(28-05-2024 05:03)VeschiiOleg писал(а): СДП нужна всегда, т.к против физики не попрешь... SOL ленты с фиксированным подмагничиванием не улучшить. Да, приличная дека пишет тоже хорошо и без СДП, но не реализуя при этом весь потолок ленты. Даже Накам СДП не помешала бы, если бы владельцы фирмы не были "упертыми" и купили лицензию.
Некий эффект расширения базы имеется. В 700ке хорошо выражено, видимо какое-то проникание есть и сложение в противофазе происходит. Не разбирался, ибо не мешает, а наоборот.
Это особенность схем на дискретных транзисторах, в которых имеется множество цепей, влияющих на АЧХ.
Заметный вклад в "сцену" вносит аутентичная система Долби, где её выключение производится замыканием входа сумматора на землю. При этом остаётся некоторая неравномерность АЧХ/ФЧХ, ничем не управляемая, с поканальной разницей, которая расширяет сцену и создаёт этакий хорус, который может быть приятным на слух.
Также, множество транзисторных каскадов по простейшим схемам питания (резистивных, без токовых зеркал) создают нелинейность до 0.8%, где доминирует вторая аудиофильская гармоника.
Есть деки, собранные на куче ОУ, но имеющие в составе допотопную Долби, которую ещё лично Рэй разрабатывал в 67-м. Типичный пример - Вильма 104, 204, 102 итд.
Если сделать обход Долби на реле, то звуковая картина становится ближе к оригиналу, но исчезает фирменный почерк аппарата.
У меня сделано, но аудиофилам не советовал бы. (на фото как раз запечатлён этот момент, там же виднеется реле "источник-лента", установленное в панельку вместо К547КП1А)
В Накамичи 700 такая же древняя Долби-Б есть, только питание повысили до 17В, чтобы сохранить приемлемый Кг.
В 70-е годы радиолюбители сами паяли себе сцену, и регулировали как им надо. Схем куча.
Многим владельцам старой аппаратуры повезло в том, что у них все эти фазосдвигающие сопли встроены сразу с завода)
Или стали таковыми со временем, из-за старения элементов. https://studfile.net/preview/16526432/page:14/
Это да. Суммарно разностный расширитель базы на 2 ОУ стоит у меня в усилителе мощности (в предв.каскадах) специально для этой цели. Глубину расширения от моно (0 раз) до примерно 2х раз можно высановить подстроечником по желанию.
Влияние Долби в выключенном состоянии на расширение базы не исключено, т.к чипы там достаточно древние...
В поздних чипах, от Сони "прозрачностью" можно не заморачиваться, в выключенном состоянии, не влияет вообще, можно не обходить.
У Накамичи 700 и других подобных экспонатов (древние усилки на рассыпухе итд), фишка именно в том, что эффект расширения стереобазы происходит без подмешивания сигналов из канала в канал.
А ещё в таких схемах могут происходить другие аудиофильские "чудеса", типа перевоспитания сущностей™.
Знакомый разработчик ЦАПов класса хай-энд рассказывал, как они дурили публику. В сигнале с помощью цифровой фильтрации сильно принижался участок 14-20 кГц, а вместо него подмешивалась вторая гармоника от более низких частот. И о, чудо! - цифрогрязь исчезала, а мутный верх становился хрустальным. Ничего не напоминает по принципу работы?
А напоминает он ламповый однотактный усилитель, так любимый аудиофилами.
С бумагомаслянными конденсаторами в сигнале и как минимум, одним трансформатором на выходе. А лучше - когда трансформаторов много. И лампу желательно подревнее, чтобы хрипела благородней. И без ООС, ибо фазу крутят так, что она превращается в ПОС.
Такие усилки имеют хорошо выраженную 2-ю гармонику и повышенные искажения на краях диапазона. Вот и появляется сцена и прочие чудеса для малограмотных.
Лучше 2 транса на выходе,как минимум,чтоб на каждый канал симметрично.
И если транзюковый,то германий.И в преде и в оконечнике.
И чтоб транзюков на выходе по паре,а не 4-8 и т.д.
Бумага в сигнале,это хорошо,хоть и грязнее плёнки.
И разводка моножилой.
И будет счастье...
Появляется тот звук который они хотят слышать. Мало кому нужен плоский, сухой но идеальный на приборах звук. Пусть он будет хоть полной копией того чего записали в студии и смастерил звукорежиссер, но если не вовлекает накой он такой нужен через 100% идеальный тракт по приборам.