1983 год. Что происходит? Ну, генеральный казначей объявил сокращение социальных расходов, английская футбольная команда подверглась наказанию за проигрыш на Уэмбли, над Великобританией, из-за бури в Сахаре, прошел красный дождь. Кажется, кое-что никогда не меняется. В сфере hi-fi начинается продажа формата CD в Великобритании… и запуск новой акустической системы ВВС – монитора LS5/9. В то время как урезания «социалки», футбольные замешательства и странные погодные явления остаются с нами, компакт-диски пробивают себе дорогу в преддверии атаки цифровой записи данных. Что же до акустической системы LS5/9… хм, разумеется, за минувшие 30 лет в проектировании звуковых колонок произошли некоторые сдвиги, создали нечто выдающееся?

Может, и нет, если придерживаться доктрины, что хорошая акустическая система способна выдержать проверку временем. И системы ВВС, разумеется, справились с этим – как показал успех различных лицензированных вариантов модели LS3/5a. Поскольку система изначально создавалась для мониторинга речи в небольших пространствах, она до сих пор представляет собой классический выбор для профессиональных ценителей звука, которые ставят точность воспроизведения выше искусственности. Ее «коллега», акустическая система LS5/9 была большей по размеру, с фронтально расположенными портами, и создавалась для демонстрации более высокого звукового уровня и удобства применения в больших помещениях. Но этот 30-летний промежуток времени все еще был препятствием, когда находящаяся в Девоне компания Graham Audio решила оживить классический проект.

 

Она была лидирующей во времена, когда используемая в оригинальной версии мягкая купольная 34-милиметровая «пищалка»  все еще поставлялась французским производителем, фирмой Audax, а 200-милиметровый средне-басовый драйвер, некогда производимый компанией Rogers, давно уже был снят с производства. Чтобы компенсировать потерю, компания Graham Audio обратилась к эксперту в области акустики Дереку Хьюзу – сыну основателей фирмы Spendor, Спенсеру и Дороти Хьюз – с предложением воссоздать заново акустическую систему, технически максимально приближенную к спецификациям оригинала. В новой модели используется такая же полипропиленовая мембрана, как в оригинальной акустической системе, но с несколько отличающимися характеристиками, что также подразумевает необходимость использования обновленного кросовера.

 

Когда решился данный вопрос, остальные перемены оказались минимальны. Размеры остались прежними: 28см x 27.5см x 46см. Корпус, как и прежде, тонкостенный, изготовлен из березовой фанеры, хотя вместо битумного используется более высокотехничное послойное демпфирование. Уберите установленные заподлицо грили, и вы увидите, что дизайн монитора ВВС воссоздан в мельчайших деталях. Короче говоря, система не особенно красива. Фронт акустики пестрит множеством винтов – как и защитная сетка на «пищалке» (ее установка также потребовала винтов), и выведенные точки ручной пайки кроссовера, предназначенные для высоких частот. Честно говоря, вы наверняка захотите поскорее вернуть грили на место. Но опять же, звуковая колонка LS5/9 создавалась не для того, чтобы хорошо смотреться, а чтобы точно воспроизводить звук.

 

На тыльной стороне акустической системы находится пара прочных винтовых клемм. В общем и целом, акустическая система Graham Audio действительно до мелочей выглядит как разработка ранних 80-х, особенно в сравнении с некоторыми современными скульптурными, с цельнолитым корпусом, колонками. Однако, как известно, главное – это звук… 

Качество звука

 

При первом прослушивании акустическая система LS5/9, возможно, не заставит вас усесться и уделить ей должное внимание. Если и существует система, требующая времени для очаровывания, то это LS5/9. Чем дольше я слушал, тем более сильное впечатление она на меня производила. Прежде всего, это относится к теплой, естественной, легкой манере, в которой она преподносит музыку. Система LS5/9 глубоко внедряется в музыкальную информацию моих любимых треков, но в то же время не кричит об этом подобно некоторым последним моделям, которые чрезмерно акцентируют на басах или верхних частотах для привлечения внимания в шоу-рум. Презентация акустической системы Graham более нюансирована – и тем лучше для нее.

 

Срез джаза, вроде музыкальной композиции «Last Chance Disco» группы Acoustic Ladyland обладает потрясающей глубиной и размахом с точки зрения презентации возможностей акустической системы. Это плотная музыка, требующая высокого разрешения для адекватного разматывания разнообразных инструментальных прядей, что LS5/9 проделывает с апломбом. Нет смысла перегружать систему ради презентации, есть лишь несомненное ощущение уверенности в том, что звуковая колонка чудесно справляется с задачей. Не удивительно, что подобные системы были созданы корпорацией ВВС для мониторинга, они способны выйти за пределы музыки и обеспечить подачу звука в качестве партнерского оборудования.

 

Слушая фортепьяно Кейта Джарретта в композиции Arvo Part «Tabula Rasa», одновременно ощущаешь плотность и резонанс. Когда низкие ноты тают, это так реалистично – кажется, точь-в-точь как в свое время в студии. Переключишься на женский вокал, – скажем, на Нико в композиции «All Tomorrow’s Parties» группы The Velvet Underground, – и вот она, прямо передо мной! Любители ритмичных танцевальных мелодий, возможно, найдут басы не слишком мощными, поскольку, как и большинство устанановленных на подставки колонок, системы LS5/9 не достигают инфразвукового уровня. Но если музыка это предполагает, низов достаточно, вдобавок, подчеркнутых акустической системой. Блуждающая синтезаторная партия в композиции «Rhythm And Stealth» группы Leftfield звучала весьма насыщенно, с атакой. Местами, правда, возникало чувство «вылета» – басы вроде как слегка отставали от остальной музыки – но это не отвлекало от присущего альбому общего стремительного ощущения движения. И даже если отслеживать только частотный диапазон, результат звучания уже поистине блистательный.

 

Полипропиленовый СЧ/НЧ динамик обладает таким восхитительным особым качеством, что любая музыка кажется густой и притягательной. Ему также чудесно удается разделять звуки в сложных местах, благодаря чему можно вслушаться вглубь инструментальной партии и одновременно оценить ее окружение. Возьмем «Ascension» Джона Колтрейна. Это шквал свободного джазового звучания, которое может быть тяжелым и жестким на некоторых современных колонках – особенно на тех, которые словно швыряют звук прямо на тебя. Однако через акустику Graham идет значительно более размеренная музыка. Тональный баланс на высоте, в то время как отдельные исполнители четко различимы в общем звучании. Иными словами, акустическая система выполняет то же самое, что обязан делать студийный монитор – дает возможность слышать звук, не навязывая без меры характерные ему свойства.

 

Надо сказать, могут найтись люди, которым подобная презентация покажется слишком осторожной и не захватывающей, переводящей колонки LS5/9 в разряд оборудования «табачной трубки и тапочек», пригодного лишь для тех, кто обожает винтажные прослушивания. Но это будет ошибкой. Колонки LS5/9 обладают достаточной тонкостью и драйвом для захватывающего звуковоспроизведения, если того требует музыка. В то же время, если необходимо, они способны придавать звуку исключительную чистоту. Поставьте какой-нибудь современный, компрессированный рок или поп, и колонки Graham Audio быстренько сообщат вам все об этой музыке. Но дайте им качественную, с высоким разрешением, запись, и они подадут ее во всей красе. И в самом конце скажу – эта акустическая система звучит честно.

Заключение

 

Фирма Graham Audio проделала неплохую работу с лицензированной ВВС акустической системой LS5/9. Общий звук колонок хорошо сбалансирован, линеен и равномерен. Отсутствуют как «кусающие» высокие частоты, от которых уши готовы свернуться в трубочку, так и бьющие, подавляющие все остальное басы. Конечно, некоторые колонки недавних лет выпуска, как поначалу кажется, способны сделать звук более захватывающим, но LS5/9 со временем вознаградят вас тем, что позволят музыке течь, а не выстреливать в вас к вашей вящей досаде. Оригинальные колонки ВВС доказали свою популярность 30 лет назад – и я готов поклясться, что последнее повторение Graham Audio вполне способно дарить слушателям музыкальное наслаждение еще добрых 30 лет. Просто помните, что они должны сочетаться с подходящим по мощности усилителем и жесткими стойками. А еще, не забудьте правильно их разместить. После чего усаживайтесь удобно и наслаждайтесь.

 

Вердикт

Хорошо продуманная модернизация классической разработки акустической системы. Исключительно музыкальная и приятная.

 

 «ЗА»

- ровные средние и высокие частоты

- утонченность в нюансах

- правильные послезвучия

 

 «ПРОТИВ»

– необходим мощный усилитель

– незначительный акцент на басу

Замеры параметров

 

Наш анализ частотного диапазона показывает ровные характеристики на протяжении большей части аудиозаписи. Отсутствует провал между средними и высокими частотами, который размягчал бы звук, однако возникает фазовый провал при приближении микрофона к осевой линии «пищалки» и выше. Но поскольку колонки расставлены широко, данный факт представляется несущественным. Высокие частоты имеют небольшой спад свыше 10 кГц на оси «пищалки», скорее всего из-за защитной сетки. Также отмечается некоторое повышение басов, достаточное для того, чтобы показать, что акустическая система Graham имеет «тело» для звука.

 

По результатам нашего анализа, нижние пики басов главным образом находятся в пределах 70 Гц, что коррелируется с «навесом», наблюдаемым при анализе затухания в 200 мс. Таким образом, басы будут звучать выпукло, а также, возможно, чуть приземисто и с некоторым излишеством. Настроенный на 45 Гц порт фазоинвертора хорошо продлевает басы, благодаря чему акустическая система Graham будет воспроизводить мощные басы, а также не исключено, что и инфразвук.

 

НЧ-динамик имеет верхний DCR величиной в 7 Ом – больше, чем современные 4 Ома – что в итоге дает общее замеренное сопротивление в 12 Ом. Данный высокий уровень понижает чувствительность к электрическому напряжению. Колонки Graham способны выдавать разумные 87 дБ от одного номинального ватта входа (2.8V). Для мощного звучания рекомендуется усилитель не менее 60-ватт.

 

Несмотря на то, что анализ затухания в 200 мс обнаружил «навес» басов на низких частотах, в среднечестотной области НЧ/СЧ динамик на выходе был чист, предполагая низкую окраску звука. Акустическая система Graham Audio LS 5/9 демонстрирует отличные результаты измерений с четкими характеристиками. У нее будет «нежный» звуковой баланс с роскошным фундаментом и мощными басами. Для более громкого звучания потребуется более мощный усилитель.

Автор: Hi-Fi World