Исполнительское мастерство
|
Автор |
Сообщение |
Snark
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 7 055
Репутация: 420
|
Исполнительское мастерство / 07-11-2011 13:38
- Ему [Черному Королю] снится сон! — сказал Траляля. — И как, по-твоему, кто ему снится?
- Не знаю, — ответила Алиса. — Этого никто сказать не может.
- Ему снишься ты! — закричал Траляля и радостно захлопал в ладоши. — Если б он не видел тебя во сне, где бы, интересно, ты была?
- Там, где я и есть, конечно, — сказала Алиса.
- А вот и ошибаешься! — возразил с презрением Траляля. — Тебя бы тогда вообще нигде не было! Ты просто снишься ему во сне.
- Если этот вот Король вдруг проснется, — подтвердил Труляля, — ты сразу же — фьють! — потухнешь, как свеча!
— Ну нет, — вознегодовала Алиса. — И вовсе я не потухну! К тому же если я только сон, то кто же тогда вы, хотела бы я знать?
— То же самое, — сказал Труляля.
— Самое, самое, — подтвердил Траляля
Он так громко прокричал эти слова, что Алиса испугалась.
— Ш-ш-ш, — прошептала она. — Не кричите, а то вы его разбудите!
— Тебе-то что об этом думать? — сказал Труляля. — Все равно ты ему только снишься. Ты ведь не настоящая!
— Нет, настоящая! — крикнула Алиса и залилась слезами.
--------
Весной я уже поднимал похожую тему, которая имела определенный успех (39 стр. обсуждения), правда тогда я пытался поговорить о терминах музыкальность, аналитичность и т.д. в условиях увлечения hi-fi или другими словами прослушивания музыки на системах высокого качества:
https://hi-fi-forum.net/thread-27550.html
Теперь же мне хотелось бы переместиться «по ту сторону зеркала» и попытаться разобраться в вопросе: что же такое исполнительское мастерство?
К сожалению. Я снова столкнулся с тем, что все понимают это по-разному, а для меня очень важно разговаривать с оппонентами на одном языке. Итак позволю себе процитировать из вышеуказанной ветки:
«Музыкальность - это "В первую очередь – исполнительское мастерство: контрасты, динамические эмоциональные всплески, атака и затухание там где нужно, вибрато, стакатто, пиано….да – в этом много технической составляющей, но техникой тоже нужно уметь пользоваться для выдавливание правильных эмоций у слушателя…»
Я помню, что в той ветке со мной согласились далеко не все, но я продолжу гнуть свою линию.
Дабы не скатываться в канаву классической академической музыки приведу очень простой пример исполнения украинской народной песни:
1. https://www.youtube.com/watch?v=AGBNIeMDSOo
2. https://www.youtube.com/watch?v=Fb6eCiaca...re=related
Ну же….как можно сравнивать такие вещи? – скажет кто-то – в первом случае исполнение аматорское, а во втором профессиональное!
Согласен, но простые примеры на то и простые, что все наглядно и понятно с первого раза. Потому что исполнительское мастерство зачастую путают с высокой техникой, но поверьте – это не одно и тоже. Овладеть техническими приемами: ритмом, скоростью, штрихами и т.д. сложно, но имея определенные способности вполне возможно. Для этого не нужны годы, жизнь, века….Как правило нормальный консерваторский уровень уже предполагает наличие высокой техники, а вот исполнительское мастерство….это когда при помощи техники, тебе удается пропустить музыку через себя, приготовить безудержный «коктейль Молотова» и выплеснуть его на невинные головы замерших в экстазе слушателей…и когда им передается твое волнение, страсть, лед и пламень – значит с исполнительским мастерством все в порядке: there is a connection – как говорит один мой друг из Дубаи.
Давайте попробуем посмотреть на конкретном примере где есть мастерство, а где просто высокая техника:
1. https://www.youtube.com/watch?v=sVeuDVZXHxo
2. https://www.youtube.com/watch?v=juLRqSV45vo
Обязательно ли наличие страсти? Я считаю – да! И это касается не только музыки. Вы хотите приготовить блюдо так, чтобы гости рыдали и вылизывали тарелки языками и вымакивали соус хлебными корками? Вам непременно понадобится СТРАСТЬ!
Обязательно ли наличие волнения? БЕЗУСЛОВНО! Самый одаренный, гениальный, технически безупречный исполнитель ВСЕГДА волнуется, когда выступает вживую. И это кстати очень важный момент, когда мы пытаемся сравнивать запись в студии и на концерте – в студии исполнение всегда будет более сдержанное и выверенное – в «коктейле» практически не будет адреналина.
Я где-то читал, что когда у Караяна телеметрически измерили пульс во время концерта – он был в 2 раза выше, чем в спокойном состоянии. За штурвалом своего личного самолета он чувствовал себя намного спокойнее.
При чем же здесь hi-fi спросите вы? А при том, что когда я слушаю систему или определенный компонент, для меня очень важны все эти страсти, волнение, всплески эмоций и т.д. И не думайте, что если это все есть В ЗАПИСИ, то оно обязательно будет воспроизводиться любой hi-fi системой. Как бы не так! И тому подтверждение бесчисленное множество компонентов, которые бродят по барахолке и никак не могут найти своего пристанища….да они и не найдут никогда. А музыкальные компоненты всегда будут на вес золота….и я искренне желаю всем, кто занимается изготовлением компонентов самостоятельно, и тем, кто занимается построением системы своей мечты побольше настоящих музыкальных компонентов, которые будут приносить радость от прослушивания их любимой музыки. А чтобы поменьше ошибаться – обращайте внимание на исполнительское мастерство. На этом пока закончу...возможно будет продолжение с примерами того как и что слушать уже в своей системе
П.С. Любителям только электронной музыки повода для беспокойства нет. Впрочем как и любителям тяжметала, шансона и современной попсы.
П.П.С. Напоследок задачка чуть сложнее:
1. https://www.youtube.com/watch?v=1jEBoO2eln4
2. https://www.youtube.com/watch?v=na_A98olNY0
выбирайте и решайте сами.
Слушать музыку - это, без сомнения, один из самых
экстравагантных способов тратить деньги.
Маурисио Кагель
|
|
|
|
Выразили согласие: | HiFiR , IhorP , groove , Sound-YP , palpal , bwv639 , Denis77 , mvv , Нейтрон , arcam , Sheridan , Provizor , iLMe57 , Etranger , sergos , nem2007 , Серж Ч , energa , синоптик |
|
groove
Ветеран
Откуда: Харків
Сообщений: 10 186
Репутация: 463
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
VictorV
Ветеран
Откуда:
Сообщений: 11 474
Репутация: 612
|
RE: Исполнительское мастерство / 07-11-2011 14:22
Игорю респект. поднята хорошая тема. мало таких на форуме.
мнение от себя.
исполнительское мастерство состоит из техники и понимании произведения, замысла автора. немаловажным моментом является вкус исполнителя, чувство меры. любой исполнитель - прежде всего интерпретатор. и тут немаловажно, сколько перца, соли и сахара он выплеснет в своем исполнении и уместно ли будет это.
поэтому наличие "СТРАСТИ" наверное не всегда и совсем уместно. тем более, что были великие исполнители, которые эту самую страсть предпочитали держать под контролем, считая, что важно донести музыку до слушателя точно и беспристрастно. и у них это очень хорошо получалось.
(07-11-2011 14:18)IhorP писал(а): Нажаль ніякий HIFI це не передасць - пригодиться відвалювати бабоси за білети
замісць тєґти лyзлеси з нета. не согласен. можно получить большое количество эмоций и дома.
во-первых, есть техника, которая позволяет вытянуть те самые эмоции.
во-вторых, на записях я слушаю лучших, живьем их услышать либо уже невозможно, либо очень проблематично. но посещение концертов при этом никоим образом не отменяется.
что еще заметил - у меня именно после посещения концерта сильно обостряется эмоциональное восприятие классической музыки дома. даже не знаю, как это точно объяснить и почему это происходит...
(Отредактировал 07-11-2011 в 14:31 VictorV.)
|
|
|
|
IhorP
Ветеран
Откуда:
Сообщений: 983
Репутация: 40
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Андреич
Старожил
Откуда: Киев
Сообщений: 656
Репутация: 95
|
RE: Исполнительское мастерство / 07-11-2011 15:00
Тема-то поднята очень и очень непростая.
Касается это все не только музыки, это касается любого искусства - от музыки до литературы-поэзии и живописи-графики-фотографии.
ИМХО - главное личность исполнителя, композитора, литератора, короче, того, кого можно назвать творцом.
Именно поэтому невозможно вывести "формулу любви" , а народу почему-то всегда и по любому поводу ужасно хочется вывести именно формулу, чтобы подставить и получить - прямо какой-то квадратный трехчлен!
Древние китайцы и иудеи создали независимо друг от друга полные своды правил на абсолютно все случаи жизни, что, конечно, сильно помогает быстро принимать решения, но гибкость-то исчезает
И получается в результате покой и стабильность, но какие-то кладбищенские - все очень предсказуемо и невероятно аккуратненько.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Snark
Ветеран
Откуда: Киев
Сообщений: 7 055
Репутация: 420
|
RE: Исполнительское мастерство / 07-11-2011 15:43
(07-11-2011 15:29)Sound-YP писал(а): Но у меня вопрос, можно ли рассматривать исполнительское мастерство в отрыве от мастерства воспринимающего (слушателя), имеют ли они независимое существование
К сожалению легкой прогулки не предвидится: чем сложнее музыка и искуснее исполнение, тем большего уровня подготовки требуется от слушателя. В конце 18ого века жил один молодой, но не в пример чуткий и эмоциональный человек...и звали его Вильгельм Вакенродер. Он умер от тифа, когда ему было всего 20, но до этого времени успел записать не мало интересных и самое главное мудрых мыслей. Вот одна из них:
"только один вид наслаждения истинен: он заключается в старательном слежении за звуками и их переплетением, в способности всей душой отдаваться захватывающему потоку ощущений, не отвлекаясь на посторонние мысли".
Конечно, чем лучше ты разбираешься в композиции, ее архитектуре и вариантах исполнения, тем легче тебе следить за "звуками и их переплетениями". Но будучи дилетантом пережить музыкальное событие и впечатлиться эмоциональным всплеском и СТРАСТЬЮ исполнителя - вполне возможно. Главное - желать этого.
А если не полениться и перед походом на какой-нибудь концерт предварительно почитать биографию композитора и исполнителей, познакомиться с их творчеством, послушать (причем не раз и не два) произведения, то на самом концерте многие вещи будут понятнее, и шансов заскучать будет куда меньше...
если, конечно, исполнение будет соответствующее
Слушать музыку - это, без сомнения, один из самых
экстравагантных способов тратить деньги.
Маурисио Кагель
|
|
|
|
palpal
Ветеран
Откуда: Макеевка
Сообщений: 3 407
Репутация: 286
|
RE: Исполнительское мастерство / 07-11-2011 15:46
Интересные разговоры Снарк заводит..
К глубокому сожалению музыкального образования не хватает ,а сейчас и некогда и ,наверное,поздно...Но свой пятак попробую вставить - для меня "исполнительское мастерство " напрямую связано с Личностью исполнителя,с его характером...Можно научить всему человека,но если у него внутри нет для меня ничего "своего ",то не трогает...Похожие вещи мы обсуждали с товарищем на примере темы Нино Рота из Крёстного отца : есть Поль Мориа,тётки все плачут ,а эту же вещь развивает Манчини- получи,фашист,гранату...такая вселенская скорбь одного человека...что ты...Вот такие личностные нюансы и делают погоду...Переживания,страсти есть у всех,но не у всех они дотягивают до "символа "..Практически все ИСПОЛНИТЕЛИ это люди сами непростые,которым есть что сказать своё через Баха или того же Газманова ( на одном его вечере Эскадрон спела одна великая советская "народница " - был шок для всех )...
Где-то так...ещё Высоцкого можно вспомнить- ни техники,не мастерства ,но второго такого нет...
Ещё про страсть...есть другой полюс музыки - церковное пение,там страсть не приветствуется,больше трезвость...Но бывает ,что почти при полном отсутствии страсти слышишь такой накал-не вмещается просто в сознание...
Видно и техника меломанская делается людьми страстными,потому её и ищем как грааль...
|
|
|
|
Пользователи просматривают эту тему: 3 Гость(ей)
|
|