TAG_SPB, спасибо за ссылочку! Теперь чуть больше понимания есть и по динамикам, и по концепции в целом!
Лет 20 назад, когда в школе учился, меняли по классам точки оповещения. Я вовремя подсуетился и все списанные громкоговорители были отданы мне. Я тогда ещё мелкий был и особо не понимал что к чему и даже не помню какие там динамики были: какие-то широкополосники 16 см. Для изготовления корпусов мне родители не выделили средств, поэтому я просто взял и скрутил меж собой готовые корпуса в столбы по 8 штук на канал. Повыдёргивал трансформаторы, соединил по 4 последовательно, тем самым получив по 16 ом примерно и подцепил к Прибой 100УМ-104С. Звучало очень даже неплохо! Повторюсь, тогда был мелкий и особо не понимал что к чему - громко и уже хорошо! Всякая попса начала-середины 90х играла хорошо, но низов было мне мало, а имеющихся Амфитон 25АС-027 не хватало для подпорки снизу. Был доступ к аппаратуре городского ДК и довелось мне познакомится с 4А32... Сразу же мои столбики уехали обратно в школу, где трудятся и по сей день в актовом зале, кстати, а у меня в доме появились 2 гробика с парами 4А32. На свалке был обнаружен отличный шкаф и кухонный гарнитур... в 90е то!!!! Которые и пошли на изготовление корпусов под эти 4А32. Эту акустику я уже использовал для работы по всяким свадьбам, выпускным и прочим мероприятиям - и громкости, и низов уже хватало с головой.
Далее я пошёл по пути компрессионных динамиков, иногда балуясь с 5ГДШ-5 в качестве СЧ - примерно с этого момента я уже услышал, что такое лёгкий диффузор и что, даже в попсе, электронике и музыке Ростовских парней есть много нового и интересного. Но вот только крикливость моих 5ГДШ-5 несколько портила картину. В тот момент времени у меня уже имелся рабочий макет DSP-процессора для построения 3х полоски и его мощности, в целом, хватало, чтобы разруливать не только 3х канал, но и вносить коррекцию в АЧХ, т.к. СЧ и ВЧ у меня работали от ИТУН, ну и некоторая рихтовка АЧХ самой 5ГДШ - диапазон 1...2 кГц был на 5...6 дБ просажен по отношению к 3 кГц, ну и некоторые гвозди после 5 кГц пытался убирать - да, звучало ровнее, но со сценой возникали проблемы, точнее с её присутствием в принципе. Пытался я 5ГДШ5 всячески пропитывать, менять частоты раздела, заужая ему диапазон и превращая его всё больше в СЧ, но так слаженной работы с 10" НЧ, сначала 75ГДН, потом от АСАЛаб у меня добиться так и не удалось - чувствовалось насколько был медленнее НЧ динамик. Лет на 15 я забросил всё это занятие, оставив лишь полочники у себя и огромную кучу динамиков, усилителей, ЦАПов по коробкам )))
А тут недавно, заехав к одному знакомому по совсем другому своему увлечению, обнаружил у него щиты на овалах 2х12... я тут же забыл по какому вопросу к нему приехал и заставил, другого слова не подобрать, его включить для прослушивания... Сказать, что я офигел - это ничего не сказать! От какого-то простого однотактника эти щиты играли так, как мои полочники не могут от 65 Ваттного усилителя. Но ладно громкость - КАК они играли! Я не слышал никакой крикливости и резкости вокала девичьего... Пожалуй, впервые в жизни, я настолько чётко услышал, как пальцами струны перебирают. Не, я и раньше это слышал, но вот прям чтобы ТАК. А ещё меня удивило количество низов и то как эти щиты какой-то контрабас отыгрывали! К сожалению, много послушать не удалось, да и треки были незнакомые... вот и загорелся я собрать себе по-быстрому что-то такое же для пробы и чтобы понять, что это такое. По стоимости изготовления, вроде бы, не очень дорого получается, даже если на большом количестве собирать динамиков, вот только пока проблема именно с количеством и выбором. В целом, из статьи, примерно понятно чего искать и с какими параметрами. Думал было собрать на горячо мною любимых 5ГДШ-5, но у них Fs обычно 120...130 Гц и даже после пропитки у меня значение резонанса было ~105 Гц.
(20-09-2019 11:34)AntonZP писал(а): если бы товарищ еще немного понимал в вопросах акустики....на уровне для ПТУ пойдет.
Лучше - нет. Никто не написал. Возьметесь?
П.С. это - беда всех русских форумов - крупицы инфы размазаны в тоннах флуда. А тут товарищ сделал читаемую выжимку. Не будь ее - что б мы критиковали?
GoFrenDiy - м\быть попробовать на том, что есть? а потом - купить?
Байку про ПТУ: 1984г, я студент,3й курс, курсак по усилкам. Купил книжку для ПТУ - а там расчет транзист.усилителя показан на методике лампового - графически, по касательным на передат.хар-ке и т.п.. На 2е занятие приношу преподу - все,ГОТОВО!. Он, слегка прифигел, посмотрел и изрек: - не, не пойдет, мы вас учим долго, и считать вы должны ДОЛГО!
И действительно, семестр считал через h-параметры. Но все то же самое
т.е ПРАКТИКА (ПТУ) иногда быстрее\удобнее ТЕОРИИ - при возможности некоторого отклонения под "дораб.напильником". ИМХО, конечно.
TAG_SPB, у меня из ШП остались только 2,5 штуки 5ГДШ5, а остальное АСАЛаб в разных калибрах и по сути в комплекте для 5.1. Для попробовать особо много то и не надо, я так понял, и совершенно необязательно сразу накупать по 40 штук на канал, но и те же 16 штук ещё поискаить надо... В общем, это такой длительный процесс, видимо, будет, т.ч. может ещё и попустит )))
Вот ещё вопрос - как-то чем-то подкрашивать/тонировать 5гдш4-4 можно, чтобы выглядели они в едином стиле хотя бы. Если собирать россыпью, то зоопарк будет
(20-09-2019 13:22)GoFrenDiy писал(а): Вот ещё вопрос - как-то чем-то подкрашивать/тонировать 5гдш4-4 можно, чтобы выглядели они в едином стиле хотя бы. Если собирать россыпью, то зоопарк будет
Чернилами черными для заправки картриджей на губку и очень тонко на диффузор без нажима промокать. Пока не высохнет не включать, часа 2. Работать в перчатках, а то чернила в кожу въедаются.
На звук не влияет аж никак, то есть совсем. Как визуально получается посмотрите мои фото где то в ленте есть
[quote='GoFrenDiy' pid='4055488' dateline='1568974931']
Главное - спросить правильно Спросил - чем красить - во сколько ответов, а я спросил - чем резонансы подавить и.... и..... ну, ясно.
Тем не менее - я придумал.
Дано - 2 куска фанеры под 90 градусов (Щит и нога ) Щит вибрирует.
Придумал гасить так
- переделать (3й раз) правую ногу - сделать повыше и пошире - как левую.
- поперек центра щита - перемычки, одна есть, но лучше 2е
- ну и самое: вырезать полосу фанеры примерно 10 см. шириной и высотой с ногу, снять углы под 45 град.по длинным сторонам и приклеить ее ими к ноге и краям щита - так, чтоб получился треугольник. Пустоту зафукать пеной. Получится такой себе напряженный лонжерон как в авто.
1. По конструкции. Переделал ноги - теперь они обе широкие и одной высоты. Изначально (напомню) разница получилась т.к все делал из одного листа 1.5х1.5м 18мм. фанеры. Новую ногу сделал из полулиста 9мм фанеры - склеил, места вкрутки шурупов усилил дерев.шпильками. Итог:
- вибрации по углам щита - выровнялись (стали одинаково малыми) но полностью НЕ ушли. Очевидно, замена фанеры на МДФ - их еще уменьшит. Но МДФ я не нашел.
Перемычки и усиления пеной - не делал, т.к я не гоняю щиты на макс.мощности - т.е пока "и так сойдет"
Лайф-хак: вибрации хорошо "меряются" касанием кончиком ногтя...
2. По твиттерам. Одновременно пришли ленточники AL-100 (91dB) и рупора TX600 (107dB) Цепляю фотки для разглядывания.
Ленточники не понравились - маловато ВЧ, они какие-то мутные и - главное - головка имеет четко слышимую диаграмму направленности, и из-за наклона щита назад имеем смешной эффект: когда садишься в кресло - слышишь, как проскакиваешь "сладкую точку"
А вот рупора...Выглядят не такими громоздкими как я боялся, если бы еще были сделаны из неблестящей, матовой пластмассы - вообще СУПЕР. Внутренности рупора на фото - не видны, там сложная конструкция: кольцо и уже поверх него - конус.
По звуку - ВЧ четкие, ясные, медь тарелок "шипит" и слышны - как "горошины" - моменты удара палочек по тарелкам. Ну, разница в чувствительности твиттеров в 16 дБ - не шутки.
По уровню - чуть-чуть много, думаю уменьшение С до 1.5 мкФ все решит.
В общем - ТХ600 смело рекомендую для щитов. Ссыль на али.
(24-09-2019 09:34)TAG_SPB писал(а): 2. По твиттерам. Одновременно пришли ленточники AL-100 (91dB) и рупора TX600 (107dB) Цепляю фотки для разглядывания.
Ленточники не понравились - маловато ВЧ, они какие-то мутные и - главное - головка имеет четко слышимую диаграмму направленности, и из-за наклона щита назад имеем смешной эффект: когда садишься в кресло - слышишь, как проскакиваешь "сладкую точку"
Вам захотелось "яркости", потому и рупора. Скоро надоесть.
Они еле до 10К дотягивают.
Шикарные ленточники, НО!
По краю щита, вам нужно сформировать из них вертикальный массив, а это мин. по 4-ре ленточника на сторону, лучше по 8-м.
Доработать сами ленточники, а именно - открыть заднюю камеру и они превратятся в диполя.
Вадимыч, а такой столбик не сузит и так узкую ДН по вертикали? И зачем дипольность? (upd - если для обьемности через переотражения - то комнатка у меня маловата, щиты и так неоптимально стоят..)
спрашиваю, т.к покупка 8и ленточников = по цене как 6 рупоров. В ней должен быть смысл...
я ленточники долго не слушал но мне показались верха у них с каким-то окрасом.. м\быть показались, не уверен. А рупор - понравился сразу, из коробки.
upd - посмотрел АЧХ обоих - не, у этих рупоров она нормальная, до 20К. Единственно что ход АЧХ разный - у ленточника отдача с ростом частоты - растет, у рупора - падает. Мысленно суммируя с АЧХ фильтра-конденсатора я б предположил, что ленточник будет задирать ВЧ, а этот рупор - более ровен. Возможно.
(24-09-2019 15:41)TAG_SPB писал(а): Вадимыч, а такой столбик не сузит и так узкую ДН по вертикали? И зачем дипольность? (upd - если для обьемности через переотражения - то комнатка у меня маловата, щиты и так неоптимально стоят..)
спрашиваю, т.к покупка 8и ленточников = по цене как 6 рупоров. В ней должен быть смысл...
У меня комната меньше вашей и диполи по всему диапазону.
Зачем дипольность? Да лучше диполя пока ничего не играет. (при прочих равных) У вас щит - диполь.
АЧХулинам по рисункам не верьте, только мерять и самому.
В омут с головой не нужно. Для начала подготовьтесь.
Писать много, почитайте о вертикальных и линейных массивах.
Потом продолжим.
Вадимыч я погуглил ЛМ.
радует, что на расст.2м 4 головки дадут прирост ~3дБ по сравн.с одной.
смущает то, что:
- их надо делать строго вертикальными, а щиты наклонены - выйдет странный дизайн.
- так же как у щитов - будут проблемы с ВЧ, Википедия рекомендует с ЛМ юзать рупора
- эффект возникает при близком расположении головок. Для этих ленточн.ВЧ - не получается, обойма помешает. Кста, китайцы продают и "нутро" от этих пищалок - но его нельзя руками трогать за пленку зато можно вплотную ставить.
т.е вот так, навскидку, массив пищалок хуже рупора. И дороже
В чем я ошибаюсь?
1. TAG_SPB ответьте на вопрос: выбрал себе щиты, протому что?
2. Щит на ШП это тот же вертикальный массив, который не играет ВЧ.
3. Наклон - дам видео.
4. Читайте серьезную литературу, а не Вики.
Вадимыч, мне более убедительным показался этот ролик
т.к в предложенном вами Don Keele демонстрирует равномерность АЧХ и звукового давления у его АС - сделанных явно для американцев - с их большими комнатами и с мраморными полами (т.к.жарко). Т.е совсем не про то что я спрашивал.
а п.1 и 4 - лучше замнем, во избежание флейма, Ок?
Если что - tag#mail.ru - моя почта, отвечаю быстро.
Добавлю - мужики, не забывайте - я НИФИГА не специалист, "забежал с улицы" и пытаюсь понять.
Про "курите маны, они - рулеззз" - знаю, но "чтоб составить грамотный вопрос надо на 80% знать ответ"..
Про ролик, кому интересно - в комментах автор пишет: твитеры Dayton PT2C 8шт (странно - видим 9шт), работают от 2.5кГц кроссовер - активный, ну и это - трехполоски, где-то не в кадре еще 2 сабвуфера от 15 до 60 Гц .. маньяк.. описание проекта