо, ситуация казалась мне неустой­чивой, и я, не теряя времени, потребовал от уже пришедшего в себя руководства перевести цех из режима освоения в режим серийного производства со сдельной оплатой труда. Руковод­ству хотелось побыстрее отчитаться перед обкомом партии, по­этому моя идея была принята, несмотря на возмущение рабо­чих. Дальше все пошло как по маслу. К намеченному обкомом сроку 100 изготовленных цехом усилителей „Бриг” лежали на складе готовой продукции, а среди любителей hi-fi постепен­но начинался ажиотаж.

Усилитель еще не поступил в продажу, а уже два образца были тайно вывезены со склада на прослушивание к моему при­ятелю М. Юдковскому, который был тогда счастливым обладателем акустических систем „Lancaster” фирмы „Tannoy” и моего самодельного усилителя, о котором я рассказал внача­ле. Меня на этом прослушивании не было, и поэтому, когда мне позвонил В. Зуев и сообщил: „Бриг” звучит хуже, чем твой старый усилитель”, - я не поверил и поехал к Юдковскому разобраться, что там происходит.


Возможно не в тему, но усилитель Бриг рожден в СССР!
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: Alexandr33 , cdline , nikko , gregory , Harry_Kisson , Stan , zolotov , VeschiiOleg , blind , dimaka1972 , Dимитрий , bgech , professo , Yoolla , AlMetall
Radioliubovnik Не на форуме
Ветеран
*****

Откуда: Новая Каховка
Сообщений: 2 196
Репутация: 481
RE: C чего копировалась советская аудиотехника. / 12-03-2015 16:33
Еще один "соратник" "Брига" - "Барк" Приборостроительный завод "Сокол" г.Новая Каховка. Был у меня "Барк 001" в экспортном исполнениии. Там даже импортные электролиты "банки" в БП стояли, уже не помню производителя. Но и для внутреннего рынка тоже иногда ставили.
Найти все сообщения
 
Цитировать
 Выразили согласие: mandga , Falerist , dimaka1972


Переход:


Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)

Orion

Администрация форума | Статистика форума | Обратная связь | Вернуться к содержимому | Справка | Лёгкий режим | Список RSS