Обзор винилкорректоров от Николая Сухова
|
Автор |
Сообщение |
adsh
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 3 465
Репутация: 231
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 01-04-2021 21:57
Это - косвенный показатель удачности построения схемы.
В ютубе есть отзывы, именно о звучании апериодической коррекции - почитайте.
Уже какой раз прихожу к мысли - любые резонансные контуры на входе УК / УВ, резонирующие в звуковом диапазоне - зло. Нужно делать малую входную ёмкость и загонять резонанс в ультразвук. А завал АХЧ на ВЧ (в случае УК - с ~15 кГц, 6 Дб/октаву) компенсировать апериодической коррекцией в ООС (зеркальным подъёмом). При этом, не происходит кручения фазы - она в завале и подъёме взаимно компенсируется. Уже не первый человек пишет, что такая коррекция значительно лучше звучит на ВЧ.
Для этого, в стандартном УК нужно выкинуть конденсатор, что стоит параллельно входу, входной резистор 47К поменять на 150К и поставить резистор, последовательно с конденсатором ООС. Ну и входные транзисторы должны быть с малой ёмкостью. Переделка довольно простая.
Думаю, что свидетели секты Даннинга-Крюгера (а это - часть повторивших конструкцию 81 года), недоумевали по поводу того, где же "стандартная ёмкость на входе". И лепили её туда, поскольку они же умнее какого-то там Сухова. А потом хаяли его и схему за то, что корректор "ярчит и неважно звучит" .
(Отредактировал 01-04-2021 в 22:06 adsh.)
:wq
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
AVV
Старожил
Откуда: Планета Земля
Сообщений: 7
Репутация: 0
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | adsh |
|
SVS
Ветеран
Откуда: Вінниця
Сообщений: 2 137
Репутация: 332
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 02-04-2021 09:34
(01-04-2021 21:57)adsh писал(а): Уже какой раз прихожу к мысли - любые резонансные контуры на входе УК / УВ, резонирующие в звуковом диапазоне - зло. Нужно делать малую входную ёмкость и загонять резонанс в ультразвук. А завал АХЧ на ВЧ (в случае УК - с ~15 кГц, 6 Дб/октаву) компенсировать апериодической коррекцией в ООС (зеркальным подъёмом). При этом, не происходит кручения фазы - она в завале и подъёме взаимно компенсируется. Уже не первый человек пишет, что такая коррекция значительно лучше звучит на ВЧ.
Для этого, в стандартном УК нужно выкинуть конденсатор, что стоит параллельно входу, входной резистор 47К поменять на 150К и поставить резистор, последовательно с конденсатором ООС. Ну и входные транзисторы должны быть с малой ёмкостью. Переделка довольно простая. Давайте всё-таки обратим внимание на тот факт, что корректор (Радио №3 1981г) вовсе не корректор Н. Сухова, а схематически -штатный корректор топового интегрального усилителя Kenwood KA-9100. И Н.Сухов всего лишь адаптировал данную конструкцию к нашей элементной базе, применив минимальные изменения в схеме. (А ведь использование оригинальных схем для повторения в промышленных масштабах запрещено авторскими правами. Но тут не промышленные масштабы, но всё-равно -защита авторских прав должна быть соблюдена, вот и изменения в схематике).
4-я тау не нужна. Эта дополнительная постоянная времени не прижилась у изготовителей виниловых корректоров. (А нужна была эта постоянная времени только лишь затем, чтобы ослабить инфра звуковую составляющую рокота при использовании директ-драйвовых проигрывателей винила,массово появившихся и использовавшихся меломанами в 70-е годы прошлого века. То-есть, 4-я тау, аналог "сабсоник фильтра" в усилителе-корректоре.)
Максимальный рокот ДД виниловых моторов как раз находится в диапазоне от 30Гц и ниже. При использовании пассиковых и роликовых вертушек (высокого класса), сабсоник фильтр(4-я тау в корректоре) не нужен.
Апериодическая коррекция, применённая в доработанном корректоре Кенвуд к месту,но только для "нашего времени",которое относится к началу 80-х годов прошлого века.
Объясню: Отечественный меломан не мог позволить себе менять виниловые катриджи черех 1-2 года, улучшая звучание своей виниловой системы. По-этому? с горем пополам купив один катридж, например ADC QLM-30 (там в тексте ж.Радио,упомянут в числе прочих и этот катридж), этот наш любитель качественного звука будет "молится на него". Чтобы купить другой хороший катридж, нужно выделить некоторую сумму из семейного бюджета. А это было не так просто в то время. По-этому... настроил один раз корректор под используемую индуктивность головки и согласовав две тау (входную и тау 5 , по схеме Н.Сухова) можно забыть о неравномерности воспроизведения корректора и наслаждаться звуком.
Сейчас, когда катриджи меняются со скоростью звука, что делать с этой "апериодической коррекцией" в случае использования корректора Н.Сухова. Или повторения его в железе? Она просто не нужна, каждый раз перенастраивать корректор под новую головку.....-головняк.
НО, конечно спасибо Н. Сухову за предложенную конструкцию, так-как это шаг (был в то время) к качественному звуку.
Спасибо!
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
adsh
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 3 465
Репутация: 231
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 02-04-2021 19:11
(02-04-2021 08:47)VNV73 писал(а): Ну хватит лукавить. Если ты подымешь наши переписки в ЛС более раннего периода, то станет очевидным, что ничего не меняется. Так ты же и лукавишь. То была личная пересписка, а тут - на публике .
(02-04-2021 08:47)VNV73 писал(а): Но насчёт короны ты там ему передай... Я даже знаю, что он ответит .
element, Вы даже не поняли, что такое апериодическая коррекция. Я же выше подробно всё написал - перечитайте, как и отзыв Олега. Она как раз и сделана для того, чтобы уйти от настоятельной необходимости подстройки входной ёмкости корректора под головку (рекомендуемая ёмкость нагрузки, часто указываемая в документации к картриджу). Отклонение АХЧ от стандартной, для разных головок, при использовании АК выйдет значительно меньшим, чем со стандартной коррекцией. К рокот фильтру (фильтру ВЧ) она никакого отношения не имеет. Как и к стандарту, по которому записывали пластинки, в разные годы.
Но, главный смысл такой коррекции в том, чтобы избежать резонансных контуров в звуковом диапазоне. Они портят звук - это хорошо слышно, в сравнении. Сухов это понял, ещё в те годы, а до большинства, это до сих пор не дошло. Потому, что не с чем сравнить - не делали такую коррекцию массово. Сейчас, так и у Корделла, в его корректоре, сделано.
P.S. Про авторство, всё ещё в статье 81 года написано - ничего не скрывалось. Он даже не прятался за "железным занавесом" тех лет. Никто бы ничего и не узнал.
(Отредактировал 02-04-2021 в 20:09 adsh.)
:wq
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 03-04-2021 09:52
(02-04-2021 20:21)adsh писал(а): .
P.S. Я ему тоже пишу рецензии. Очень даже придирчивые. То, что никто не заметил, из-за недостатка понимания темы. Старается исправлять .
Вот как, так у вас профильное образование, если вы пишите "рецензии" Сухову. Где, в каких профильных радио- изданиях?
adsh, прежде, чем делать корректоры, нужно знать (как минимум) свойства катриджей.
Уяснить себе, что катриджи скоростного типа имеют различные характеристики: электрическую , механическую и эффективную.
В статье, которую написал Н.Сухов (Радио №3, 1981г) приведена таблица с приблизительными индуктивностями ряда катриджей,видимо тех, которые имелись под рукой в те года.
В этой таблице только два высококачественных катриджа. Это Empire 2000 и Shure V15 mk lV. Эти катриджи не нуждаются ни в какой апериодической коррекции(им достаточно обеспечить только правильные присоединительные параметры по входу) в корректоре винила для согласования катриджа и входа корректора,для получения ровной частотной характеристики в области ВЧ при использовании пластинки с записью,скорректированной по RIAA. У этих катриджей эффективная (суммарная) характеристика в области ВЧ выбрана изготовителями таким образом, чтобы при взаимной компенсации механической характеристикой катриджа, его же электрической характеристики, получить линейную (или близкую к линейной) характеристику на нагрузке 47 ком. Впрочем, вам это не нужно.
Назовите хоть одну промышленную конструкцию корректора винила, в которой индивидуальная подстройка корректора под катридж производилась перепаиванием радиоэлемента с предварительным его (радиоэлемента) вычислением по формулам.
Назовите,плиз. (не переставлением джамперов на плате, а именно перепайкой,с предварительным вычислением номинала).
Как вы считаете -такое удобно, или нет для пользователя?
Остальные катридже в таблице так-как они относятся к средненьким катриджам типа ММ, вероятно требуют индивидуальной подстройки корректора (любого) под себя по присоединительным параметрам: нагрузка, которая может быть варьироваться в пределах от 22 до 220 ком. для ММ катриджей и выбор шунтирующей нагрузку емкости, той,которая указана в паспорте на катридж.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
element
Ветеран
Откуда: Харьков
Сообщений: 7 726
Репутация: 1263
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 03-04-2021 11:58
Я собирал. Сначала по схеме Сухова (году в 84...). И неоднократно. Звучание хорошее. Затем, по оригинальной схеме Кенвуда. Этот звучит лучше, но в этом случае,уже другие комплектующие (чем в 80-е годы): фирменные транзисторы и конденсаторы.
В мануале имеется чертёж оригинальной платы корректора. А можно использовать и суховскую плату. В первом каскаде (дифференциал) можно применить 2SK170BL, (оригинальная-согласованная пара полевиков в одном корпусе-2SK68 )отобрав в пары по напряжению отсечки и близким начальным токам. Во втором каскаде желательно использовать малошумящие ВС109С, или ВС 547С. Для третьего каскада (работающего в А классе) и источника тока-большой выбор транзисторов на усмотрение диера. В оригинале используются 2SA899 (150v, 50mA, 1W) в выходном каскаде и 2SC 1904 (150v, 50mA, 1W) в источнике тока.
В цепях коррекции лучше применять конденсаторы с полистирольным,или полистереновым диэлектриком.
Остальное-на усмотрение диера.
|
|
|
|
WoWaN
Ветеран
Откуда: ПМР Тирасполь
Сообщений: 9 800
Репутация: 425
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
vitamir
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 1 914
Репутация: 84
|
|
|
|
Soviet Union
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 309
Репутация: 96
|
RE: Обзор винилкорректоров от Николая Сухова / 03-04-2021 13:58
Я делал УК в 1980 - каком-то году. К нему же БП на ОУ 1УТ401Б. Тогда, по сравнению со штатным УК на 548УН1, вертушки Радиотехника-001, лучший звук извлекался. Хотя и на 548УН1 корректор был не плох. Головка ГЗМ-005Д, кажется была. Позже, на Веге-106 тоже ставили приятелю УК Н. Сухова. Однако звукосниматель МФ-100 такая дрянь, что никакой корректор ей не поможет, хотя значительно лучше встроенного, на 553УД1. Сейчас в старенькой Веге-106 трудится. Лет пять тому, заменил пару электролитов. Понятно, что все мои суждения субъективны и обусловлены моим личным восприятием звука.
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)
|
|