Увидев эту серию фотоснимков, сделаных лет примерно сорок - сорок пять тому назад на одном из калифорнийских пляжей, я тут же вспомнил о виниловом, 1973 года издания двойнике 41 Original Hits From The Sound Track Of American Graffiti*.
Вполне себе пламенный привет из 50-х - начала 60-х, спродюсированный кинокомпаниями Lucas Film LTD/Coppola Co Production.
- Bill Haley And The Comets - (We're Gonna) Rock Around The Clock 2:08
–The Crests - Sixteen Candles 2:48
–Del Shannon - Runaway 2:18
–Frankie Lymon & The Teenagers - Why Do Fools Fall In Love 2:14
–Buddy Holly, Wolfman Jack - That'll Be The Day 2:14
–Buster Brown, Wolfman Jack - Fanny Mae 2:52
–Flash Cadillac & The Continental - Kids At The Hop 2:25
–Flash Cadillac & The Continental - Kids She's So Fine 2:18
–The Diamonds - The Stroll 2:26
–The Tempos - See You In September 2:03
–The Beach Boys - Surfin' Safari 2:05
–The Fleetwoods - He's The Great Imposter 1:33
–Chuck Berry - Almost Grown 2:09
–The Platters - Smoke Gets In Your Eyes 2:37
–The Diamonds - Little Darlin' 2:04
–Joey Dee & The Starlighters - Peppermint Twist 1:58
–The Regents (2), Wolfman Jack - Barbara Anne 2:14
–The Monotones, Wolfman Jack - Book Of Love 2:17
–Buddy Holly - Maybe Baby 2:01
–Lee Dorsey - Ya Ya 2:22
–The Platters - The Great Pretender 2:35
–Fats Domino - Ain't That A Shame 2:31
–Chuck Berry - Johnny B. Goode 2:38
–The Flamingos - I Only Have Eyes For You 3:09
–The Silhouettes - Get A Job 2:37
–The Five Satins, Wolfman Jack - To The Aisle 2:44
–Bobby Freeman - Do You Wanna Dance 2:35
–Buddy Knox - Party Doll 1:54
–The Del-Vikings - Come Go With Me 2:37
–Johnny Burnette - You're Sixteen - You're Beautiful (And You're Mine) 1:56
–The Clovers - Love Potion No.9 1:53
–The Skyliners - Since I Don't Have You 2:35
–The Big Bopper* - Chantilly Lace 2:21
–Mark Dinning - Teen Angel 2:35
–Sonny Till* & The Orioles - Crying In The Chapel 3:04
–The Heartbeats - A Thousand Miles Away 2:25
–The Cleftones - Heart And Soul 1:49
–Booker T & The MG's, Wolfman Jack - Green Onions 2:25
–The Platters, Wolfman Jack - Only You (And You Alone) 2:35
–The Spaniels - Goodnight, Well It's Time To Go 2:43
–The Beach Boys - All Summer Long 2:05
Виктор ЦОЙ: его музыка, его время, его поклонники.
...А перетащу-ка я своё сообщение из темы "про Виктора Цоя" в свою тему "про коллекции". Поскольку предыдущие мои размышления на тему творчества группы "Кино", как социо-культурного явления, и её лидера наверняка повлекут за собой такие имена и названия групп, как "Ласковый май", Дилан-ранний, "Машина Времени" и т. д. Многим это наверняка не понравится. Пусть та свадьба о "гении Цоя" продолжается. А здесь пусть состоится скромная after-party. Все-таки тут как-то спокойнее - и за тексты, и за атмосферу, и за самого Героя нашего (увы, прощедшего) времени - Виктора Цоя.
Итак...
(02-08-2018 15:12)Upgrader писал(а): Сначала не поверил своим глазам. Но потом перечитал дважды. Со смехом и смешанными чувствами. - Эта "рецензия" похлеще разгромных статей "советских музыкальных критиков", полковников худсоветов и генералов от Минкульта! Все печально известные статьи про "безголосых дергающихся жуков" или про "рагу из синей птицы" этому опусу просто в подмётки не годятся! Судите сами...
Don Cornelius писал(а):
... "Пожалуйста: тексты песен мне уже не кажутся интересными, а кажутся надуманными. Но про тексты уже достаточно сказано, скажу про музыку. Она убогая и примитивная. Если убрать из нее тексты, то никто ее слушать не станет. Два аккорда - три прихлопа. То, что ее играли на гитаре в каждой подворотне, тому подтверждение. Партии на синтезаторе вызывают ассоциации с кабачными лабухами. Отдельного внимания заслуживает то, как эти песни сведены и записаны. Это абсолютно ужасно. Каждый инструмент звучит сам по себе, нет целостного звучания, вокал записан с реверберацией, как я понимаю, чтобы как-то компенсировать слабенький вокал Цоя. Мне кажется странными, что люди, слышащие влияние мебели и розеток на звук, не слышат того, как примитивно, кустарно и убого звучит эта музыка."
"...Отлично слышно, что как вокалист Цой вообще никакой. В ноты он не попадает по несколько раз за куплет, пытается петь каким-то странным голосом, как будто ниже своего естественного тембра еще и немного гундося (это как бы его фирменная манера), странно тянет гласные. Выглядит на сцене он тоже предельно убого: все время стоит на месте и подергивается в такт музыке, иногда начиная притопывать левой ногой или сильно задирая подбородок вверх.
...Как нелепо выглядят его движения! А вокал - вообще за гранью добра и зла. Мне это напоминает прием продюсеров всяких фрик-талант-шоу, когда они специально выводят на сцену убогих и бесталанных людей, вызывая таким образом бурные эмоции у впечатлительного зрителя. ".
С другой стороны, если "советские музыкальные критики" всячески зажимали советских рокеров розлива восьмидесятых, так может и правильно делали? - Раз уж "...Если убрать из нее (- из музыки) тексты, то никто ее слушать не станет. Два аккорда - три прихлопа. То, что ее играли на гитаре в каждой подворотне, тому подтверждение. Партии на синтезаторе вызывают ассоциации с кабачными лабухами. Отдельного внимания заслуживает то, как эти песни сведены и записаны. Это абсолютно ужасно". - Может быть и прав был Минкульт СССР? И эта "критика" есть запоздалое выражение согласия с его позициями, с "рекомендациями", с запретами? Может быть тогда, будучи молодыми, люди просто не смогли самостоятельно разглядеть пустого, дурного, низкопробного? А ведь власть в лице Минкульта предупреждала...
Оркестр под управлением Геннадия Рождественского ведь в тысячу раз лучше звучал! И Вишневская с Атлантовым высокую поэзию пропевали... Чего это миллионы подростков именно в "слабеньком вокалисте" Цое своего Героя разглядели?
И все-таки меня поражает, как люди меняют свои взгляды на полярно противоположные, как топчут героев, которые меняли и музыку, и время, и сознание слушателей и которые живы до сих пор - в дорожках виниловых дисков, в лентах кассет, в плеерах, которых с удовольствием слушают уже и новые поколения... С каких позиций нео-"критики" обрушиваются на пусть и примитивное, но искреннее творчество народных героев?
...А теперь ради удовольствия и углубления плодородного слоя для размышлений перечитайте вышеприведенную "критическую заметку" ещё раз.
...Но почему, собственно, в тему "про коллекции"? - Да хотя бы потому, что совсем недавно я купил главные виниловые диски группы "Кино", которых у меня в ТО время просто не было по причинам дефицита, дороговизны и отсутствия проигрывателя винила.
Да что мне, кроме "Кино" слушать сегодня что ли нечего? - Отнюдь. Это приобретение скорее всего - знак уважения к главным рок-героям того времени. Повторюсь, ГЛАВНЫМ народным рок-героям, к которым, к сожалению, никак нельзя отнести ни Александра Башлачева, ни "Калинов Мост", ни даже "Аквариум".
Возвращаясь к "критике" мастерства исполнения группы "Кино" и вокальных данных Цоя, хочу заметить, что эти "оценки" сильно запоздали и являются не более, чем "секретом Полишинеля".
На эту тему давным-давно высказались и коллеги "киношников", и мастера звукозаписи, и даже сами участники группы.
Так, например, Юрий Каспарян вспоминал об очень неудачном выступлении "Кино" на грандиозном, рекордном по количеству зрителей (62 тысячи человек!) концерте в Лужниках:
- (Гурьянов) все темпы занизил просто... Н-о-о-о е-с-л-и е-есть в к-а-р-м-а-н-е-е-е п-а-ч-к-а-а-а сигар-е-е-ет. Медленно так... Ну, ведь мы тогда даже без метронома играли.
Сам Гурьянов о том же концерте говорил следующее:
- ...Была усталость, изношенность... Но фурор был, хотя мне не нравится этот концерт. Ужасно. Мне стыдно до сих пор, что он зафиксирован. Полгода гастролей. Вымотанные, уставшие все. Виктор тоже. Никто играть уже не может. Все пафосно очень, так медленно все сыграно. На концертах все было намного импульсивнее, а тут похоронные марши какие-то.
Виктор Цой:
- Ох, зря я подписался на эту авантюру.
Речь идет о последнем концерте группы "Кино" в Лужниках. - Пик популярности! И такое качество исполнения...
Не устаю смаковать феноменальную для нашего времени критическую заметку некоего Дона Корле... пардон, Корнелиуса, да-да, ту самую:
"...тексты песен мне уже не кажутся интересными, а кажутся надуманными. Но про тексты уже достаточно сказано, скажу про музыку. Она убогая и примитивная. Если убрать из нее тексты, то никто ее слушать не станет. Два аккорда - три прихлопа. То, что ее играли на гитаре в каждой подворотне, тому подтверждение. Партии на синтезаторе вызывают ассоциации с кабачными лабухами. Отдельного внимания заслуживает то, как эти песни сведены и записаны. Это абсолютно ужасно... Отлично слышно, что как вокалист Цой вообще никакой. В ноты он не попадает по несколько раз за куплет, пытается петь каким-то странным голосом, как будто ниже своего естественного тембра еще и немного гундося (это как бы его фирменная манера), странно тянет гласные... Как нелепо выглядят его движения! А вокал - вообще за гранью добра и зла..."
Это просто пир духа какой-то!
Вспомнил после этого феерического выступления рассказ некоего Бориса Гребенщикова.
- В 82-м я ехал домой в поезде с концерта откуда-то из пригорода. Там я встретил Цоя... До города ехать час, надо как-то убить время, и он начал петь... Я и подумать не мог, что такой величины автор вырос в Купчине и доселе никому не известен.
На следующий день я стал звонить друзьям-звукорежиссёрам, уговаривая их немедленно записать песни "Кино", пока ребятам ещё хочется играть... Я никогда никого не продюсировал и никогда никому не помогал... (но) когда я услышал Витькины песни, я не мог устоять и помог записать их из чистого эгоизма - я хотел иметь песни у себя дома.
Если бы я сейчас услышал песни, которые меня поразили бы так же, как Витькины песни тогда, я бы, честное слово, всё бросил и занялся именно этим. Но с тех пор я не встречал никого, чьи песни поражали бы меня так же.
А я посмотрел ... (- В общем-то уже давненько, но пусть останется впечатление. На память.) кинофильм Геннадия Шпаликова "Долгая счастливая жизнь" (1966). По идее такой фильм в СССР прокатывать просто не могли... Но вот, спустя почти полвека он нашел своего благодарного зрителя, т.е. меня.
Простая и сильная работа! Тут и новая для того времени поэзия кинематографа, и состояния, и впечатления, и "веселые картинки", и водка, выпитая утром... И актеры: Кирилл Лавров, Инна Гулая, Павел Луспекаев, Георгий Штиль, Виктор Перевалов. Все молодые-молодые! И актеры МХАТа с "Вишневым садом". И лица зрителей. И просто лица.
Оператор - Дмитрий Месхиев.
Необычная, романтичная картина с запахом мокрого леса, реки, надежды, любви и грусти.
И вот она бродит внутри. И заставляет думать, думать, думать. Держит рядом с собой.
"Долгая счастливая жизнь", дебютная и единственная режиссерская работа Шпаликова получила премию на фестивале в Бергамо. Это было воспринято съемочной группой и студией "Ленфильм" и как заслуженная награда, и как настоящее чудо. Говорят, что заключительной сценой картины был потрясен Микеланджело Антониони, увидевший в ней понятное и лаконичное выражение "некоммуникабельности чувств". Это было Признание, да еще какое признание режиссерского таланта Шпаликова! Однако, в съемках следующей картины ему было отказано.
Виктор ЦОЙ: Герой и его время. (Продолжение. Начало в сообщениях №№1084, 1085, 1086).
"...тексты песен мне уже не кажутся интересными, а кажутся надуманными.."
D.C.
Секрет бешеного успеха песен Цоя с треском, по-гусарски, словно шашкой - бутылку шампанского по горлышку, вскрывает всё тот же Гребенщиков*, которого трудно обвинить в неумении владеть словом:
- Песни Цоя, с одной стороны - абсолютный наив. С другой - языковое чутьё, игра словами и остальное с самого начала выдавали в нем большого музыканта. Он - абсолютный гений простоты, ясности и искренности. При этом и с эрудицией у него всё было в полном порядке.
Он (Цой) не был необразованным корейским мальчиком из ПТУ. Он много читал. У меня с ним никогда не было проблем в общении - он был человеком немногословным, но мудрым уже в юности.
Далее некто Гребенщиков признается даже в некотором стихотворном заимствовании у Цоя!
- Когда я искал фразы для своих песен, то вдруг понял, что начинаю пользоваться какими-то витькиными находками как чем-то, что уже присуще русскому языку, как любая классика, как часть золотого запаса... Многие вещи, которые писал Цой, настолькот повенчаны с русским языком, что даже не сразу можно понять, что Витька первым их озвучил.
Интересно! Хотите поспорить с виртуозом песенного текста Борис Борисычем?.. В свете его суждений материализуется интересный вопрос, который я на полном серьёзе намерен адресовать Господину Разочаровавшемуся: а может быть причина такого самоубийственого разочарования, по крайней мере, одна из причин - потеря постоянно действующей, двусторонней связи с живым русским языком?
* - Из книги "Борис Гребенщиков словами Бориса Гребенщикова". Изд. - Новое литературное обозрение. Москва. 2013 г.
Продолжение исследования феномена Виктора Цоя следует.
"Рок-звёзды, они же рубятся за правду. А Цой рубился ещё и за красоту".
Дм. Шагин.
Атмосферный, точный, бережно снятый фильм с "участием" самого Цоя, Сергея Бугаева ("Африка"), Александра Липницкого, Владимира Шахрина, Олега Гаркуши и др. Уникальные кадры выступления группы "Кино" 1986-го года. Лаконичная и безжалостная характеристика Марьяны Цой из уст руководителя Питерского рок-клуба. И многое другое, чрезвычайно интересное для поклонников группы "Кино".
Авторы фильма практически неизвестны. Лента не завоевала наград. Режиссер к уголовной ответственности не привлекался**. Но фильм - отличный.
* - В лучшие времена просто добавил бы ссылку к предыдущему сообщению. Теперь приходится создавать новое сообщение. Ну, если это устраивает собравшихся, то мне не трудно продолжать в том же духе.
МОГ ЛИ БОРИС ГРЕБЕНЩИКОВ ПОВТОРИТЬ СУДЬБУ ВИКТОРА ЦОЯ?
- Я сам, - рассказывает Борис Борисыч, - пару раз засыпал за рулем на скорости 120 км/ч. И тоже рано-рано утром. Я тогда ещё не знал, что в таких случаях нужно остановиться и поспать хотя бы десять минут, а уж потом ехать дальше. Оба раза меня спасало только чудо.
У Витьки был небольшой водительский стаж - меньше года. Когда неумелый водитель просыпается и садится за руль, всегда есть опасность... И он мог вполне уснуть за рулем - любой водитель знает, как это просто.
Наверное, нет никакого смысла сравнивать песни и путь Виктора Цоя с пропетыми текстами и потрясающей артистической судьбой Владимира Высоцкого. И все-таки кое-что этих авторов-исполнителей роднит.
Во-первых, и тот и другой - народные герои. Легенды. Споры и скандалы вокруг их имён не стихают до сих пор. Как не утихомиривается и народная, совершенно искренняя любовь.
Во-вторых, как Высоцкий играл на своей частенько расстроенной гитаре, так и Цой "играл" на своём, часто расстроенном голосе. Что совсем не уменьшило армии их верных поклонников.
В-третьих, их сумасшедшая энергетика. Поэтому слова, сказанные Гребенщиковым в адрес Виктора Цоя вполне можно было бы отнести и к Владимиру Высоцкому:
- ...когда выходит Цой - как будто за ним бригада, которая будет сейчас брать этот город. Видно, что он жизнь готов положить, не понятно за что, но энергия прёт - и это производит впечатление даже на плохом звуке, в ужасных помещениях. Песни Цоя в другом исполнении так не прозвучат. Публика верит определённым людям, определённым группам. В этом секрет рока.
И это на самом деле так: песни Цоя, как и песни Высоцкого, удачно перепеть не смог практически никто! И вроде всё правильно, и звук отменный, и текст - тот, и музыка - та самая... А вот не то! Нет шквала, нет взрыва внутри. Всё-таки любовь и дань уважения - разные вещи.
Вот, к примеру, цоевская "Кукушка", больше известная тинейджерам в каком-то надрывно-синтетическом исполнении Полины Гагариной, чем в исполнении автора.
И все-таки приятные, хоть и очень редкие исключения возникли. И - живут! Живут уже не первый год, всё набирая популярность. Например, "Видели ночь", которую молдаване Здоб Ши Здуб вместе с трио Эрденко сыграли посильнее самого Цоя со товарищи!
А песни Высоцкого... Да-а, попробуй спой, чтобы не стыдно было! Но мне кажется, что, например, "Лирическую" мог бы отлично, спеть... Муслим Магомаев. По-своему, по-магомаевски. У него получилось бы. Вот примерно так, как это сделал Селим Аляхяров. - Лично мне версия этого молодого певца очень понравилась.
Несколько слов об "американском концерте" Цоя.
или "Fuck my bold skull!"
В сентябре 1989 года группа "Кино" вместе с "Авиа", "Звуками Му" и вильнюсским "Bix" слетала в Италию, где приняла участие в советско-итальянском рок-фестивале "Back in the USSR". Думаю, состав советской "делегации" сформировал Артемий Троицкий. - Все группы из сферы его географических и вкусовых предпочтений.
После этого фестиваля Виктор Цой сказал:
- При всем моём интересе к зарубежной аудитории я прекрасно понимаю, то мне лучше вступать здесь, в нашей стране. (- Внимание! На дворе - 1989-й год. СССР ещё жив).
Скорее всего эти слова были реакцией на прием групп "Кино", "Звуков Му", "Авиа" итальянской аудиторией. Что ж, Цой был абсолютно прав. - Кому на Западе нужны были тексты Цоя про "перемены" или "Бошетунмай", театр абсурда Мамонова или эстетика "синих блуз" от "Авиа"? В конце 80-х Западу нужны были вообще "русские". Для осмотра на предмет присутствия у них клыков, медвежьей шерсти на загривках и маузеров в карманах. Тогда даже кореец Цой воспринимался "там" как стопроцентно "русский". Ну, может быть немного смахивающий на Брюса Ли...
В декабре 1989-го группа "Кино" вместе с режиссером "Иглы" Рашидом Нугмановым по приглашению Джоанны Стингрэй прилетели в США, где должны были презентовать свой фильм на фестивале независимого кино "Сандэнс".
...
После показа "Иглы" Цой и Каспарян дали импровизированный "концерт" в главном зале Фестиваля, в кинотеатре Egyptian, до отказа набиотом кинодеятелями и критиками.
Юрий Каспарян говорил об этом эпизоде так: - После показа "Иглы" мы сыграли... Но все довольно скептически было. Аудитория совершенно на нас впечатления не производила. Это было естественно - незнакомые люди, руссконеговорящие. У нас состав неполный... Мы-то ездили не концерт играть, а как туристы. И тут вдруг говорят: сыграйте концерт...
Играли мы по-старинке - в две гитарки. Сыграли то, что в фильме - "Группу крови", "Звезда по имени Солнце". Народ очень благосклонно это воспринял Россия была тогда в моде: они уже не страшные, вот они уже здесь!
Рашид Нугманов:
- Песен было шесть или семь... Позже, вечером на фестивальной тусовке в большом зале приемов директор фестиваля Тони Стаффорд попросил Виктора с Юрием ещё раз подняться на сцену, но Виктор вежливо отказался.
После выступлени на фестивале (- Но скорее всего все-таки после презентации фильма.) в адрес Джоанны Стингрэй, которую в Америке восприняли как продюсера группы, поступили предложения о сотрудничестве от крупных японской и американской звукозаписывающих компаний. На что Цой, подойдя на многолюдной финальной вечеринке к Рашиду Нугманову, с улыбкой во всеуслышание воскликнул" "Е...ать мой лысый череп!" На недоумённые взгляды иностранцев Цой ответил уже переведённой фразой: "Fuck my bold skull!"
...А вот Артем Троицкий считал и считает Цоя "просто весёлым парнем с Божьим даром писать гениальные песни". Ему же, Троицкому принадлежит довольно ёмкое и точное определение: Цой - это не правда. Цой - это миф.
Третий же сценарий ыильма о Цое, на этот раз Алексея Учителя, Троицкий считает "просто криминальным". И с ним, с этим сценарием "надо что-то делать".
ЦОЙ В ОДЕССЕ.
Май 1990 г. Центральный стадион ЧМП.
Свидетельства очевидцев нисколько не приближают нас к разгадке секрета популярности Цоя. Они лишь добавляют тайны к очень непродолжительному жизненному пути этого человека.
Вспоминает Вячеслав Мещеряков:
- Концерт проходил на футбольном поле... "Кино" приехало на белой машине... прямо на поле. Цой сказал "Здравтсвуйте", и они отыграли весь концерт без фанерного чёса. В конце Цой сказал: "До свидания, спасибо". И они уехали так же на машине, прямо с поля...
Что запомнил на всю жизнь? - Когда Цой пел: "...дом стоит свет горит...", у меня потекли слёзы, я не мог сдержаться. Ком в груди стоял, и я плакал незаметно для всех друзей. Со мной такое было впервые. Я был на концертах "ДДТ", "Нау", "Аквариума", "Коррозии" металла" и прочих, но нигде и никогда не плакал...
Вспоминает Артем Погосенко:
- Зрителей было где-то треть стадиона, примерно 3-4 тысячи человек. В основном подростки. Но и этого хватило, чтобы заглушить самого Цоя. Все присутствующие знали все исполняемые песни наизусть, а исполнялись песни в основном из "Группы крови" и "Звезды по имени Солнце". Поэтому публика подпевала во всю глотку и заглушала музыкантов.
Продолжает Вячеслав Мещеряков:
- Самое удивительное - уже когда они уехали - мне парень предложил за пятьдесят рублей диск с автографами всех участников "Кино".
...Интересно, остался ли этот диск с автографами "киношников" в Одессе? Как и тот, кто продавал его за пятьдесят рублей. Ведь наверняка это был один из нынешних участников Форума.
Есть у меня вот такой винил Грувера Вашингтона-мл. - Wine Light (1980).
Сейчас прозвучит заглавная композиция альбома "Winelight" , написанная Вильямом Итоном. Обычно я такую музыку не слушаю. Но композиция приятная. Практически, "тафель музик". Гостям нравится, аппетит не перебивает. Да и обложка альбома симпатичная, тематическая.
Послушаем...
Да в принципе и о "благородном винном собрании" говорить есть все основания...
Не помню, говорил ли о двух замечательных металлических "коробках" с великолепными записями Билли Холидэй и Клиффорда Брауна, живущих в моей коллекции вот уже который год. - Шикарные издания!
Время от времени достаю из потаённых домашних закромов, с большим удовольствием переслушиваю, пересматриваю буклеты...