Фазировка акустики влияет на звучание ?
|
Автор |
Сообщение |
AntonZP
Ветеран
Откуда: Příbram
Сообщений: 8 764
Репутация: 364
|
RE: Фазировка акустики влияет на звучание ? / 07-01-2014 16:09
(07-01-2014 15:49)magicm3n писал(а): Поэтому еще в первом сообщении темы я озвучил предмет обсуждения - фазировка АС в целом, оба канала сразу.
это называется "абсолютная фаза".
весьма важное понятие в профессиональном звуковоспроизведении: при озвучивании концертов, в звукозаписи и т.д.
любой проф компонент "неинвертирующий" с четким указанием "+-" или часто в пультах, выходных кроссоверах и т.д. имеется кнопка "фаза".
без четкого соблюдения этого условия проф работа превращается в бесконечную головоломку.
в быту на сей фактор впринципе плевать, хотя шизотерики как всегда буду напевать о геомагнитных всплеках на юпитере.
теоретически, на некоторых инструментах, например бочке, мембрана при ударе колотушкой движется на нас создавая повышение давления а не понижение, но передать такое может только полный УПТ тракт с отсутсвием кручения фазы начиная с единиц Герц, ну и с соответсвующими АС.
(Отредактировал 07-01-2014 в 16:22 AntonZP.)
|
|
|
|
DVAR
Старожил
Откуда: Тульская обл.
Сообщений: 685
Репутация: 169
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
oleg2566
Ветеран
Откуда: Україна
Сообщений: 7 540
Репутация: 391
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Выразили согласие: | |
|
Yuri S
Специалист
Откуда: Харьков
Сообщений: 11 204
Репутация: 909
|
RE: Фазировка акустики влияет на звучание ? / 07-01-2014 18:18
(07-01-2014 17:01)triumph76 писал(а): А как определить где + - у ламповика с незаземленной вторичкой?
Не менее сложно чем с заземлённой. Немного некорректно выразился, но понять легко если вспомнить: а как фазу ищем в подключении сетевого трансформатора.
На мой взгляд все фазировки связаны с направлением в проводе. Если приходиться фазировать динамики против шерсти, то слишком много радости это может и не принести. Т.е. акустически, фазы на стыке соседних полос будут совпадать, а с точки зрения направления провода в динамической головке - нет, то это простое попадалово.
Так технологически совпало, что + динамика совпал с началом провода в нём (можно сказать повезло), и если из-за порядка фильтра фаза сильно развернулась, то логичнее подвигать динамик вдоль оси. Но это сложно для массовки, ведь все динамики вешают на одной плоскости морды колонки. Да и о дизайне никто старается не забывать: продавать-то нуна!
Были догадки об "обсолютной фазе" ну типа как барабан ухнет, так в этот-же момент и динамик вперёд должен сдвинуться. Только как там у барабана волна пойдет, никто толком не знает и вроде не заморачивался, а слышно это на всех инструментах, даже на фано, где фаза совсем потерялась во внутренней электронике.
В общем как я не крутил-мутил вокруг фазы, всё сводилось к направлениям.
(кто дочитал до конца, может взять печеньку )
(Отредактировал 07-01-2014 в 18:20 Yuri S.)
|
|
|
|
Wehr-wolf
Ветеран
Откуда: ЗМЕИНЫЙ
Сообщений: 6 664
Репутация: 299
|
RE: Фазировка акустики влияет на звучание ? / 07-01-2014 18:33
В ближнем поле в нормальных условиях прослушивания (не дворец и не пещера) разница в противофазе колонки будет слышна полюбому.
Если не слышна, то я даже не знаю, что то не так в тракте...
Это касается как профи, хоть 30 000 ватной системы, хоть 10 ватной.
Кстати чем больше мощность и чувствительность системы (динамиков), тем заметнее влияние.
Если сидеть четко по центру, то вы в любом случае отметите потерю стерео эффекта, его размытие, выпадение инструмментов из сцены.
Противофаза колонки грубо говоря "выедает" часть звука другой колонки, по этой причине запись звучит иначе, вы можете услышать к примеру акцент на каком либо инструмменте, или же потерю (чаще всего) нижних регистров, средины.
Противофаза между сабами и колонками, она же запаздывающая фаза или опережающая резко меняет качество звука в целом.
Так к примеру удар басс бочки может быть не в грудь и не слитно с общей накачкой, а скажем где то за сценой, вдали или совершенно не в том месте где это вообще нужно !
Чем дальше вы разносите сабы и колонки тем болше у вас будет гемора с их сведением, для этого нужны приборы.
Все это справедливо для ощутимых расстояний, в маленькой комнатке этим можно иногда пренебречь.
|
|
|
|
Выразили согласие: | |
|
kay
Ветеран
Откуда: Донецк
Сообщений: 957
Репутация: 147
|
RE: Фазировка акустики влияет на звучание ? / 07-01-2014 19:34
Некоторое время назад, перелистывая старые журналы «Stereo & Video», набрёл на тест своего ПКД Creek Evolution. Обратил внимание на график отклика на дельта-импульс, по которому видно - аппарат инвертирует фазу выходного сигнала. Вспомнил, что уже проводил эксперименты по изменению полярности подключения АС. Кто не в курсе – для сохранения правильной фазы (если ПКД фазу инвертирует) необходимо красный провод акустического кабеля подключить к чёрной клемме АС, а чёрный – к красной и сделать это для двух АС. Если же этого не сделать, то при появлении сигнала головки сначала будут двигаться внутрь корпуса АС. Несмотря на то, что звуковая волна это чередование областей высокого и низкого давления, думаю, для правильного восприятия фронта звуковой волны имеет большое значение то, что было вначале – область сжатия или область разряжения. Это можно легко проверить на слух, поэкспериментировав с фазировкой подключения АС. Так вот, если вы подключили АС как описано выше, то при появлении сигнала головки уже будут двигаться на слушателя. Но это будет в том случае, если остальные компоненты, в том числе и сами АС (об этом я расскажу позже), сами не крутят фазу.
Именно так и произошло у меня. Несмотря на инверсию фазы моим ПКД, на слух лучший звук получался при правильном подключении АС, т.е. красный к красному. Вспомнив всё это, я решил провести эксперименты и с остальными своими источниками (их у меня три). Как и предполагалось, они требовали иного, нежели ПКД, подключения АС. Поскольку графики импульсного отклика приводит лишь «Stereo & Video», решил пересмотреть все имеющиеся у меня журналы и выписать модели инвертирующие фазу выходного сигнала.
Вот этот список. Возможно, кто-то найдёт в нём свой аппарат и решит поэкспериментировать и, вероятно, откроет новые штрихи в звучании своей системы.
Arcam CD 73
Creek Evolution
Magnat MCD 850
Yamaha CD-S1000
Sony SCD-XA 5400 ES
XTZ CD-100
YBA YC 201
ЦАП PS Audio DL III
К сожалению ни одно известное мне аудиоиздание не проводило измерений фазы выходного сигнала усилителей. То ли это очень сложно, то ли встречается крайне редко и потому не актуально. А теперь обещанный рассказ о АС. Некоторый период времени журнал «Аудиомагазин» проводил измерения отклика на ступенчатый сигнал, по которому видно включены ли головки синфазно или нет и в какой акустической полярности они включены – положительной или отрицательной. Думаю, для большинства присутствующих на этом форуме не является секретом то, что в многополосных АС (да и в некоторых двухполосных) нередко (а судя по измерениям «Аудиомагазина» часто) головки включаются противофазно. Например, в трёхполосных АС среднечастотная головка может быть включена в положительной акустической полярности, т.е. при подаче сигнала будет вначале двигаться на слушателя, а остальные головки – в отрицательной, т.е. будут двигаться от слушателя. Либо НЧ и СЧ включены синфазно, а ВЧ – противофазно и т.д. И такой бардак встречается даже в двухполосных АС, в которых обе головки включены противофазно. Понятно, что в таких АС как не подключай кабель, правильную фазу не получить, одна или несколько головок первое движение всегда будут совершать от слушателя. Насколько я знаю теорию, такое включение головок требуется при определённой схемотехнике разделительного фильтра для получения плоской суммарной АЧХ. Поэтому такие АС я не рассматриваю. При наличии таких АС в системе желательно поэкспериментировать с правильным подключением. Но есть ещё более удивительные АС – это двухполосные АС, в которых обе головки включены синфазно, но, по какому-то недоразумению, в отрицательной акустической полярности. Проще говоря, при правильном подключении таких АС головки, при подаче сигнала, вначале будут двигаться от слушателя. В этом случае, для исправления ситуации и сохранения правильной фазы, такие АС нужно подключить неправильно. Вот перечень этих странных АС:
Amphion Argon 2
System Audio SA2K Master Version
Neat Petite III
DALI Concept 2
Swans M1
Всем кто решит поэкспериментировать с полярностью подключения АС дам один совет – для правильных выводов прослушать побольше фонограмм. У меня есть сомнения в том, что все представленные на рынке записи обеспечивают правильную фазу. При моих экспериментах некоторые фонограммы давали необычные результаты.
|
|
|
|
Выразили согласие: | oleg2566 , voitart , Roulss , Александр Ю. , thunder , edissonil , Victor-Blues , orthodox , DindiDag , slyhach , asgirich , audin1970 |
|
Пользователи просматривают эту тему: 1 Гость(ей)
|
|